Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
от 14 декабря 2011 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело N 179-ФАС22-Р/11-11 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в газете "Читай город" N 39 от 07.10.2011 г. рекламы "Волшебный марал", в которой усматриваются признаки нарушения п. 2 ч.3, п. 6 ч.5 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее ФЗ "О рекламе"),
в присутствии:
заявителя - Е. (Алтайский край, г.Барнаул, 656038, ул.Союза Республик);
заинтересованного лица:
учредитель газеты "Читай! город" - ООО "ИД "Алтапресс" (Алтайский край, г.Барнаул, 656049, ул.Короленко, 105), в лице представителя по доверенности П.;
в отсутствие представителей заинтересованных лиц - производителей рекламируемого медового взвара с кусочками пантов алтайского марала:
ООО "Сашера" (Алтайский край, г.Бийск, 659305, ул. 8 Марта, 24-1);
ООО "Сашера-Эл" (Республика Алтай, г.Горно-Алтайск, пр.Коммунистический, 180). установила:
представитель ООО "Сашера" на рассмотрение дела не явился, о времени и месте рассмотрения дела Общество извещено своевременно и надлежащим образом (в деле имеется уведомление о вручении почтового отправления).
В соответствии с п.30 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 17.08.2006 г. N 508, данное обстоятельство не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителя указанного лица.
Определение о возбуждении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе N 176-ФАС22-Р/11-11, направленное в адрес ООО "Сашера-Эл": Республика Алтай, г.Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 180, вернулось в антимонопольный орган с пометками отделения почтовой связи: выбытие адресата; адресат по указанному адресу не находится.
Иными данными о месте нахождения ООО "Сашера-Эл" антимонопольный орган не располагает.
04.10.2011 г. в Алтайское краевое УФАС России поступило письменное заявление Е. о размещении в газете "Резонанс на Алтае" рекламы о медицинской компании ООО "Сашера" (г.Бийск), производящей мед с порошком пантов алтайского марала, которая не соответствует действительности, так как мед содержит не порошок, а кусочки пантов марала.
В ходе рассмотрения заявления антимонопольным органом аналогичная реклама "Волшебный марал" выявлена в газете "Читай! город" N 39 от 07.10.2011 г., в рубрике "Красота и здоровье".
Реклама содержит изображение товара - упаковки и баночки с маркировкой "Мед с кусочками пантов марала"; информацию о медовом взваре с кусочками пантов алтайского марала производства ООО "Сашера" (г.Бийск), подробную информацию о целебных свойствах одного из компонентов взвара - пантов марала, а также содержит отзывы физических лиц, выполненные в форме писем благодарности и содержащие информацию об излечении от различных заболеваний в результате применения меда с кусочками пантов марала.
Размещение рекламы связано с проведением выставки - продажи ограниченной партии медового взвара с кусочками пантов алтайского марала в ДК "Сибэнергомаш" 16 и 17 октября 2011 г., указана цена 1 упаковки, профилактический курс - 3 упаковки, при хронических заболеваниях - 6 упаковок. Заказы по почте: 656006, г.Барнаул, а/я 5102.
Реклама сопровождается предупреждением "Возможна индивидуальная непереносимость продуктов пчеловодства".
На заседании комиссии Е. пояснил, что из содержания рекламы "Волшебный марал", размещенной в одной из газет города Барнаула, узнал, что в г.Бийске работает медицинская компания - ООО "Сашера-Мед", которая занимается производством меда с добавлением порошка пантов алтайского марала, что этот препарат помогает при различных заболеваниях. Заявителем, посредством почты, несколько раз сделан заказ указанного препарата.
В первой посылке, полученной от ООО "Сашера-Мед", по словам Е., находился мед с порошком пантов марала, после употребления которого заявитель, имеющий ряд заболеваний, почувствовал улучшение самочувствия. В последующих посылках находился мед с кусочками пантов алтайского марала, употребление которого к положительному результату не привело.
Кроме того, в посылке находился лист-вкладыш "Общая информация для потребителей", содержащий подробное описание состава и действия отдельных компонентов оживляющего меда с кусочками пантов марала "Горная благодать", рекомендации по применению, способ применения, противопоказания, условия хранения, пищевая ценность. На обратной стороне вкладыша размещена аналогичная информация о о других продуктах с указанием изготовителя ООО "Сашера-Мед", Алтайский край, 659315, г.Бийск, промышленный комплекс ОАО "Полиэкс, заводоуправление, 122, указан сайт и адрес электронной почты.
Заявитель просит проверить достоверность информации относительно лечебных свойств медового взвара с кусочками пантов марала, размещенной как в рекламе, так и во вкладыше, находящемся в посылке и содержащем информацию для потребителей.
Комиссия, заслушав доводы представителя стороны, изучив материалы дела и исследовав доказательства по делу, дав им надлежащую оценку, пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 г N 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Объектом рекламирования в рекламной статье "Волшебный марал", размещенной в газете "Читай! город", является медовый взвар с кусочками пантов алтайского марала.
Рекламораспространителем в материалы дела представлена копия санитарно-эпидемиологического заключения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека N 04.01.01.918.П.000060.10.08 от 06.10.2008 г. с приложениями на продукцию - безалкогольные напитки "Медовые взвары" серии "Горная благодать", выданного изготовителю данной продукции - цех по производству безалогольных напитков, чайной продукции, сухих растворимых напитков ООО "Сашера-Эл": Республика Алтай, г.Горно-Алтайск, пр.Коммунистический, 180. В перечень выпускаемой продукции входит "Горная благодать оживляющая мед с кусочками пантов".
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что рекламируемый медовый взвар с кусочками пантов алтайского марала является пищевым продуктом, одним из безалкогольных напитков "Медовые взвары" серии "Горная благодать". Изготовителем меда с кусочками пантов алтайского марала являются ООО "Сашера-Эл" (согласно санитарно-эпидемиологическому заключению), ООО "Сашера" (согласно информации, указанной в рекламе), ООО "Сашера-Мед" (согласно информации об изготовителе, размещенной на листке-вкладыше к товару).
Реализация указанного продукта Е. производилась ООО "Сашера-Мед", что подтверждается счетами на оплату от 24.01.2011 г., от 07.02.2011 г., от 26.04.2011 г., а также почтовыми квитанциями.
Согласно Федеральному закону от 02.01.2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", пищевые продукты - продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутылированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки.
Установлено, что рекламируемый медовый взвар является пищевым продуктом - безалкогольный напиток.
Согласно п.2 ч.3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.
В соответствии с п.6 ч.5 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
В рекламе пищевого продукта медовый взвар с кусочками пантов алтайского марала используются словосочетания: "уникальнейшее антиоксидантное и иммуномодулирующее средство,. настоящий эликсир молодости и здоровья!", ".неповторимый по своим свойствам целебный продукт.". Кроме того, в рекламе подробно описываются лечебные свойства одного из компонентов пищевого продукта - пантов алтайского марала: что вещество лечит буквально все; обладают противоязвенным и противоопухолевым эффектами; улучшают состояние при атеросклерозе и т.п., что в совокупности с размещенными в рекламе отзывами физических лиц, выполненных в форме писем благодарности и содержащих информацию об излечении от различных заболеваний в результате применения меда с кусочками пантов, указывает на лечебные свойства объекта рекламирования.
Исходя из содержания рекламы лечебные свойства пищевого продукта - медового взвара с кусочками пантов алтайского марала, достигаются за счет содержания в нем сильнодействующего вещества - пантов марала.
Однако, пищевые продукты с использованием пантов марала и панты марала по своей природе являются средствами с абсолютно разными потребительскими свойствами и воздействием на организм человека.
Таким образом, указание в рекламе на лечебные свойства пищевого продукта - медового взвара с кусочками пантов марала, свидетельствует о недостоверной рекламе относительно назначении, потребительских свойств, об условиях применения данного пищевого продукта, что является нарушением п.2 ч.3 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
Учитывая, что рекламируемый медовый взвар не является лекарственным средством, размещенная в рекламе информация о том, что медовый взвар лечит либо оказывает положительное влияние на течение различных болезней, противоречит требованиям п.6 ч.5 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных п.2 ч.3, п.6 ч.5 ст. 5 Федерального закона "О рекламе", несет рекламодатель - лицо, определившее объект рекламирования.
На запрос антимонопольного органа главный редактор газеты "Читай! город" пояснила (вхд. N 8493 от 03.11.2011 г.), что редакция не может предоставить договоры, заявки, платежные поручения, иные документы, на основании которых осуществлялось размещение рассматриваемой рекламы. Все согласования проходили в устной форме, клиент оплачивал рекламу наличными по товарному чеку, который остался у него. Таким образом, у рекламораспространителя отсутствуют документы, подтверждающие наличие договорных отношений с рекламодателем, определившим объект рекламирования.
На заседании Комиссии представитель рекламораспространителя - учредителя газеты "Читай! город" ООО "ИД "Алтапресс", согласился с доводами антимонопольного органа, признав, что реклама содержит нарушение требований п.2 ч.3, п.6 ч.5 ст. 5 Федерального закона "О рекламе". Пояснил, что реклама размещалась неустановленным лицом, который от имени ООО "Бриз" размещал в этом же номере газеты рекламу медового бальзама "Алтайский целитель" - "Алтайский целитель - здоровье без лекарств", производства ООО "Сашера-Мед".
Согласно письму ООО "Сашера" (вхд. N 8201 от 24.10.2011 г.) Общество не осуществляет рекламу медового взвара с кусочками пантов марала "Горная благодать", а реализация данной продукции производится через официальных дистрибьюторов: ИП Герус И.З. (г.Красноярск), ООО "Дары Алтая" (г.Екатеринбург), ООО "Медком Алтай" (г.Барнаул).
Таким образом, рекламодателем рекламной статьи "Волшебный марал", размещенной в газете "Читай! город", является неустановленное лицо.
В ходе рассмотрения материалов дела установлено: лист-вкладыш "Общая информация для потребителей", находящийся в посылке с товаром мед с кусочками пантов марала, направленный Е. ООО "Сашера-Мед", содержит информацию о производителе оживляющего меда с кусочками пантов марала "Горная благодать" - ООО "Сашера-Мед"; составе и действии отдельных компонентов продукта; действии данного продукта на организм человека и рекомендации по применению; способ применения; противопоказания; условия хранения, а также содержит информацию о других препаратах, производимых ООО "Сашера-Мед".
Согласно ст. 2 Федерального закона "О рекламе", настоящий Федеральный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом.
Согласно ст.ст. 9, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя необходимую и достоверную информацию о себе и предлагаемых товарах (работах, услугах).
В связи с тем, что в размещенной на листе-вкладыше информации содержится указание на лечебные свойства меда с кусочками пантов марала, данная информация является недостоверной и вводит в заблуждение потребителей относительно потребительских свойств товара.
Рассмотрение и решение вопросов, связанных с защитой прав потребителей, в том числе на получение достоверной информации о товарах, относится к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Антимонопольный орган, согласно ст. 33 Федерального закона "О рекламе", осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе.
Ранее, антимонопольным органом установлено, что ООО "Бриз" как недействующее юридическое лицо исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в 2009 г., в связи с чем Общество не может являться рекламодателем рекламы "Волшебный марал".
Согласно ст. 33 Федерального закона "О рекламе", антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе:
- предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе;
- возбуждает и рассматривает дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии со ст. 36 Федерального закона "О рекламе", антимонопольный орган по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также по заявлениям физических лиц или юридических лиц возбуждает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и содержит указание о прекращении ее распространения.
Таким образом, предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе выдается виновному в нарушении лицу, а также участвующим в рассмотрении дела заинтересованным лицам, причастным к распространению ненадлежащей рекламы и способным прекратить ее распространение.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать рекламу "Волшебный марал", размещенную в газете "Читай город" N 39 (257) от 07.10.2011 г. ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 2 ч.3, п.6 ч.5 ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Вынести предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе ООО "ИД "Алтапресс", как лицу, причастному к распространению ненадлежащей рекламы и способному прекратить ее распространение.
3. Передать материалы дела о распространении ООО "Сашера-Мед" недостоверной информации о потребительских свойствах товара в управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю.
Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2011 г.
Решение изготовлено в полном объеме 14 декабря 2011 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 14 декабря 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016