Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
N 03-01/741 (опубликовано 7 февраля 2012 г.)
(изготовление решения в полном объеме)
30 января 2012 года
(оглашение резолютивной части)
N 03-01/741
г. Сыктывкар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия), в составе: <_> рассмотрев материалы дела N Р 48-12/11, возбужденного в отношении ООО "Глав-Медиа" и ИП <> по факту распространения рекламы следующего содержания: "Салон Красоты и омоложения К Элизе Luxe Косметологические услуги лицензированы. Парикмахерские услуги сертифицированы. тел.: 24-05-02 тел.: 20-39-13 Здесь интересно! kelize-luxe.ru Интернациональная, 106", размещенной на рекламной конструкции, расположенной в г. Сыктывкаре по ул. Коммунистической, в районе "Дом быта", напротив дома N 20, с признаками нарушения требований ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе),
в присутствии представителя ООО "Глав-Медиа" и ООО "Внешний мир" <_> действующего на основании доверенностей N 00000010 и N 00000015 от 30.01.2012;
в отсутствие:
- индивидуального предпринимателя <_>
- заявителя <_> установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поступило электронное обращение гражданина <_> от 14.11.2011 (вх. N 2457-эл от 15.11.2011) о распространении рекламы с нарушением требований ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
К обращению приложены фотокопии стационарной рекламной конструкции, размещенной в г. Сыктывкаре по ул. Коммунистической, в районе "Дом быта", напротив дома N 20, на которой имеется информация следующего содержания: "Салон Красоты и омоложения К Элизе Luxe Косметологические услуги лицензированы. Парикмахерские услуги сертифицированы. тел.: 24-05-02 тел.: 20-39-13 Здесь интересно! kelize-luxe.ru Интернациональная, 106" (далее - рассматриваемая реклама).
В результате рассмотрения обращения и приложенных материалов установлено следующее.
В соответствии со ст. 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Указанная информация содержит следующие признаки рекламы:
- распространена при помощи стационарной рекламной конструкции;
- адресована неопределенному кругу лиц;
- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - салону красоты и омоложения "К Элизе Luxe", косметологическим услугам, парикмахерским услугам, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.
Таким образом, указанная информация, распространенная при помощи стационарной рекламной конструкции, размещенной в г. Сыктывкаре по ул. Коммунистической, в районе "Дом быта", напротив дома N 20, является рекламой.
Согласно ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Перечень медицинских услуг утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.04.2001 N 113 "О введении в действие отраслевого классификатора "Простые медицинские услуги" (далее - Приказ N 113).
Приказом N 113 предусмотрено, что медицинская услуга - мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость. Простая медицинская услуга - далее неделимая услуга, выполняемая по формуле "пациент" + "специалист" = "один элемент профилактики, диагностики или лечения".
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10.05.2007 N 323 "Об утверждении порядка организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе, первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи" утверждена Номенклатура работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи, в которую включены, в том числе работы (услуги) при осуществлении медицинской помощи по косметологии терапевтической и хирургической.
Общероссийским классификатором услуг населению (ОК 002-93), утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 N 163, к медицинским услугам отнесены услуги, оказываемые косметологическими подразделениями (код 081500).
Согласно п. 49 Приказа Росстата от 23.07.2009 N 147 "Об утверждении Указаний по заполнению в формах федерального статистического наблюдения показателя "Объем платных услуг населению" медицинские услуги включают, в том числе услуги косметологических учреждений. Согласно п. 50 указанного Приказа в медицинские услуги включается оплата населением, в том числе проведения физиотерапевтических и иных процедур, массажей (включая гидромассаж), лечебной гимнастики и т.д., услуг обертывания грязями, мануальной терапии, мезотерапии, гемокода, контурной инъекционной пластики, флебопластики, предоставляемых парикмахерскими и салонами красоты.
Согласно п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, (далее - Положение) медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с Перечнем согласно приложению к Положению.
В соответствии с указанным Перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности подлежат лицензированию работы (услуги) по косметологии (терапевтической и хирургической).
Согласно Постановлению Министерства труда Российской Федерации от 10.11.1992 N 31 "Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих" требованием к профессии косметика, осуществляющего, в том числе массаж лица и шеи, гигиеническую и вакуумную чистку лица, наложение питательных, дезинфицирующих масок, является наличие среднего медицинского образования.
Согласно информации, представленной в материалы рекламного дела Управлением Росздравнадзора по РК письмом N 01-27/257 от 01.12.2011 (вх. N 6138 от 02.12.2011), перечень косметологических услуг определен Приказом Минздрава СССР N 1290 от 28.12.1982 "О мерах по улучшению косметологической помощи населению" и Приказом N 113.
Письмом N 01-27/242 от 16.11.2011 (вх. N 5796 от 17.11.2011) Управление Росздравнадзора по РК направило в адрес Коми УФАС России Перечень работ и услуг, осуществляемых в рамках косметологии и подлежащих лицензированию в рамках медицинской деятельности (далее - Перечень).
В Перечень включены, в том числе следующие работы (услуги):
- комплексный уход за кожей лица (гигиеническая чистка, наложение питательных масок на кожные покровы, макияж);
- пилинг (кроме фенолового);
- все виды массажа на различные области;
- антицеллюлитная процедура;
- физиотерапевтические процедуры по уходу за кожей лица, в том числе коррекция фигуры ультразвуком и ультразвуковая терапия.
Согласно письменной информации, представленной ИП <_> в материалы рекламного дела, и пояснений, данных ею 11.01.2012 в ходе рассмотрения рекламного дела, <_> является собственником помещения, в котором расположен салон красоты и омоложения "К Элизе Luxe"; данное помещение <_> сдает в аренду ООО "ИТЦПК "Вирго Бьюти Профи", учредителем которого она является; ООО "ИТЦПК "Вирго Бьюти Профи" оказывает косметологические услуги в салоне красоты и омоложения "К Элизе Luxe".
Согласно письменной информации, представленной ИП <_> в материалы рекламного дела, салон красоты и омоложения "К Элизе Luxe" оказывает, в том числе следующие косметологические услуги:
- пилинг "Горячий шоколад" (Klapp),
- энзимный пилинг (Klapp),
- пилинг энзимный эксфолиатор 3 в 1 (Klapp),
- биофитопилинг обогащенный (Кристина),
- ферментный пилинг (NATURA BISSE),
- гликопилинг 25% (NATURA BISSE),
- пилинг с папаином (КОРА),
- маски (стимулирующая разогревающая, увлажняющая гелевая, питательная обогащенная и др.),
- массаж (классический, пластический силовой, оздоровительный По Жаке щипковый, воздушный лимфодренаж аппаратный, щеточный массаж-пилинг аппаратный, контура глаз),
- механическая чистка лица,
- аппаратная косметология (ионофорез, дезинкрустация, Д'Арсенваль лица, Д'Арсенваль волосяной части головы, УЗ-пилинг по лицу, УЗ-терапия по лицу, УЗ-пилинг по телу (I зона), УЗ-терапия по телу (I зона),
- биомеханическая депиляция.
В материалах рекламного дела имеется копия лицензии N ЛО-11-01-000682 от 10.10.2011, выданной Министерством здравоохранения Республики Коми ООО "ИТЦПК "Вирго Бьюти Профи" на осуществление медицинской деятельности, в том числе косметологии (терапевтической) по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 106.
Из содержания ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе не следует, что требования данной нормы закона распространяются только на рекламу конкретной медицинской услуги. Из текста ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе следует, что любая реклама медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению, необходимости получения консультации специалистов.
Из вышеизложенного усматривается, что косметологические услуги, речь о которых идет в рассматриваемой рекламе, относятся к медицинским услугам.
При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама размещена в нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
В соответствии с частями 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за распространение рекламы, не соответствующей требованиям ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.
Частью 8 ст. 38 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований частей 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
ИП <> ООО "Глав-Медиа" и ООО "Внешний мир" в материалы рекламного дела представлены: копии договора N 61 от 12.10.2010, заключенного между ИП <_> (заказчик) и ООО "Глав-Медиа" (исполнитель) на размещение рекламно-информационных материалов, и приложения N 3 от 30.09.2011 к указанному договору; копии счета-фактуры N 00000682 от 30.11.2011 и счета-фактуры N 00000755 от 31.12.2011; копии акта N 00000682 от 30.11.2011 и акта N 00000755 от 31.12.2011, согласно которым услуги по размещению рекламно-информационных материалов за ноябрь и декабрь 2011 г. выполнены полностью и в срок, заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет; копии платежных поручений N 584 от 01.12.2011, N 528 от 28.10.2011, N 529 от 28.10.2011, N 594 от 06.12.2011; копия счета N 1154 от 26.10.2011; копия счета-фактуры N 00001166 от 05.12.2011; копия акта N 00001166 от 05.12.2011, согласно которому услуги по печати и монтажу пленки выполнены полностью и в срок, заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет; копия разрешения N 850 от 15.03.2008 на размещение объекта наружной рекламы в городе Сыктывкаре.
Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП <_>, рекламопроизводителем - ООО "Внешний мир", рекламораспространителем - ООО "Глав-Медиа".
В ходе рассмотрения рекламного дела представитель ООО "Глав-Медиа" и ООО "Внешний мир" <_> пояснил, что проект рекламы был направлен ИП <_> по электронной почте в адрес ООО "Глав-Медиа", надпись о наличии противопоказаний представленная заказчиком реклама не содержала.
В ходе рассмотрения рекламного дела ИП <_> пояснила, что содержание и наполнение рекламы определено ею; реклама распространена без учета требований ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе в связи с незнанием ИП <_> на момент заказа рекламы требований указанной нормы; через неделю после размещения рекламы представитель ООО "Глав-Медиа" обратился к ней с предложением дополнить рекламу словами "имеются противопоказания, необходима консультация специалиста", после чего от имени ООО "Внешний мир" был выставлен счет, который был оплачен ИП <_>05.12.2011, и 06.12.2011 в рекламу были внесены соответствующие дополнения.
Из материалов рекламного дела следует, что территория распространения рассматриваемой рекламы - г. Сыктывкар, период распространения рекламы без предупреждения, предусмотренного ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, - с 06.11.2011 по 05.12.2011.
Представитель ООО "Глав-Медиа" и ООО "Внешний мир" <_> в ходе рассмотрения рекламного дела пояснил, что должностное лицо, ответственное за соблюдение ООО "Глав-Медиа" законодательства о рекламе, в Обществе не определено, ответственным является руководитель ООО "Глав-Медиа".
Комиссия в ходе рассмотрения рекламного дела N Р 48-12/11 установила, что нарушение рекламного законодательства произошло по вине рекламодателя - ИП <_> рекламораспространителя - ООО "Глав-Медиа" и должностного лица - генерального директора ООО "Глав-Медиа" <_>
Из материалов рекламного дела усматривается, что со стороны ИП <_> ООО "Глав-Медиа" и указанного должностного лица должных мер по контролю соответствия рассматриваемой рекламы требованиям Закона о рекламе не принято, что и привело к рассматриваемому нарушению.
Комиссией установлено, что рассматриваемая реклама была изготовлена рекламопроизводителем ООО "Внешний мир" именно в том виде, в котором заказывалась, Общество не вносило каких-либо изменений в рекламу, заказанную ИП <_> В связи с чем, вины ООО "Внешний мир" в нарушении требований рекламного законодательства Комиссией не усматривается, Общество в полном объеме выполнило заказ согласно пожеланиям рекламодателя - ИП <_>
Таким образом, ИП <_>, ООО "Глав-Медиа" и генеральным директором ООО "Глав-Медиа" <_> нарушены требования ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
Комиссией установлено, что на дату вынесения решения факт распространения рассматриваемой рекламы не имеет места, что подтверждается имеющимся в материалах рекламного дела актом осмотра наружной рекламы от 07.12.2011 с приложенными к нему фотокопиями рекламы.
В связи с изложенным, Комиссия сочла нецелесообразной выдачу ООО "Глав-Медиа" и ИП <_> предписаний о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 - 43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, п. 3.55 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС РФ от 28.12.2007 N 453, решила:
Признать рекламу следующего содержания: "Салон Красоты и омоложения К Элизе Luxe Косметологические услуги лицензированы. Парикмахерские услуги сертифицированы. тел.: 24-05-02 тел.: 20-39-13 Здесь интересно! kelize-luxe.ru Интернациональная, 106", размещенную на рекламной конструкции, расположенной в г. Сыктывкаре по ул. Коммунистической, в районе "Дом быта", напротив дома N 20, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
Предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы ООО "Глав-Медиа" и ИП <_> не выдавать, поскольку распространение рекламы, указанной в п. 1 настоящего решения, прекращено.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ООО "Глав-Медиа" дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении генерального директора ООО "Глав-Медиа" <_> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ИП <_> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение в полном объеме изготовлено 03 февраля 2012 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми N 03-01/741 (опубликовано 7 февраля 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016