Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
от 30 декабря 2013 г. N А-110/14-13
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия), в составе:
Председатель Комиссии:
<>
рассмотрев дело NА-110/14-13 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции") со стороны ООО "Аллея медиа" (450103, РБ, г. Уфа, ул. С. Перовской, 11/1, кв.51),
при участии представителя гр. <>- <> по доверенности от 09.01.2013 г., представителя ООО "Аллея медиа" - <> по доверенности от 01.07.2013 г., установила:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан рассмотрено заявление гражданина (вх.N7472 от 28.05.2013 г.) по вопросу использовании в деятельности журнала фотографии президента РБ, недостоверной информации, о том, что "бизнес-журнал в Республике Башкортостан" - "самый массовый деловой журнал в РБ", "лидер среди печатных СМИ", "самый большой тираж среди деловых журналов России".
По мнению заявителя: "29.04.2013 г. он получил рекламное электронное письмо от руководителя "Бизнес-журнала РБ" <> с приглашением принять участие в июньском номере. Указанное письмо противоречит положениям антимонопольного законодательства РФ. В частности, без разрешения Администрации Президента РБ в теле рекламного письма размещено изображение действующего президента РБ <> Кроме того, в тесте письма имеются следующие положения - "самый массовый деловой журнал в РБ", "лидер среди печатных СМИ", "самый большой тираж среди деловых журналов России". Также вызывает сомнение реальный тираж данного издания (указанный в письме тираж - 10000 экз.)".
Таким образом, данные действия ООО "Аллея медиа" содержат признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135 "О защите конкуренции" в части того что: не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:
- введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.
ООО "Аллея медиа" представило пояснения (вх.N11558 от 14.08.2013 г.), экземпляры "Бизнес-журнала РБ" N1 (147) 2013 г., N2 (148) 2013 г., N3 (149) 2013 г., N4(150) 2013 г., N5 (151) 2013 г., N6 (152) 2013 г., N7 (153) 2013 г., N8 (154) 2013 г., коммерческое предложение на сентябрь 2013 г. диплом "Тираж-рекорд года 2012" в номинации "Деловой журнал", агентский договор N16р/12 от 15.12.2011 г., договор N16у/12 между учредителем и издателем СМИ от 15.12.2011 г.
В ходе заседания Комиссии исполнительный директор ООО "Аллея медиа" пояснил, что: "национальная тиражная служба подтвердила, что "Бизнес-журнал РБ" самый массовый деловой журнал в России", является федеральной сетью и выпускается в 26 регионах России".
В связи с необходимостью получения дополнительных материалов, дело было отложено на другой срок.
ООО "Аллея медиа" представило переписку между исполнительным директором <> и пресс-службой президента РБ (вх.N12558 от 11.09.2013 г.), экземпляр "Бизнес-журнала РБ" N9 (155) 2013 г., реестр предприятий по доставке "Бизнес журнала РБ" за июль 2013 г.
В связи с необходимостью получения дополнительных материалов (информации) рассмотрение дела было отложено на другой срок.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан направлен ответ на запрос (вх.N13546 от 24.09.2013 г.), в котором указано, что: "по состоянию на 20.09.2013 г. в реестре зарегистрированных СМИ, распространяющихся на территории Республики Башкортостан, периодических печатных изданий с наименование (названием) и тематикой "деловой (ая)_" не значится".
09.10.2013 г. исполнительным директором <> ООО "Аллея медиа" представлены приказ от 12.09.2012 г. и письменные пояснения (вх. N 14434 от 09.10.2013 г.) о том, что уполномоченными лицами ООО "Аллея медиа" информация, указанная в обращении заявителя в форме электронного документа не отправлялась.
В связи с необходимостью получения дополнительных материалов (информации) рассмотрение дела было отложено на другой срок.
25.10.2013 г. ответ Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан на повторный запрос Управления не поступал. В связи с этим, рассмотрение дела было отложено на другой срок.
Представитель заявителя <> направил заявление (вх. N 16410 от 14.11.2013 г.).
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан направило ответ на запрос (вх.N16436 от 15.11.2013 г.).
18.11.2013 г. ООО "Аллея медиа", уведомленное надлежащим образом, на рассмотрение дела не явились.
В ходе заседания комиссии представитель заявителя заявил ходатайство (вх.N16410 от 14.11.2013 г.) о направлении в Администрацию Президента РБ запроса с целью получения подтверждения или опровержения согласия на размещение фотографии президента РБ <> В связи с удовлетворением ходатайства, дело было отложено на другой срок.
16.12.2013 г. ООО "Аллея медиа", уведомленное надлежащим образом, на рассмотрение дела не явилось.
Администрация Президента Республики Башкортостан направила ответ на запрос (вх.N17741 от 06.12.2013 г.).
В ходе заседания Комиссии представитель ООО "Аллея медиа" еще раз подтвердил, что письменного согласия от Администрации Президента РБ у них не было, согласование производилось посредством электронной переписки.
Анализ представленных материалов по делу и пояснений представителей ответчика показал следующее.
29.04.2013 г. <> получил электронное письмо от <> содержащее коммерческое предложение с приглашением принять участие в июньском номере "Бизнес-журнала РБ" 2013 г. У заявителя возникли некоторые сомнения в объективности отраженных в письме сведений. В частности, по мнению заявителя, без разрешения Администрации Президента РБ в рекламном письме размещено изображение действующего президента РБ <> Кроме того, в тесте письма имеются следующие положения - "самый массовый деловой журнал в РБ", "лидер среди печатных СМИ", "самый большой тираж среди деловых журналов России". Также у заявителя вызывали сомнения сведения о реальном тираже данного издания (указанный в письме тираж - 10000 экз.).
В соответствии со свидетельством о регистрации СМИ ПИN77-16110 от 11.08.2003 г., журнал с тематикой "Практические и информационные материалы для малого и среднего бизнеса" "Бизнес-журнал Республики Башкортостан" был зарегистрирован Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации (учредитель - <>).
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан направлен ответ на запрос (вх.N13546 от 24.09.2013 г.), в котором указано, что: "по состоянию на 20.09.2013 г. в реестре зарегистрированных СМИ, распространяющихся на территории Республики Башкортостан, периодических печатных изданий с наименование (названием) и тематикой "деловой (ая)_" не значится".
Издателем журнала является ЗАО "Бизнес журнал".
Между ЗАО "Бизнес журнал" в лице генерального директора <> и ООО "Аллея медиа" заключен агентский договор N16р/12 от 15.12.2011 г., в соответствии с которым Принципал получает, а Агент принимает на себя вознаграждение обязательства по совершению юридических и иных действий, связанных с поиском рекламодателей, планированием рекламных компаний, а также заключением сделок, направленных на размещение рекламной информации, материалов продуктов и/или торговых марок третьих лиц - рекламодателей в печатных СМИ, выпускаемых Принципалом ("Бизнес-журнал Республики Башкортостан").
Предметом договора N16у/12 между учредителем <> и издателем СМИ (журнала) "Бизнес-журнал Республики Башкортостан" ООО "Аллея медиа" от 15.12.2011 г. является регуляция отношений сторон по осуществлению материально-технического обеспечения производства и выпуска журнала "Бизнес-журнал Республики Башкортостан", зарегестрированного в установленном порядке.
Согласно пояснения <>(вх.N11558 от 14.08.2013 г.), на протяжении последних 5 лет Бизнес журнал завоевывает 1 место (самый большой тираж среди деловой прессы, что доказывает информация на сайте Национальной тиражной службы (http://pressaudit.ru) и дипломом НТС.
Материалами дела подтверждается, что в номинации "Деловой журнал" премии "Тираж - рекорд года 2012", состоявшейся 15.02.2013 г. лидировал "Бизнес-журнал" - со средним тиражом 76 408 экземпляров.
Согласно пояснения <>(вх.N8940 от 25.06.2013 г.), "Бизнес-журнал - федеральное издание, но в каждом регионе есть внутренняя вставка, которую готовят региональные редакции. Каждый регион делает допечатанную подготовку только своих региональных полос в общий объем журнала и отправляет в Москву для дальнейшей подготовки pdf-файлов. Весь тираж печатается в Финляндии и договора с типографией заключаются с московской редакцией. Фотографии действующего Президента РБ используются в редакционных статьях по договоренности с пресс-службой президента и только после прохождения согласования".
В обосновании своих доводов ООО "Аллея медиа" представило электронную переписку между исполнительным директором <> и пресс-службой президента РБ в лице <> за декабрь 2012 г., в которой указано, что ".размещение комментария Президента без фотографии недопустимо. в рассылку можно ставить любой текст президента, если он взят с сайта www.presidentrb.ru".
Администрация Президента Республики Башкортостан направила ответ на запрос (вх.N17741 от 06.12.2013 г.), в котором указало, что "Управлением пресс-службы и информации Президента РБ не давалось согласие ООО "Аллея медиа" на размещение фотографии Президента РБ <> в коммерческих предложениях.
Согласно части 1 статьи 152.1 ГК РФ, обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина.
В соответствии с приказом директора ООО "Аллея медиа"<> от 12.09.2012 г., на исполнительного директора <> возложена обязанность по составлению маркетинговых планов и определению маркетинговых целей, составление текстов рекламных модулей и коммерческих предложений, направляемых от имени ООО "Аллея медиа" третьим лицам - потенциальным клиентам.
Указание на общий тираж выпускаемой федеральной сетью изданий, а также размещение фотографии действующего Президента РБ свидетельствует об одобрении деятельности издания высшим должностным лицом страны, говорит о востребованности журнала, формирует положительный имидж издания, тем самым увеличивая привлекательность издания для потенциальных рекламодателей и т.д. Следовательно, действия по доведению до читателей и рекламодателей указанной информации могут привести к тому, что организации, размещающие рекламу в других изданиях, либо только планирующие разместить информацию о себе, ознакомившись с содержанием журнала и его коммерческим предложением, примут решение использовать именно "Бизнес-журнал Республики Башкортостан" для распространения рекламы. Кроме того, такие действия могут привести к оттоку клиентов, размещающих рекламу в других газетах и журналах.
Согласно пункту 6 статьи 27 Федерального закона от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации", каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать сведения о тираже.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О средствах массовой информации", под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы.
Таким образом, при выпуске в свет каждого номера средства массовой информации в выходных данных должен указываться его тираж, при этом размещение дополнительной информации в виде недельного тиража не запрещается.
В выходных данных "Бизнес-журнал Республики Башкортостан", а именно в номерах N1(147) за январь 2013 г. - 9(155) за сентябрь 2013 г. включительно указан общий тираж федерального издания, а информации о тираже конкретного номера "Бизнес-журнал Республики Башкортостан" не имеется.
В соответствии с пунктом 9 статьи 4 Закона "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Таким образом, все признаки недобросовестной конкуренции, указанные в пункте 9 статьи 4 Закона "О защите конкуренции" присутствуют в действиях ООО "Аллея медиа":
факт распространения информации, либо совершения иных действий, которые вводят потребителей в заблуждение, лицом, в отношении которого подано заявление (причастность к недобросовестной конкуренции);
возможность создания этими действиями ложного впечатления у потребителя о характере, способе и месте изготовления, потребительских свойств, качестве и количестве товара, его производителях;
возможность получения хозяйствующим субъектом, совершившим указанные действия, преимуществ перед конкурентами;
способность указанных действий вызвать уход потребителей от конкурентов, то есть способность причинить убытки хозяйствующим субъектам - конкурентам.
ООО "Аллея медиа" совершило действия по размещению в коммерческом предложении фотографии Президента Республики Башкортостан в отсутствии согласия его Пресс-службы, а также неуказанию в выходных данных "Бизнес-журнал Республики Башкортостан" информации о тираже конкретного номера, чем нарушил пункт 2 части 1 статьи 14 Закона "О защите конкуренции"
Таким образом, Комиссия Башкортостанского УФАС России, рассмотрев все приложенные к материалам дела документы, пришла к выводу, что действия ООО "Аллея медиа", выразившиеся в указании на общий тираж выпускаемой федеральной сетью изданий и размещение фотографии действующего Президента РБ, являются действиями по недобросовестной конкуренции, направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, способны ввести в заблуждение участников гражданского оборота и потребителей продукции в отношении количества товара/услуги, а также рекламодателей - относительно объемов распространения своей рекламы среди потребителей рекламы вследствие завышения фактического тиража журнала.
Учитывая вышеизложенное, по результатам рассмотрения дела Комиссия пришла к выводу, что факт нарушения ООО "Аллея медиа" пункта 2 части 1 статьи 14 Закона "О защите конкуренции" подтверждается в полном объеме.
Необходимо учесть, что Комиссией по рассмотрению настоящего дела установлен факт однократного направления ООО "Аллея медиа" электронного письма, содержащего коммерческое предложение в адрес гр. <>
Руководствуясь статьей 23, статьей 36, частью 1 статьи 39, частями, 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия Башкортостанского УФАС России, решила:
Признать ООО "Аллея медиа" (450103, РБ, г. Уфа, ул. С. Перовской, 11/1, кв.51) нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции"
В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий ООО "Аллея медиа" (450103, РБ, г. Уфа, ул. С. Перовской, 11/1, кв.51), совершившей нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" рассмотрение дела NА-110/14-13 о нарушении антимонопольного законодательства прекратить.
3. Направить материалы дела должностному лицу Башкортостанского УФАС России для принятия мер административной ответственности в соответствии со статьей 14.33 КоАП РФ.
Решение изготовлено в полном объеме "31" декабря 2013 года.
Председатель Комиссии <>
Члены Комиссии <>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность
В соответствии с частью 1 статьи 51.2 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" решение и (или) выданное на его основании предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства могут быть пересмотрены по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам комиссией, принявшей такое решение и (или) выдавшей такое предписание, по заявлению лица, участвующего в деле, а также в случае установления комиссией предусмотренных настоящей статьей оснований для пересмотра решения и (или) предписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 30 декабря 2013 г. N А-110/14-13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016