Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 7 февраля 2012 г. N 275/2011
Резолютивная часть оглашена 25.01. 2012 года
Полный текст решения изготовлен 07.02. 2012 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дела N275/2011 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Иващенко И.В.- заместитель руководителя управления,
Члены Комиссии:
Белоконь Т.Б. - заместитель начальника отдела контроля на транспорте, в строительстве и ЖКХ;
Пометельникова А.С. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля на транспорте, в строительстве и ЖКХ;
Ковтун Е.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля на транспорте, в строительстве и ЖКХ;
Бабич В.А. - специалист-эксперт отдела контроля на транспорте, в строительстве и ЖКХ,
рассмотрев дело N 275/2011 по признакам нарушения ОАО "Аэропорт Анапа" ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - Управление) поступило обращение ООО "Микрофон" на действия ОАО "Аэропорт Анапа" по применению неопубликованных и не дифференцированных по видам воздушных судов сборов и тарифов за наземное обслуживание.
4 сентября 2010 года выполняя плановые полеты, воздушное судно (далее - ВС) ООО "Микрофон" Cessna-172, RA-0605G, по предварительному согласованию совершило посадку в аэропорту "Геленджик". Согласно Акту N 7243 от 05.09.2010 за выполненные услуги по аэропортовому обслуживанию в аэропорту Геленджик ОАО "Аэропорт Анапа" выставило к оплате ООО "Микрофон" за обеспечение приемки-выпуска (Геленджик) 3525 руб.
В ответ на запрос ООО "Микрофон" об обоснованности величины тарифа за обеспечение приемки и выпуска ВС ОАО "Аэропорт Анапа" направило формализованную телеграмму за подписью директора Центра расписания и тарифов (ЦРТ) ЗАО "Транспортная Клиринговая палата" в которой указан тариф за обеспечение приемки и выпуска ВС в размере - 3525 руб.
ООО "Микрофон" указывает, что отсутствие распределения тарифов по типам воздушных судов, нарушает п.4.15.1 Приказа Минтранса РФ от 2 октября 200 г. N110. Обеспечение приемки выпуска ВС Boeing - 767 (взлетная масса 204 тонны) требует на порядок больше трудозатрат, сложности и длительности процедур и т.д., чем при приемке - выпуске легкого ВС Cessna-172.
На запрос Управления, о предоставлении информации о величине тарифа на обеспечение приемки и выпуска ВС в аэропорту "Геленджик" по каждому типу ВС, ОАО "Аэропорт Анапа" ответило, что стоимость услуги по обеспечению приемки и выпуска по всем типам ВС является единой.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О Защите конкуренции", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В действиях ОАО "Аэропорт Анапа" по установлению единого тарифа по всем типам судов за обеспечение приемки и выпуска ВС в аэропорту г. Геленджик установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Приказом врио руководителя Краснодарского УФАС от 26.10.2011 г. N419 возбуждено дело N275/2011 по признакам нарушения ОАО "Аэропорт Анапа" ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением от 26.10.2011 г. дело N275/2011 о нарушении антимонопольного законодательства назначено к рассмотрению на 11.11.2011 г.
11.11.2011 г. ООО "Микрофон" в адрес управления было направлено ходатайство о рассмотрении дела без участия заинтересованного лица ООО "Микрофон".
Комиссией Краснодарского УФАС России удовлетворено ходатайство ООО "Микрофон".
Определением от 11.11.2011 об отложении рассмотрения дела N275/2011 рассмотрение назначено на 14.12.2011.
14.12.2011 г. объявлен перерыв в заседании Комиссии до 19.12.2011 г.
Определением от 19.12.2011 об отложении рассмотрения дела N275/2011 и рассмотрение назначено на 25.01.2012.
Заседание Комиссии 25.01.2012 г. состоялось в присутствии председателя Комиссии Иващенко И.В., членов Комиссии: Белоконь Т.Б., Ковтун Е.В., Пометельниковой А.С., Бабич В.А., представителей сторон, участвующих в деле: от ОАО "Аэропорт Анапа" представитель Марзоев А.Т. по доверенности N58 от 03.11.11, представитель Хохлов Д.С. по доверенности N66 от 14.12.11, от ООО "Микрофон" представитель Мищенко С.Н. по доверенности от 25.01.2012.
Комиссия, рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения сторон по делу N275/2011, установила:
ОАО "Аэропорт Анапа" осуществляет деятельность по оперативному техническому обслуживанию воздушных судов в аэропорту Геленджик на основании сертификата соответствия ССГА от 12.05.2010 N 2021100154 и приказа ОАО "Аэропорт Анапа" "О создании обособленного подразделения ОАО "Аэропорт Анапа" в связи с производственной необходимостью, вызванной расширением деятельности в виде оказания услуг по инженерно-авиационной деятельности в аэропорту города Геленджик.
Решением Правления МАП России от 28.04.1998 N 16/1 ОАО "Аэропорт Анапа" включен в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте.
Пунктом 5 ст. 8 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О естественных монополиях" установлено, что в целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, которая регулируется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги в аэропортах отнесены к числу сфер деятельности субъектов естественной монополии, в силу указанного Федерального закона ОАО "Аэропорт Анапа" является субъектом естественной монополии на рынке аэропортовых услуг, в связи с чем, деятельность вышеуказанного аэропорта подпадает также под ограничения Закона о защите конкуренции, действия которого распространяются на отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
ОАО "Аэропорт Анапа" приказом Краснодарского УФАС России от 27.05.1997 г. N 71 включен в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, с долей более 50 процентов на рынке услуг аэропортов.
На основании изложенного, Комиссией принято решение об установлении доминирующего положения ОАО "Аэропорт Анапа" на рынке услуг аэропортов, связанных с обслуживанием пассажирских воздушных судов и пассажиров в географических границах г.Анапа г.Геленджик.
Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2008 г. N 293 "О государственном регулировании и контроле цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" содержит полный перечень регулируемых государством услуг субъектов естественных монополий в аэропортах:
Обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов
Предоставление аэровокзального комплекса
Обеспечение авиационной безопасности
Обслуживание пассажиров
Обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом
Хранение авиационного топлива
С учетом вышеуказанного перечня, услуга по приемке и выпуску ВС не входит в перечень услуг, цены на которые регулируются государством (ФСТ России), следовательно, не входит в перечень информации, подлежащей раскрытию в соответствии ст. 8 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О естественных монополиях" и п.9 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 938 "Стандарты раскрытия информации субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сферах услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей".
Между тем, информация о тарифе на обеспечение приемки и выпуска воздушного судна в аэропорту Геленджик размещена в сети Интернет на сайте www.basel.aero.ru (для бизнеса - авиакомпаниям - аэропорт Геленджик - тарифы на обслуживание - прейскурант Анапа-Геленджик).
В Центре расписания и тарифов (ЦРТ) функционирует система регистрации и опубликования аэропортовых и аэронавигационных сборов, тарифов за наземное обслуживание воздушных судов в аэропортах РФ и цен на, потребляемое перевозчиками, авиатопливо, которая включает: нормативно-методическое, информационное, программное и техническое обеспечение.
Регистрации подлежит, в том числе тариф за обеспечение приемки и выпуска, устанавливаемый на одно обслуживание по типам ВС.
Для ОАО "Аэропорт Анапа" услуга по обеспечению приемки и выпуска в аэропорту г. Геленджик разрешена ЦРТ с 12.05.2010 по 12.05.2012 (телеграмма ЦРТ 19303), тариф в размере 3525 руб./ВС (с НДС) зарегистрирован с 13.05.2010 (телеграмма ЦРТ 19304).
При намерении выполнить чартерный рейс, авиакомпании или эксплуатанты ВС, заблаговременно направляют в аэропорт радиограмму (РД) запрос о слоте. В РД кроме информации о рейсе эксплуатант может запросить прейскуранты на услуги, оказываемые в аэропорту. Аэропорт предоставляет информацию по запросу.
В ответ на запрос ООО "Микрофон" об обоснованности величины тарифа за обеспечение приемки и выпуска ВС ОАО "Аэропорт Анапа" направило формализованную телеграмму за подписью директора Центра расписания и тарифов (ЦРТ) ЗАО "Транспортная Клиринговая палата", в которой указан тариф за обеспечение приемки и выпуска ВС в размере - 3525 руб.
Величина тарифа на обеспечение приемки и выпуска ВС в аэропорту "Геленджик" по каждому типу ВС установлена единая в размере 3525 руб.
В соответствии с пунктом 4.15.1. Приказа Минтранса РФ от 02.10.2000 N 110 (ред. от 23.11.2009) "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" (далее - Приказ N 110) тариф устанавливается за предоставление услуг по обеспечению приемки и выпуска воздушного судна, включая:
подготовку места стоянки и приемку воздушного судна на место стоянки;
установку стояночных колодок под колеса шасси;
уборку стояночных колодок;
заземление воздушного судна;
установление связи с экипажем по СПУ или радиосвязи между перроном и кабиной экипажа;
контроль за запуском двигателей;
разрешение движения;
контроль за выруливанием воздушного судна с места стоянки.
Тариф устанавливается на одно обслуживание по типам воздушных судов.
Плата определяется по установленному тарифу за каждое обслуживание по обеспечению приемки и выпуска.
В ходе рассмотрения дела N275/2011 ООО "Микрофон" представлена информация о трудоемкости работ по обеспечению приемки - выпуска ВС в человеко - часах по различным типам ВС, рассчитанная обществом, на основании регламентов технического обслуживания (РТО) и технических указаний по техническому обслуживанию (ТУ) ВС, утвержденных разработчиками ВС, органами гражданской авиации. В таблице проведено сравнение трудоемкости по следующим классам судов:
вне класса ИЛ -96-300 -1,24 чел.-час, 1 класс ТУ-154 - 1,31 чел.-час., 2 класс - ТУ - 134 - 1,485 чел.-час., 3 класс - Як - 40 - 0,64 чел.-час, легкомоторный - Ил-103- 0,335 чел.-час. При расчете трудоемкости наименование работ содержит 17 позиций, однако при расчете трудоемкости для легкомоторного ВС не учтены следующие виды работ получение задания, переход, запуск двигателей, отключение СПУ, слежение за выруливанием, а также значительно занижена трудоемкость по сравнению с хронометражем, проведенном ОАО "Аэропорт Анапа" по аналогичным ВС, по следующим позициям установка колодок, штыря с осмотром заземления, уборка троса заземления, колодок, заключительный осмотр на отсутствие повреждений.
ООО "Микрофон" указывает, что исходя из характеристик взлетной массы и размеров (длины и высоты воздушного судна) трудоемкость работ по обеспечению приемки - выпуска Ил-103 и Cessna-172 в человеко - часах идентична.
Из представленной ОАО "Аэропорт Анапа" информации Комиссией по рассмотрению дела N275/2011 установлено следующее.
ОАО "Аэропорт Анапа" выдан Сертификат N 2021100154 от 12.05.2010 на право производить техническое обслуживание авиационной техники в аэропорту г. Геленджик. Сертификат действителен только для ОАО "Аэропорт Анапа" и только по месту его производственной деятельности и действует только совместно с Приложением, в котором указаны типы авиатехники и виды обслуживания. Согласно Приложению к Сертификату N 2021100154 от 12.05.2010 обслуживанию подлежат следующие типы авиационной техники: ТУ-134, ТУ-154Б, ТУ-154-М, ЯК-40, ЯК-42Д. Указанные типы ВС имеют следующую взлетную массу: ТУ-134 (47 т), ТУ-154Б (96т), ТУ-154-М (100 т), ЯК-40 (16 т), ЯК-42Д (57,5 т).
В обоснование установления единого тарифа за предоставление услуг по обеспечению приемки и выпуска воздушного судна ОАО "Аэропорт Анапа" представило хронометраж услуги по обеспечению приемки и выпуска по типам судов, проведенный в аэропорту г. Геленджик в мае 2010 г. По результатам хронометража работ по обеспечению приемки и выпуска ВС в аэропорту г.Геленджик, проведенного ОАО "Аэропорт Анапа" 29-30 мая 2010 г., утверждены единые нормы времени по обеспечению приемки и выпуска для всех типов судов.
Комиссией по рассмотрению дела N275/2011 проведено сравнение трудоемкости, указанное ОАО "Аэропорт Анапа" в хронометраже услуги по обеспечению приемки и выпуска судов по следующим типам ВС: А-320 - 1:18:51 (чч: мм: сс), ЯК-52 -1:18:51 (чч: мм: сс), F -900 - 1:18:57(чч: мм: сс), CRJ - 200 - 1:19:15(чч: мм: сс), количество операций 14. Таким образом, нормы времени по обеспечению приемки и выпуска различных судов отличаются незначительно.
Единая норма времени по разным типам ВС обусловлена тем, что различные типы судов размещаются на одних и тех же стоянках, т.е.в связи с ограниченностью мест стоянок в новом аэропорту г.Геленджик, отсутствует возможность разграничения деловой авиации (с более легкими самолетами) от авиации общего назначения. Имеющийся персонал линейной станции не позволяет выделить в отдельную группу механиков (с более низкими зарплатами), которые бы в данном случае обслуживали только самолеты деловой авиации по более низкой себестоимости. Обеспечение приемки и выпуска может осуществляться как инженерным, так и техническим составом. Согласно информации ОАО "Аэропорт Анапа" - в штатном расписании обособленного подразделения - линейной станции в аэропорту г. Геленджика утверждена численность работников занимающихся обслуживанием воздушных судов 21 человек, из них инженерно - технический персонал 11 человек. В аэропорту г.Геленджик обслуживание разных типов ВС производится одним и тем же составом ИТП, с размещением ВС на одних и тех же стоянках, следовательно и время на переход от служебных помещений на эти стоянки для разных типов ВС получается одинаковый. В соответствии с проведенным хронометражем время, затрачиваемое на операции по обеспечению приемки и выпуска (заземление и уборка троса, принятие ВС на стоянку, получение сведений от экипажа, установка и уборка колодок) по различным типам ВС практически не отличается.
При таких обстоятельствах, Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства N275/2011 не находит оснований для признания в действиях ОАО "Аэропорт Анапа", выразившихся в установлении тарифа за предоставление услуг по обеспечению приемки и выпуска воздушного судна на одно обслуживание по типам воздушных судов в одинаковом размере, нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О Защите конкуренции".
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1, п.2 части 2 статьи 39, частями 1,2,3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Производство по делу N275/2011 прекратить в связи с отсутствием в рассматриваемых действиях ОАО "Аэропорт Анапа" нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Председатель Комиссии И.В.Иващенко
Члены Комиссии:
Белоконь Т.Б.
Пометельникова А.С.
Ковтун Е.В.
В.А.Бабич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 7 февраля 2012 г. N 275/2011
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016