Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 9 июля 2015 г. N 3613/03
Резолютивная часть оглашена 29.06.2015
В полном объеме изготовлено 09.07.2015
Великий Новгород
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Комиссия) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;
Петров Д.А. - член Комиссии, главный специалист эксперт Управления;
Руднева Д.А. - член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
рассмотрев дело N 24 от 03.06.2015 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью "Редакция "Новой новгородской газеты" (ИНН: 5321103303; 173002, Великий Новгород, Воскресенский бул., д. 13; далее - ООО "Редакция "Новой новгородской газеты") пункта 1 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) из Управления федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Новгородской области 03.04.2015 поступила информация о нарушении ООО "Редакция "Новой новгородской газеты" законодательства о рекламе при распространении в периодическом печатном издании - еженедельной газете "Новая новгородская газета" (свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ТУ53-00018 от 19.12.2008) (выпуск N 13 (813) от 01.04.2015) на 1 полосе в разделе "Первые апрельские новости" рекламного объявления (заметки) под заголовком "Плюс один глоток бесплатно" (далее - Информация).
Из Информации следует, что рекламное объявление (заметка) под заголовком "Плюс один глоток бесплатно" содержит следующие сведения: "Сегодня у жителей и гостей Великого Новгорода есть повод для тоста! Ведь минимальная цена полулитровой бутылки водки "Крымская" снижена на 18 рублей", "Не перепутайте: лишний глоток содержится только в бутылке "Крымской"_", "_а вот "Наш Крым" с каждым днем обходится все дороже".
Кроме того, в рекламном объявлении (заметке) под заголовком "Плюс один глоток бесплатно" содержатся изображения алкогольной продукции, а именно бутылок водок "Крымская особая" и "Наш Крым".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Товар представляет собой продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В данном случае объектом рекламирования в рекламном объявлении (заметке) под заголовком "Плюс один глоток бесплатно" являются алкогольные напитки - водки "Крымская особая" и "Наш Крым", а также сведения о ценах (относительно снижения и роста цен) на указанные водки.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции не должна размещаться в периодических печатных изданиях, за исключением рекламы пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, а также вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, которая не должна размещаться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов.
В данном случае, в периодическом печатном издании - еженедельной газете "Новая новгородская газета" (выпуск N 13 (813) от 01.04.2015) на первой полосе в разделе "Первые апрельские новости" размещено рекламное объявление под заголовком "Плюс один глоток бесплатно", содержащее сведения об алкогольной продукции (водки "Крымская особая" и "Наш Крым"), что недопустимо в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 21 Закона о рекламе, поскольку распространение рекламы алкогольной продукции (водки) указанным способом запрещено.
Таким образом, в размещенном в периодическом печатном издании - еженедельной газете "Новая новгородская газета" (выпуск N 13 (813) от 01.04.2015) на первой полосе в разделе "Первые апрельские новости" рекламном объявлении под заголовком "Плюс один глоток бесплатно" имеются признаки нарушения пункта 1 части 2 статьи 21 Закона о рекламе.
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе несет рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 Закона о рекламе).
Следовательно, в данном случае рекламораспространителем рекламы, содержащей признаки ненадлежащей, является ООО "Редакция "Новой новгородской газеты".
До рассмотрения дела от ООО "Редакция "Новой новгородской газеты" поступили объяснения (вх. N 4693 от 18.06.2015 Новгородского УФАС России), суть которых сводится к следующему.
Рекламное объявление (заметка) под заголовком "Плюс один глоток бесплатно" было размещено в разделе "Первые апрельские новости" еженедельной газеты "Новая новгородская газета" (выпуск N 13 (813) от 01.04.2015). В разделе "Первые апрельские новости" данного выпуска, вышедщего 01.04.2015 (в "День смеха"), собрана информация исключительно шуточного характера, содержащая в себе элементы розыгрыша, рассказывающая о вымышленных событиях.
Так, материал под заголовком "Плюс один глоток бесплатно" содержит в себе вымышленные факты о снижении розничной цены именно на водку "Крымская особая", о деятельности на территории Новгородской области Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, а также информацию содержащую политический подтекст (относительно дорожания водки "Наш Крым").
Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ N ТУ53-00018 от 19.12.2008 периодическое печатное издание - еженедельная газета "Новая новгородская газета" распространяется на территории Новгородской области.
В тексте рассматриваемого материала не содержится указаний ни на реальное наличие данных марок водок на потребительском рынке Великого Новгорода и Новгородской области, ни на места их продажи, что не может указывать на продвижение товара на рынке, о чем идет речь в пункте 1 статьи 3 Закона о рекламе.
На рассмотрении настоящего дела представитель ООО "Редакция "Новой новгородской газеты" Брутман Сергей Израйлевич, согласно приказу N 2 от 27.06.2005 занимающий должности заместителя директора ООО "Редакция "Новой новгородской газеты" и редактора еженедельной газеты "Новая новгородская газета", поддержал доводы письменных объяснений в полном объеме, а также дополнительно пояснил, что, на основании изложенного, материал под заголовком "Плюс один глоток бесплатно" не может содержать признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Исследовав материалы дела по признакам нарушения законодательства о рекламе, Комиссия по рассмотрению дела приходит к следующим выводам.
Материалами дела N 24 от 03.06.2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе подтверждается тот факт, что рекламораспространителем рекламы, содержащей признаки ненадлежащей, является ООО "Редакция "Новой новгородской газеты".
Доводы ООО "Редакция "Новой новгородской газеты" о том, что в тексте рассматриваемого объявления (заметки) не содержится информации направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования и, соответственно, оно не носит рекламного характера не состоятельны.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В объявлении (заметке) под заголовком "Плюс один глоток бесплатно" содержатся сведения относительно алкогольных напитков - водок "Крымская особая" и "Наш Крым" ("_цена полулитровой бутылки водки "Крымская" снижена на 18 рублей", "_лишний глоток содержится только в бутылке "Крымской"_", "_а вот "Наш Крым" с каждым днем обходится все дороже"), а также приведены изображения данной алкогольной продукции - бутылок водок "Крымская особая" и "Наш Крым".
Следовательно, объектом рекламирования в смысле пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе в рассматриваемом рекламном объявлении являются указанные алкогольные напитки - водки "Крымская особая" и "Наш Крым", а также сведения о ценах (относительно снижения и роста цен) на указанные водки, причем информация, содержащаяся в нем адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Доводы ООО "Редакция "Новой новгородской газеты" о том, что рассматриваемое объявление (заметка) не может считаться рекламой, так как содержит очевидно вымышленные, абсурдные, шуточные сведения, а также отведено в специально отведенном для такой информации раздела выпкска газеты ("Первые апрельские новости") не могут быть приняты во внимание исходя из следующего.
Во-первых, в периодическом печатном издании - еженедельной газете "Новая новгородская газета" (выпуск N 13 (813) от 01.04.2015) ни в выходных данных, ни где-либо еще не сообщается, что материалы, размещенные в разделе "Первые апрельские новости" содержат вымышленную информацию, носят юмористический характер, являются политической сатирой и т.д.
Во-вторых, содержащиеся в объявлении (заметке) сведения об алкогольной продукции нельзя однозначно оценить как заведомо недостоверные и абсурдные. Так, снижение розничной цены на определенную алкогольную продукцию (по инициативе производителя либо в соответствии с решением соответствующих федеральных органов исполнительной власти) вполне может иметь место в действительности и не воспринимается как абсурдное, заведомо невозможное событие. Так, в объявлении (заметке) обращается внимание на имевший место в действительности факт снижения Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка минимальной розничной цены бутылки водки в феврале 2015 года, в связи с чем сообщение об изменении цен на упомянутую в объявлении (заметке) алкогольную продукцию, реализуемую на территории Российской Федерации, не является заведомо недостоверным и не воспринимается как очевидно вымышленное.
Следует также отметить, что информация о снижении стоимости и потребительских свойствах водки "Крымская особая" ("Сегодня у жителей и гостей Великого Новгорода есть повод для тоста! Ведь минимальная цена полулитровой бутылки водки "Крымская" снижена на 18 рублей", "Не перепутайте: лишний глоток содержится только в бутылке "Крымской"_") специально выделяется относительно остального содержания объявления (заметки) более жирным и крупным шрифтом, то есть внимание потребителей акцентируется на наиболее привлекательных характеристиках рекламируемой алкогольной продукции, что полностью отвечает такому признаку рекламы как привлечение внимания и продвижение на рынке определенного товара.
Доводы ООО "Редакция "Новой новгородской газеты" о том, что указанная в рекламном объявлении под заголовком "Плюс один глоток бесплатно" алкогольная продукция - водки "Крымская особая" и "Наш Крым" не распространяется на территории Новгородской области и отсутствуют на данном потребительском рынке также не состоятельны, поскольку независимо от территории реализации водки "Крымская особая" и "Наш Крым" являются существующей и производимой в Российской Федерации алкогольной продукцией, реализацией которой занимается значительное число поставщиков.
Так, согласно сведениям, содержащимся на сайтах в сети "Интернет" по адресам: http://vina-kryma.com/vodka/vodka-krymskaja-osobaja, http://goods.kaypu.com/gi/RU/, водка "Крымская особая" реализуется в интернет-магазинах "Вина Крыма", "Каури Товары".
Кроме того, согласно сведениям сайта http://kvvh.ru/produkt.html производителем водки "Наш Крым" является КВВХ "Крымский вино-водочный комплекс".
Также, поскольку водка "Крымская особая" реализуются в том числе посредством интернет-магазинов, то и территориальные границы ее рынка реализации не ограничены территорией субъекта Российской Федерации (Новгородской области) и территорией распространения периодического печатного издания - еженедельной газеты "Новая новгородская газета".
Таким образом, информация, распространенная в объявлении (заметке) под заголовком "Плюс один глоток бесплатно", отвечает всем признакам рекламы алкогольной продукции, которая в действительности существует и реализуется в Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, в размещенном в периодическом печатном издании - еженедельной газете "Новая новгородская газета" (выпуск N 13 (813) от 01.04.2015) на первой полосе в разделе "Первые апрельские новости" рекламном объявлении под заголовком "Плюс один глоток бесплатно" имеется нарушение пункта 1 части 2 статьи 21 Закона о рекламе, выразившееся в распространении рекламы алкогольной продукции (водок "Крымская особая" и "Наш Крым") недопустимым способом.
Ответственность за нарушение законодательства о рекламе в данной части в соответствии со статьей 38 Закона о рекламе несет рекламораспространитель (часть 7 статьи 38 Закона о рекламе).
Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях рекламораспространителя рассматриваемой рекламы - ООО "Редакция "Новой новгородской газеты".
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 2 статьи 36, статьей 38 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденным Приказом ФАС России от 23.11.2012 N 711/12, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу под заголовком "Плюс один глоток бесплатно", размещенную в периодическом печатном издании - еженедельной газете "Новая новгородская газета" (свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ТУ53-00018 от 19.12.2008) (выпуск N 13 (813) от 01.04.2015) на 1 полосе в разделе "Первые апрельские новости", рекламораспространителем которой является Общество с ограниченной ответственностью "Редакция "Новой новгородской газеты" (ИНН: 5321103303; 173002, Великий Новгород, Воскресенский бул., д. 13), поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать рекламораспространителю - Обществу с ограниченной ответственностью "Редакция "Новой новгородской газеты" обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерация о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии |
И.А. Куриков
|
Члены Комиссии |
Д.А. Петров
Д.А. Руднева |
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 9 июля 2015 г. N 3613/03
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016