Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
от 12 января 2012 г. N 634-10-11
Резолютивная часть решения оглашена "26" декабря 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено "12" января 2012 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - О.П. Харченко, заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела, члены Комиссии: Я.Ю.Бычкова, начальник отдела контроля размещения государственного заказа, А.Ю. Гнедина, начальник отдела естественных монополий, В.В. Шушеначева, специалист-эксперт отдела контроля органов власти, рассмотрев дело N 634-10-11 по признакам нарушения ООО "СП-Энергосервис" (660022, г. Красноярск, ул. Аэровокзальная, зд. 9 "д") части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ОАО "МРСК Сибири") на действия ООО "СП-Энергосервис", выразившиеся в непредставлении ООО "СП-Энергосервис" в адрес ОАО "МРСК Сибири" информации, запрошенной ОАО "МРСК Сибири" письмом от 09.08.2011 N 1.3/01-9789, которую сетевая организация обязана раскрывать, согласно Стандартам раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты раскрытия информации).
Приказом Красноярского УФАС России от 24.11.2011 N 1014 о возбуждении дела и о создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства было возбуждено дело N 634-10-11 по признакам нарушения ООО "СП-Энергосервис" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В связи с рассмотрением дела N 634-10-11 Комиссией установлены следующие обстоятельства.
ОАО "МРСК Сибири" письмом от 09.08.2011 N 1.3/01-9789 запросило у ООО "СП-Энергосервис" следующую информацию:
Бухгалтерскую отчетность за 2010 год (формы N 1 "Бухгалтерская отчетность", N 2 "Отчет о прибылях и убытках", N 3 "Отчет об изменении капитала";
Структуру и объем затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг) за 2009, 2010 гг. по форме, утвержденной приказом ФСТ России от 02.03.2011 N 56-э;
Об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров (работ, услуг):
3.1) о потерях электроэнергии в сетях сетевой организации в абсолютном и относительном выражении, используемых для целей ценообразования;
3.2) об уровне нормативных потерь электроэнергии на 2009, 2010, 2011 гг. с указанием источника опубликования решений об установлении уровня нормативных потерь;
Об инвестиционных программах (отчет о реализации инвестиционных программ за 2009, 2010 гг. в части исполнения инвестиционных программ из прибыли).
Согласно представленным пояснениям от 21.11.2011, ООО "СП-Энергосервис" на момент обращения ОАО "МРСК Сибири" предполагало разместить информацию, предусмотренную Стандартами раскрытия информации на официальном сайте ООО "СП-Энергосервис", который находится в процессе разработки.
В установленный ОАО "МРСК Сибири" срок (десять календарных дней с момента получения запроса) и по истечению одного месяца с момента получения запроса ООО "СП-Энергосервис" информацию в ОАО "МРСК Сибири" не представило.
Согласно пункту 3 Стандартов раскрытия информации субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем: а) опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти (далее - официальные печатные издания); б) опубликования в электронных средствах массовой информации; в) предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации.
Согласно подпункту "е" пункта 3 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила), субъектами розничного рынка являются, в том числе сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства.
Комиссией установлено, что ООО "СП-Энергосервис" является сетевой организацией, оказывающей в 2011 году услуги по передаче электрической энергии, и использует на основании договоров аренды от 28.12.2010 N 103/3-20, от 27.04.2011 N 3/СП-11, от 10.02.2011 N 1, от 01.01.2011 N б/н следующие объекты электросетевого хозяйства: ВР 110 кВ С-285/С286 АС-400, L-2,68; ВЛ 110 кВ С-287/С288 АС-400, L-6,8; ПС N 66 "Стеклозавод" 35/10 кВ 5600 кВА; КТП 42-4-1 (2*630 кВА) и отходящие сети 0,40, кВ; отпайка на ПС 110/10 кВ N 123 "Телевизорная" АС 150 L=1200 м.
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии для ООО "СП-Энергосервис" были установлены Приказом РЭК Красноярского края от 15.12.2010 N 308-п.
В силу положений статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий (статья 4 Закона о естественных монополиях).
На основании пункта 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях ООО "СП-Энергосервис" осуществляет деятельность по передаче электрической энергии, которая относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий, следовательно, ООО "СП-Энергосервис" является субъектом естественной монополии.
В соответствии с частью 5 статьи 8 Закона о естественных монополиях субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности. Свободный доступ к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий обеспечивается в соответствии со Стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть Интернет, и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.
Согласно пункту 3(2) Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии, являющиеся субъектами естественных монополий, раскрывают информацию путем: а) опубликования в печатных средствах массовой информации, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти; б) размещения на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии и (или) на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации в целях обеспечения доступа к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий; в) предоставления по письменному запросу потребителей.
Таким образом, порядок и способы раскрытия информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися субъектами естественных монополий, регулируются специальной нормой. Пункт 3 Стандартов раскрытия информации регулирует порядок и способы раскрытия информации иными субъектами рынков электрической энергии и не применяется к субъектам, осуществляющим деятельность в электроэнергетике в качестве субъектов естественных монополий ввиду наличия специальной нормы, регулирующей данный вид отношений.
Стандартами раскрытия информации предусмотрена обязанность субъектов рынка электрической энергии раскрывать поименованную в пункте 9 информацию, в том числе: а) годовую финансовую (бухгалтерская) отчетность; б) структуру и объем затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг).
Годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность подлежит опубликованию в электронных средствах массовой информации, на официальных сайтах субъектов рынков электрической энергии или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в официальном печатном издании ежегодно, не позднее 1 июня.
Сведения о структуре и объеме затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг) подлежат опубликованию территориальными сетевыми организациями на официальных сайтах указанных организаций или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, и (или) в печатных средствах массовой информации - ежегодно, до 1 апреля, по формам, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Территориальные сетевые организации, помимо предусмотренных в пункте 9 Стандартов раскрытия информации сведений, размещают поименованную в пункте 11 информацию, в том числе: а) о потерях электроэнергии в сетях сетевой организации в абсолютном и относительном выражении по уровням напряжения, используемым для целей ценообразования; б) об уровне нормативных потерь электроэнергии на текущий период с указанием источника опубликования решения об установлении уровня нормативных потерь; в) об инвестиционных программах (о проектах инвестиционных программ) и отчетах об их реализации.
Указанная информация подлежит опубликованию на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежегодно, до 1 марта.
Пункт 5 Стандартов раскрытия информации устанавливает обязанность субъектов рынков электрической энергии хранить раскрытую информацию в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом.
В соответствии с пунктом 3 Порядка хранения раскрытой информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденного Приказом ФАС России от 22.01.2010 N 27 (далее - Порядок хранения раскрытой информации), субъекты рынков электрической энергии обязаны хранить документы, содержащие информацию, раскрытую ими в соответствии со Стандартами раскрытия информации, а также документы, содержащие учетную информацию, в течение трех лет с даты раскрытия информации.
В соответствии с пояснениями, представленным ООО "СП-Энергосервис" письмом от 21.11.2011 N б/н на запрос Красноярского УФАС России от 04.10.2011 N 16060, ООО "СП-Энергосервис" 12.01.2011 во исполнение Порядка хранения раскрытой информации был издан приказ N 1/1 о назначении ответственного лица за хранение информации, предусмотренной Стандартами раскрытия информации.
Вместе с тем, ООО "СП-Энергосервис" на запрос Красноярского УФАС России не представило доказательств, подтверждающих раскрытие запрошенной ОАО "МРСК Сибири" информации, а также подлинник (копию) документа, содержащего раскрытую ООО "СП-Энергосервис" информацию, в соответствии с Порядком хранения раскрытой информации.
Из материалов дела усматривается и не отрицается ООО "СП-Энергосервис", что на момент обращения ОАО "МРСК Сибири" о предоставлении информации, которую ООО "СП-Энергосервис" обязано раскрывать согласно Стандартам раскрытия информации, ООО "СП-Энергосервис" запрошенную информацию не раскрывало.
На основании изложенного, ОАО "МРСК Сибири" имело возможность получить запрашиваемые сведения только по запросу в адрес ООО "СП-Энергосервис" и не имело возможности получить их иным образом.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, пунктом 3.2.4 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС РФ от 17.01.2007 N 5, установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Согласно представленным ОАО "МРСК Сибири" пояснениям (от 17.10.2011 N 1.3/01.2-13184) непредставление ООО "СП-Энергосервис" информации препятствует получению ОАО "МРСК Сибири" полной и объективной картины по составляющим единого (котлового) тарифа и возможности использования данных при обосновании тарифов на передачу электрической энергии по своим сетям для целей утверждения РЭК Красноярского края тарифов, и, соответственно, получению прибыли.
Таким образом, ООО "СП-Энергосервис", являясь хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах балансовой принадлежности электрических сетей ООО "СП-Энергосервис", злоупотребило доминирующим положением, что выразилось в непредставлении в ОАО "МРСК Сибири" сведений о потерях электроэнергии в сетях ООО "СП-Энергосервис" в абсолютном и относительном выражении, используемых для целей ценообразования в 2011 году, об уровне нормативных потерь электроэнергии на 2011 год с указанием источника опубликования решения об установлении уровня нормативных потерь, которые не могли быть получены ОАО "МРСК Сибири" иным образом, и тем самым ущемило интересы ОАО "МРСК Сибири", что образует состав нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Доказательства, подтверждающие отсутствие у ООО "СП-Энергосервис" возможности соблюдать требования действующего антимонопольного законодательства Российской Федерации в целях недопущения совершения правонарушения, в материалах дела отсутствуют.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, при отсутствии оснований для прекращения рассмотрения дела и в соответствии со статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать ООО "СП-Энергосервис" (660022, г. Красноярск, ул. Аэровокзальная, зд. 9 "д") нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" по факту непредставления в адрес ОАО "МРСК Сибири" запрошенной информации, которую ООО "СП-Энергосервис" обязано раскрывать согласно Стандартам раскрытия информации, и которая не могла быть получена ОАО "МРСК Сибири" иным образом.
2. Выдать ООО "СП-Энергосервис" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем:
2.1. предоставления в адрес ОАО "МРСК Сибири" сведений о потерях электроэнергии в сетях ООО "СП-Энергосервис" в абсолютном и относительном выражении, используемых для целей ценообразования в 2011 году, об уровне нормативных потерь электроэнергии на 2011 год с указанием источника опубликования решения об установлении уровня нормативных потерь;
2.2. раскрытия информации, предусмотренной пунктами 9, 11 Стандартов раскрытия информации.
3. Передать материалы дела N 634-10-11 о нарушении антимонопольного законодательства должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о применении мер административного реагирования.
Председатель Комиссии О.П. Харченко
Члены Комиссии: Я.Ю. Бычкова
А.Ю. Гнедина
В.В. Шушеначева
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
|
ООО "СП-Энергосервис"
ул. Аэровокзальная, зд. 9 "д", г. Красноярск, 660022
|
ПРЕДПИСАНИЕ N 634-10-11
"12" января 2012 года |
г. Красноярск |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - О.П. Харченко, заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела, члены Комиссии: Я.Ю.Бычкова, начальник отдела контроля размещения государственного заказа, А.Ю. Гнедина, начальник отдела естественных монополий, В.В. Шушеначева, специалист-эксперт отдела контроля органов власти, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 12.01.2012 по делу N 634-10-11 о нарушении ООО "СП-Энергосервис" (660022, г. Красноярск, ул. Аэровокзальная, зд. 9 "д") части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
ООО "СП-Энергосервис" в срок до 01.03.2012 прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в непредставлении в адрес ОАО "МРСК Сибири" запрошенной информации, которую ООО "СП-Энергосервис" обязано раскрывать согласно Стандартам раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 N 24 (далее - Стандарты раскрытия информации), и которая не могла быть получена ОАО "МРСК Сибири" иным образом, а именно:
1) предоставить в адрес ОАО "МРСК Сибири" сведения о потерях электроэнергии в сетях ООО "СП-Энергосервис" в абсолютном и относительном выражении, используемых для целей ценообразования в 2011 году, об уровне нормативных потерь электроэнергии на 2011 год с указанием источника опубликования решения об установлении уровня нормативных потерь;
2) раскрыть поименованные в пунктах 9, 11 Стандартов раскрытия информации сведения.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Красноярское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения путем направления в адрес Красноярского УФАС России надлежащим образом заверенных копий подтверждающих документов.
Председатель Комиссии О.П. Харченко
Члены Комиссии: Я.Ю. Бычкова
А.Ю. Гнедина
В.В. Шушеначева
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
4_reshenie.doc
5_predpisanie.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 12 января 2012 г. N 634-10-11
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016