Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
от 8 июля 2015 г. N 3-24/18-2015
Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области Демидова Елена Николаевна, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N 3-24/18-2015, возбужденного в отношении должностного лица - и.о. начальника редакционно-издательского отдела, редактора открытого акционерного общества "Издательско-полиграфический комплекс "Пензенская правда" И<_>(паспорт: <_> N<_> выдан <_> место регистрации: г. Пенза, ул. <_> <_>), в ее присутствии. установил:
На рассмотрение поступил протокол от 29.06.2015 N 3-24/18-2015 об административном правонарушении, составленный главным специалистом-экспертом отдела контроля органов власти и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее - Пензенское УФАС России) в отношении должностного лица - и.о. начальника редакционно-издательского отдела, редактора ОАО ИПК "Пензенская правда" И<_> в связи с совершением деяния, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Из протокола об административном правонарушении от 29.06.2015 N 3-24/18-2015 и материалов дела следует.
Пензенским УФАС России было рассмотрено дело N 3-01/19-2015 о нарушении законодательства о рекламе в отношении ОАО ИПК "Пензенская правда" по факту нарушения статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее ФЗ "О рекламе").
Распространяемая ОАО ИПК "Пензенская правда" реклама решением Комиссии Пензенского УФАС России от 09 июня 2015 года в соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" признана ненадлежащей.
В соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 настоящего Кодекса.
При рассмотрении настоящего дела должностное лицо - и.о. начальника редакционно-издательского отдела, редактор ОАО ИПК "Пензенская правда" И<_> факт нарушения законодательства о рекламе признала.
Рассмотрев материалы настоящего административного дела, заслушав пояснения лица, привлекаемого к административной ответственности, прихожу к следующему.
Факт совершения ОАО ИПК "Пензенская правда" действий по распространению ненадлежащей рекламы доказан в ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе и подтверждается представленными доказательствами.
Из материалов настоящего административного дела и дела о нарушении законодательства о рекламе N 3-01/19-2015 следует, что Пензенским УФАС России с 25.03.2015 по 20.04.2015 была проведена плановая документарная проверка в отношении ОАО ИПК "Пензенская правда" на предмет соблюдения требований законодательства о рекламе при распространении рекламы в рекламно-информационном еженедельнике "Счастливый случай".
В ходе проверки установлено, что в рекламно-информационном еженедельнике "Счастливый случай" N 2 от 21.01.2015, N 7 от 25.02.2015 на оборотной стороне размещена реклама товаров при дистанционном способе их продажи с признаками нарушения законодательства о рекламе.
Учредителем и издателем рекламно-информационного еженедельника "Счастливый случай" является ОАО ИПК "Пензенская правда" (Св-во ПИ N ФС8-0654).
Пензенским УФАС России определением от 29.04.2015 по факту распространения рекламы дистанционным способом, возбуждено дело N 3-01/19-2015 по признакам нарушения статьи 8 ФЗ "О рекламе". К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ОАО ИПК "Пензенская правда".
Решением Комиссии установлено, что в рекламно-информационном еженедельнике "Счастливый случай" N 2 от 21.01.2015, N 7 от 25.02.2015 опубликована информация следующего содержания: "Компания ВКУСНЫЙ ШАШЛЫК. Служба доставки шашлыка в г. Пензе N1. Проголодались Закажите ШАШЛЫК 307-305, 305-307 бесплатная доставка. Свинина баранина говядина форель индейка www.shashlik58.ru стол заказов в г. Пенза, ул. Краснова, 40".
В соответствии со статьёй 3 ФЗ "О рекламе" рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:
-предназначаться для неопределенного круга лиц;
-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;
-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке и закрепить его образ в памяти потребителя.
Рассматриваемая информация по своему содержанию и целевой направленности является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.
В рекламе содержится информация: "Служба доставки шашлыка в г. Пензе N1_Закажите ШАШЛЫК 307-305, 305-307 бесплатная доставка", имеется указание на адрес сайта в сети Интернет www.shashlik58.ru., указано на возможность доставки по телефону.
В ходе рассмотрения дела установлено, что доставка заказа осуществляется индивидуальным предпринимателем Т<_>
Указанная в рекламно-информационном еженедельнике "Счастливый случай" информация позволяет сделать вывод, что в данном случае имеет место реклама товаров при дистанционном способе их продажи.
Согласно пункту 1 статьи 26.1 Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" дистанционным способом продажи товара считается заключение договора розничной купли-продажи на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара) способами.
Порядок продажи товара дистанционным способом регулируется Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 N 612 (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил определено, что продажа товаров дистанционным способом это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключенному на основании ознакомления с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Согласно пункту 20 Правил договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового чека или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
В силу пунктов 2, 3 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара). Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, договор розничной купли-продажи товара по образцам или договор розничной купли-продажи, заключенный дистанционным способом продажи товара, считается исполненным с момента доставки товара в место, указанное в таком договоре, а если место передачи товара таким договором не определено, с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя - юридического лица.
Проанализировав приведенные нормы права в их системной взаимосвязи, учитывая, что при дистанционном способе продажи товара отсутствует прямой, непосредственный контакт потребителей с товаром либо его образцом до заключения договора, что в рассматриваемом случае ознакомление с товаром происходит посредством изучения каталогов, фотоснимков на Интернет-сайте www.shashlik58.ru, в рекламе имеется указание на "доставку", Комиссия приходит к выводу, что рекламируемый товар реализуется дистанционным способом путем его предложения на Интернет-сайте, газете, на которых размещены товары по различным группам, информация о наличии и доставке товара.
Также, установлено, что договор купли-продажи товара заключается в момент заказа покупателем товара по телефону или на Интернет-сайте и считается исполнен в момент доставки товара по месту жительства покупателя.
В соответствии с частью 11 статьи 5 ФЗ "О рекламе" при производстве, распространении и размещении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 8 ФЗ "О рекламе" в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В нарушение указанной нормы закона, в рекламе "доставка шашлыков" отсутствуют сведения о продавце таких товаров: фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства, реклама продукции "доставка шашлыков", размещенная в рекламно-информационном еженедельнике "Счастливый случай", нарушает требования статьи 8 ФЗ "О рекламе".
Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Ответственность за нарушение статьи 8 ФЗ "О рекламе" в соответствии со статьей 38 названного закона несет рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе").
Действия ОАО ИПК "Пензенская правда" были квалифицированы Комиссией Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, как нарушение требований статьи 8 ФЗ "О рекламе", а распространяемая реклама признана ненадлежащей.
На основании части 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-5 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч рублей до пятисот тысяч рублей.
Место совершения административного правонарушения: г. Пенза.
Время совершения административного правонарушения: январь-февраль 2015 года.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что нарушение законодательства о рекламе допущено по вине должностного лица, и.о. начальника редакционно-издательского отдела, редактора ОАО ИПК "Пензенская правда" И<_> которая единолично принимала решение о распространении рекламы товаров при дистанционном способе их продажи в газете "Счастливый случай" N 2 от 21.01.2015, N 7 от 25.02.2015.
Согласно должностной инструкции от от 30.01.2013 на и.о. начальника редакционно-издательского отдела, редактора И<_> возложена ответственность за размещение рекламных материалов. С должностной инструкцией И<_> ознакомлена.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Должностным лицом ОАО ИПК "Пензенская правда" является и.о. начальника редакционно-издательского отдела, редактор И<_> которая согласно должностной инструкции несет ответственность за соблюдением действующего законодательства. Именно она не должна была допустить нарушение рекламного законодательства.
Из объяснения и.о. начальника редакционно-издательского отдела, редактора ОАО ИПК "Пензенская правда" И<_> данного ею при рассмотрении настоящего административного дела, следует, что факт совершения правонарушения она признает.
Таким образом, в действиях должностного лица И<_> содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое наступает по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Исходя из конкретных обстоятельств дела и учитывая характер общественных отношений, на которые посягает нарушитель, прихожу к выводу об отсутствии оснований для признания допущенного административного правонарушения малозначительным и освобождения должностного лица И<_> от административной ответственности.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствам, свидетельствующим о малозначительности правонарушения.
Совершенное должностным лицом И<_> правонарушение не является малозначительным, поскольку посягает на установленные нормативными правовыми актами гарантии на защиту потребителей от ненадлежащей рекламы. По указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
И<_> в связи с занимаемой должностью и.о. начальника редакционно-издательского отдела, редактора было быть известно о последствиях совершенного деяния, однако мер, направленных на предотвращение административного правонарушения, предпринято не было.
Исходя из этого, оснований для признания допущенного административного правонарушения малозначительным и освобождения И<_> от административной ответственности не имеется.
Наличие в действиях должностного лица И<_> состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, в полной мере доказано и подтверждено материалами дела.
Кроме того, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, является формальным, следовательно, правонарушение является общественно-опасным с момента его совершения независимо от наступления каких-либо вредных последствий.
Статьёй 4.2 КоАП РФ установлены обстоятельства, смягчающие административную ответственность, перечень которых не является исчерпывающим.
Исходя из совокупности обстоятельств дела, считаю возможным в качестве смягчающих обстоятельств по делу учесть раскаяние лица, привлекаемого к административной ответственности, совершение правонарушения впервые, а также совершение действий по устранению нарушения.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных статьёй 4.3 КоАП РФ, при рассмотрении дела не установлено.
Статья 51 Конституции Российской Федерации:
1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, 29.10, 4.1 и частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, постановил:
1. Признать должностное лицо - и.о. начальника редакционно-издательского отдела, редактора ОАО ИПК "Пензенская правда" И<_> (паспорт: <_> выдан <_> место регистрации: г. Пенза, ул. <_> <_>) виновной в совершении деяния, выразившегося в нарушении требований статьи 8 ФЗ "О рекламе", ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
2. Назначить должностному лицу -.о. начальника редакционно-издательского отдела, редактору ОАО ИПК "Пензенская правда" И<_> наказание в виде административного штрафа в размере 4 000,00 (четыре тысячи) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сумму штрафа надлежит уплатить согласно следующим реквизитам:
Получатель ИНН 5836011815 КПП 583401001
УФК по Пензенской области
(Управление федеральной антимонопольной службы по Пензенской области)
КБК 16111626000016000140 Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе.
ОКТМО 56701000
Банк получателя: УФК по Пензенской области (Управление федеральной антимонопольной службы по Пензенской области)
Отделение Пенза г. Пенза
БИК 045655001
Расчетный счет 40101810300000010001
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс 52-03-70).
В силу части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток, а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 8 июля 2015 г. N 3-24/18-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016