Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
от 14 декабря 2011 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело N 176-ФАС22-Р/11-11 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в газете "Резонанс на Алтае" N 74 от 08.10.2011 г., рекламы "Волшебный марал", в которой усматриваются признаки нарушения п. 2 ч.3, п. 6 ч.5 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее ФЗ "О рекламе"),
в присутствии:
заявителя - (Алтайский край, г.Барнаул, 656038, ул.Союза Республик);
заинтересованного лица:
учредитель и издатель газеты "Резонанс на Алтае" - ООО "Резонанс" (Алтайский край, г.Барнаул, 656002, пр.Ленина, 93Б), в лице представителя по доверенности Г.;
в отсутствие представителей заинтересованных лиц - производителей рекламируемого медового взвара с кусочками пантов алтайского марала:
ООО "Сашера" (Алтайский край, г.Бийск, 659305, ул. 8 Марта, 24-1);
ООО "Сашера-Эл" (Республика Алтай, г.Горно-Алтайск, пр.Коммунистический, 180). установила:
представитель ООО "Сашера" на рассмотрение дела не явился, о времени и месте рассмотрения дела Общество извещено своевременно и надлежащим образом (в деле имеется уведомление о вручении почтового отправления).
В соответствии с п.30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508, данное обстоятельство не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителя указанного лица.
Определение о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе N 176-ФАС22-Р/11-11, направленное в адрес ООО "Сашера-Эл": Республика Алтай, г.Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 180, вернулось в антимонопольный орган с пометками отделения почтовой связи: выбытие адресата; адресат по указанному адресу не находится.
Иными данными о месте нахождения ООО "Сашера-Эл" антимонопольный орган не располагает.
04.10.2011 г. в Алтайское краевое УФАС России поступило письменное заявление Е. о размещении в газете "Резонанс на Алтае" рекламы о медицинской компании ООО "Сашера" (г.Бийск), производящей мед с порошком пантов алтайского марала, которая не соответствует действительности, так как мед содержит не порошок, а кусочки пантов марала.
В ходе рассмотрения заявления антимонопольным органом указанная реклама выявлена в газете "Резонанс на Алтае" N 74 от 08.10.2011 г.
Реклама содержит изображение товара - упаковки и баночки с маркировкой "Мед с кусочками пантов марала"; информацию о медовом взваре с кусочками пантов алтайского марала производства ООО "Сашера" (г.Бийск), подробную информацию о целебных свойствах одного из компонентов взвара - пантов марала, а также содержит отзывы физических лиц, выполненные в форме писем благодарности и содержащие информацию об излечении от различных заболеваний в результате применения меда с кусочками пантов марала.
Размещение рекламы связано с проведением выставки - продажи ограниченной партии медового взвара с кусочками пантов алтайского марала в ДК "Сибэнергомаш" 16 и 17 октября 2011 г., указана цена 1 упаковки, профилактический курс - 3 упаковки, при хронических заболеваниях - 6 упаковок. Тел. для справок 8 (913) 242-18-88. Производитель: ООО Сашера (г.Бийск).
Реклама сопровождается предупреждением "Возможна индивидуальная непереносимость продуктов пчеловодства".
На заседании комиссии Е. пояснил, что из содержания рекламы "Волшебный марал", размещенной в одной из газет города Барнаула, узнал, что в г.Бийске работает медицинская компания - ООО "Сашера-Мед", которая занимается производством меда с добавлением порошка пантов алтайского марала, что этот препарат помогает при различных заболеваниях. Заявителем, посредством почты, несколько раз сделан заказ указанного препарата.
В первой посылке, полученной от ООО "Сашера-Мед", по словам Е., находился мед с порошком пантов марала, после употребления которого заявитель, имеющий ряд заболеваний, почувствовал улучшение самочувствия. В последующих посылках находился мед с кусочками пантов алтайского марала, употребление которого к положительному результату не привело.
Кроме того, в посылке находился лист-вкладыш "Общая информация для потребителей", содержащий подробное описание состава и действия отдельных компонентов оживляющего меда с кусочками пантов марала "Горная благодать", рекомендации по применению, способ применения, противопоказания, условия хранения, пищевая ценность. На обратной стороне вкладыша размещена аналогичная информация о других продуктах с указанием изготовителя ООО "Сашера-Мед", Алтайский край, 659315, г.Бийск, промышленный комплекс ОАО "Полиэкс, заводоуправление, 122, указан сайт и адрес электронной почты.
Заявитель просит проверить достоверность информации относительно лечебных свойств медового взвара с кусочками пантов марала, размещенной как в рекламе, так и во вкладыше, находящемся в посылке и содержащем информацию для потребителей.
Представитель рекламораспространителя - учредителя и издателя газеты "Резонанс на Алтае" Г. пояснила, что рекламодателем - ООО "Бриз" был представлен готовый рекламный макет, который и был размещен в журнале. По мнению представителя ООО "Резонанс" в рассматриваемой рекламе отсутствует прямое указание на лечебные свойства рекламируемого меда.
Комиссия, заслушав доводы заявителя и заинтересованного лица, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 г N 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Объектом рекламирования в рекламной статье "Волшебный марал", размещенной в газете "Резонанс на Алтае", является медовый взвар с кусочками пантов алтайского марала, производства ООО "Сашера" (г.Бийск).
Рекламораспространителем в материалы дела представлена копия сертификата соответствия N РОСС RU.АЕ.96.НО3857 Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, с приложением на продукцию - безалкогольные напитки "Медовые взвары" серии "Горная благодать" выданного изготовителю данной продукции - ООО "Сашера". В перечень выпускаемой продукции входит "Горная благодать оживляющая мед с кусочками пантов". Также представлена копия декларации о соответствии
Кроме того, в материалах дела имеется санитарно-эпидемиологическое заключение N 04.01.01.918.П.000060.10.08 от 06.10.2008 г., согласно которому изготовителем безалкогольных напитков "Медовые взвары" серии "Горная благодать" является ООО "Сашера-Эл" (Республика Алтай, г.Горно-Алтайск, пр.Коммунистический, 180).
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что рекламируемый медовый взвар с кусочками пантов алтайского марала является пищевым продуктом, одним из безалкогольных напитков "Медовые взвары" серии "Горная благодать". Изготовителем меда с кусочками пантов алтайского марала являются ООО "Сашера-Эл" (согласно санитарно-эпидемиологическому заключению), ООО "Сашера" (согласно информации, указанной в рекламе), ООО "Сашера-Мед" (согласно информации об изготовителе, размещенной на листке-вкладыше к товару).
Реализация указанного продукта Е. производилась ООО "Сашера-Мед", что подтверждается счетами на оплату от 24.01.2011 г., от 07.02.2011 г., от 26.04.2011 г., а также почтовыми квитанциями.
Согласно Федеральному закону от 02.01.2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", пищевые продукты - продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутылированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки.
Установлено, что рекламируемый медовый взвар является пищевым продуктом - безалкогольный напиток.
Согласно п.2 ч.3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
В соответствии с п.6 ч.5 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
В рекламе пищевого продукта медовый взвар с кусочками пантов алтайского марала используются словосочетания: "уникальнейшее антиоксидантное и иммуномодулирующее средство,. настоящий эликсир молодости и здоровья!", ".неповторимый по своим свойствам целебный продукт.". Кроме того, в рекламе подробно описываются лечебные свойства одного из компонентов пищевого продукта - пантов алтайского марала: что панты обладают противоязвенным и противоопухолевым эффектами; улучшают состояние при атеросклерозе и т.п., что в совокупности с размещенными в рекламе отзывами физических лиц, выполненных в форме писем благодарности и содержащих информацию об излечении от различных заболеваний в результате применения меда с кусочками пантов, указывает на лечебные свойства объекта рекламирования.
На основании вышеизложенного, довод представителя рекламораспространителя о том, что в рекламе отсутствует прямое указание на лечебные свойства рекламируемого меда является несостоятельным и опровергается самим содержанием рекламы.
Исходя из содержания рекламы лечебные свойства пищевого продукта - медового взвара с кусочками пантов алтайского марала, достигаются за счет содержания в нем сильнодействующего вещества - пантов марала.
Однако, пищевые продукты с использованием пантов марала и панты марала по своей природе являются средствами с абсолютно разными потребительскими свойствами и воздействием на организм человека.
Таким образом, указание в рекламе на лечебные свойства пищевого продукта - медового взвара с кусочками пантов марала, свидетельствует о недостоверной рекламе относительно назначении, потребительских свойств, об условиях применения данного пищевого продукта, что является нарушением п.2 ч.3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
Учитывая, что рекламируемый медовый взвар не является лекарственным средством, размещенная в рекламе информация о том, что медовый взвар лечит либо оказывает положительное влияние на течение различных болезней, противоречит требованиям п.6 ч.5 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных п.2 ч.3, п.6 ч.5 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель - лицо, определившее объект рекламирования.
Размещение рекламы в газете "Резонанс на Алтае" производилось на основании договора на рекламные услуги N 140 от 08.02.2011 г., заключенного между ООО "Бриз" и ООО "Резонанс".
Антимонопольным органом установлено, что ООО "Бриз" (г.Москва, ул.Серпуховская Б.,38, стр.2), как недействующее юридическое лицо исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в 2009 г.
Запрос антимонопольного органа, направленный в адрес ООО "Бриз", вернулся с пометкой - нет организации.
На основании вышеизложенного, от имени ООО "Бриз", правоспособность которого прекращена, реклама размещена неустановленными лицами.
Согласно письму ООО "Сашера" (вхд. N 8201 от 24.10.2011 г.) Общество не осуществляет рекламу медового взвара с кусочками пантов марала "Горная благодать", а реализация данной продукции производится через официальных дистрибьюторов: ИП Герус И.З. (г.Красноярск), ООО "Дары Алтая" (г.Екатеринбург), ООО "Медком Алтай" (г.Барнаул).
Согласно ст. 13 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставить документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям настоящего Федерального закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации.
Перечень разрешительной документации, приведенный в данной норме закона, не является исчерпывающим, соответственно к такой разрешительной документации могут быть отнесены любые документы, без наличия которых лицо не вправе осуществлять деятельность, производить, реализовывать товар или иным образом вводить его в оборот и реализацию.
Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регулирует порядок внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях. Соответственно, рекламораспространитель вправе потребовать от рекламодателя свидетельство о соответствующей государственной регистрации. Кроме того, документом, подтверждающим факт соответствующей государственной регистрации, может выступать выписка из соответствующего государственного реестра.
Непредставление указанной информации рекламодателем рекламораспространителю в рамках гражданско-правовых отношений не образует состав нарушения законодательства о рекламе, ответственность за совершение которого установлена в Федеральном законе "О рекламе" и Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, однако может служить основанием для рекламораспространителя не заключать соответствующего договора на распространение рекламы.
На официальном Интернет сайте Федеральной налоговой службы России - www.nalog.ru в свободном доступе содержится информация о зарегистрированных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации юридических лицах, в связи с чем, рекламораспространитель при заключении договора с ООО "Бриз" на распространение рекламы имело возможность проверить информацию о государственной регистрации данного юридического лица.
Рекламораспространителем - ООО "Резонанс" не реализовано право на получение достоверной информации, в данном случае, о государственной регистрации юридического лица, являющегося рекламодателем и несущим ответственность за выявленные нарушения Федерального закона "О рекламе", что повлекло распространение ненадлежащей рекламы "Волшебный марал", и невозможность реализации полномочий антимонопольного органа по пресечению данных нарушений и применении мер ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, согласно свидетельству о регистрации СМИ ПИ N ФС 12-0915, газета "Резонанс на Алтае" зарегистрирована 01 июля 2006 г. Как информационная, реклама более 40%, учредитель - ООО "Резонанс".
Согласно уставу ООО "Резонанс" (новая редакция), утвержденному Решением внеочередного общего собрания участником ООО "Резонанс" 23.12.2009 г., предметом деятельности Общества является осуществление следующих видов деятельности:
- издательская деятельность, в том числе издание газет, издание журналов и периодических публикаций;
- полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области;
- рекламная деятельность
Таким образом, ООО "Резонанс" является профессиональным участником рынка рекламной деятельности, в связи с чем, в силу своей профессиональной деятельности обладает специальными познаниями в сфере требований Федерального закона "О рекламе", в данном случае о запрете рекламы, содержащей недостоверную информацию о потребительских свойствах рекламируемого товара, а также о запрете на указание в рекламе товара, не являющегося лекарственным средством на лечебные свойства данного товара, предусмотренные п.2 ч.3, п.6 ч.5 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
Материалами дела доказано, что рекламораспространитель - ООО "Резонанс" знал о том, что объектом рекламирования в указанной рекламе является пищевой продукт, а не лекарственное средство, в связи с чем, указанный продукт не может обладать лечебными свойствами и лечить либо оказывать положительное влияние на течение болезней, однако, учитывая, что в соответствии со ст. 38 Федерального закона "О рекламе", рекламораспространитель законодательно выведен из под административной ответственности за недостоверную информацию, содержащуюся в распространяемой им рекламе, распространил заведомо ненадлежащую рекламу "Волшебный марал".
Кроме того, в ходе рассмотрения материалов дела установлено: лист-вкладыш "Общая информация для потребителей", находящийся в посылке с товаром мед с кусочками пантов марала, направленный Ерамасову К.П. ООО "Сашера-Мед", содержит информацию о производителе оживляющего меда с кусочками пантов марала "Горная благодать" - ООО "Сашера-Мед"; составе и действии отдельных компонентов продукта; действии данного продукта на организм человека и рекомендации по применению; способ применения; противопоказания; условия хранения, а также содержит информацию о других препаратах, производимых ООО "Сашера-Мед".
Согласно ст. 2 Федерального закона "О рекламе", настоящий Федеральный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом.
Согласно ст.ст. 9, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя необходимую и достоверную информацию о себе и предлагаемых товарах (работах, услугах).
В связи с тем, что в размещенной на листе-вкладыше информации содержится указание на лечебные свойства меда с кусочками пантов марала, данная информация является недостоверной и вводит в заблуждение потребителей относительно потребительских свойств товара.
Рассмотрение и решение вопросов, связанных с защитой прав потребителей, в том числе на получение достоверной информации о товарах, относится к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Проверка качества реализуемой продукции также относится к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Антимонопольный орган, согласно ст. 33 Федерального закона "О рекламе", осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе:
- предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе;
- возбуждает и рассматривает дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии со ст. 36 Федерального закона "О рекламе", антимонопольный орган по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также по заявлениям физических лиц или юридических лиц возбуждает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и содержит указание о прекращении ее распространения.
Таким образом, предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе выдается виновному в нарушении лицу, а также участвующим в рассмотрении дела заинтересованным лицам, причастным к распространению ненадлежащей рекламы и способным прекратить ее распространение.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу "Волшебный марал", размещенную в газете "Резонанс на Алтае" N 74 от 08.10.2011 г. ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 2 ч.3, п.6 ч.5 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Вынести предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе ООО "Резонанс", как лицу, причастному к распространению ненадлежащей рекламы и способному прекратить ее распространение.
3. Передать материалы дела о распространении ООО "Сашера-Мед" недостоверной информации о потребительских свойствах товара в управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю.
Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2011 г.
Решение изготовлено в полном объеме 14 декабря 2011 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 14 декабря 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016