Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области
от 8 июля 2015 г. N 03-03/17-2015
Резолютивная часть решения оглашена "03" июля 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено "08" июля 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: < --- > рассмотрев дело N 03-03/17-2015 по признакам нарушения Управлением жизнеобеспечения и благоустройства администрации города Тулы (300041, г. Тула, пл. Ленина, д.2) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Основанием для возбуждения настоящего дела явились заявления собственников помещений многоквартирных домов NN 12 к.2, 18, 20, 20а, 22 по ул. Дм. Ульянова г. Тулы о нарушении антимонопольного законодательства управлением жизнеобеспечения и благоустройства администрации города Тулы при организации и проведении торгов - открытых конкурсов на право заключения договора управления несколькими многоквартирными домами, собственники помещений в многоквартирных домах, право на управление общим имуществом которых является предметом конкурса, не избрали в соответствии со ст.161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом, либо избранный собственниками помещений способ управления многоквартирным домом не реализован (далее - торги).
К материалам настоящего дела были приобщены заявления собственников помещений многоквартирных домов, расположенных в г. Туле по адресам: ул. Дм. Ульянова, 12; ул. Болдина, 112а; ул. Седова, 41а; ул. Демонстрации, 146а; ул. Белкина, 6а.
В ходе рассмотрения дела установлено следующее.
Пунктом 1 постановления администрации города Тулы от 27.05.2015 N 2821 "О мерах по организации и проведению открытого конкурса по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами в муниципальном образовании город Тула" (далее - постановление N 2821) управление жизнеобеспечения и благоустройства администрации города Тулы - отраслевой (функциональный орган администрации города Тулы - определено организатором открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами в муниципальном образовании город Тула, за исключением функций по созданию конкурсной комиссии и определению порядка работы конкурсной комиссии.
В соответствии с пунктом 4 постановления N 2821 управление жизнеобеспечения и благоустройства администрации города Тулы совершает необходимые действия по организации и проведению открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом"
На официальном сайте торгов http://torgi.gov.ru/ управлением жизнеобеспечения и благоустройства администрации города Тулы (далее - Организатор торгов, УЖИБ) были размещены извещения о проведении торгов:
-N 040615/2801104/01 (дата публикации извещения 04.06.2015 г.), в состав лота N 1 которого включены многоквартирные дома, расположенные по адресу: г. Тула, ул. Дм. Ульянова, дома NN 12, 12 к.2, 18, 20, 20а, 22; ул. Демонстрации, дом N 146а;
-N 070615/2801104/01 (дата публикации извещения 07.06.2015 г.), в состав лота N 4 которого включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Тула, ул. Болдина, дом N 112а;
-N 070615/2801104/01 (дата публикации извещения 07.06.2015 г.), в состав лота N 6 которого включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Тула, ул. Белкина, д.6а;
-N 030615/2801104/01 (дата публикации извещения 04.06.2015 г.), в состав лота N 4 которого включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Тула, ул. Седова, дом N 41а.
В соответствии с частью 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (далее - общее собрание) и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Изучив представленные документы, Комиссия установила, что собственники помещений в многоквартирных домах на основании решений общих собраний заключили с ООО "УК ДОМСЕРВИС" договоры управления многоквартирными домами, расположенными в г. Туле по адресам:
-ул. Белкина, д.6а (протокол общего собрания от 05.05.2015 г., договор управления от 06.05.2015 г.);
-ул. Демонстрации, д.146а (протокол общего собрания от 21.05.2015 г., договор управления от 25.05.2015 г.);
-ул. Болдина, д.112а (протокол общего собрания от 23.05.2015 г., договор управления от 25.05.2015 г.);
-ул. Дм. Ульянова, д.12 (протокол общего собрания от 20.05.2015 г., договор управления от 21.05.2015 г.);
-ул. Дм. Ульянова, д.12 к.2 (протокол общего собрания от 27.04.2015 г., договор управления от 01.05.2015 г.);
-ул. Дм. Ульянова, д.18 (протокол общего собрания от 12.05.2015 г., договор управления от 01.06.2015 г.);
-ул. Дм. Ульянова, д.20 (протокол общего собрания от 21.05.2015 г., договор управления от 25.05.2015 г.);
-ул. Дм. Ульянова, д.20а (протокол общего собрания от 29.04.2015 г., договор управления от 19.05.2015 г.);
-ул. Дм. Ульянова, д.22 (протокол общего собрания от 07.05.2015 г., договор управления от 11.05.2015 г.).
С 01.06.2015 г. ООО "УК ДОМСЕРВИС" приступило к управлению вышеперечисленными многоквартирными домами, что подтверждается, в том числе:
-договором от 01.06.2015 г. N 83 на оказание услуг по приему и размещению твердых бытовых и приравненных к ним отходов;
-дополнительным соглашением от 17.06.2015 г. N 2 "О внесении изменений и дополнений в договор N 7758 от 17.02.2015 г. на отпуск воды и прием сточных вод"
-дополнительным соглашением от 01.06.2015 г. N 2 к договору на услуги по организации и проведению работ по дератизации многоквартирных домов от 16.02.2015 г.;
-дополнительным соглашением от 01.06.2015 г. N 2 к договору на услуги по выполнению противопожарных работ от 01.02.2015 г.;
-договором от 01.06.2015 г. N 15 оказания возмездных услуг на вывоз твердых бытовых отходов.
Собственники помещений в многоквартирном доме N 41а по ул. Седова г. Тулы на основании решения общего собрания (протокол от 28.04.2015 г.) заключили с ООО "Жилхоз" Привокзального района г. Тулы договор управления многоквартирным домом от 19.05.2015 г. N 19/05-С41А.
Согласно части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Комиссия констатирует, что собственники помещений в вышеперечисленных многоквартирных домах не только выбрали способ управления многоквартирным домом, но и реализовали его.
УЖИБ, как Организатор торгов, вправе был выставить на торги лишь те многоквартирные дома, собственники помещений в которых не избрали в соответствии со статьей 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом, либо избранный собственниками помещений способ управления многоквартирным домом не был реализован.
Анализ представленных документов свидетельствует о том, что по факту выбора собственниками помещений в многоквартирных домах способа управления и его реализации - заключения соответствующих договоров с ООО "УК ДОМСЕРВИС" были проинформированы надлежащим образом:
-глава администрации города Тулы Авилов Е.В. (письма ООО "УК ДОМСЕРВИС" от 22.05.2015 г. N 85, 15.05.2015 г. N 71, 29.05.2015 г. N 118, 15.05.2015 г. N 75, 25.05.2015 г. N 94, 22.05.2015 г. N 87, 15.05.2015 г. N 66, 15.05.2015 г. N 68, 28.05.2015 г. N 108, к которым прилагались копии протоколов общих собраний и копия лицензии, выданной ООО "УК ДОМСЕРВИС" и позволяющей ему осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами);
-начальник управления жизнеобеспечения и благоустройства администрации города Тулы Анисимов Г.Е. (письма ООО "УК ДОМСЕРВИС" от 22.05.2015 г. N 84, 15.05.2015 г. N 70, 29.05.2015 г. N 117, 25.05.2015 г. N 92, 22.05.2015 г. N 88, 28.05.2015 г. N 111, к которым прилагались копии протоколов общих собраний и копия лицензии). В данных письмах, сославшись на пункт 39 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее - Правила проведения конкурса), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75, ООО "УК ДОМСЕРВИС" указало о том, что в случае, если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится;
-повторно в адрес начальника управления жизнеобеспечения и благоустройства администрации города Тулы Анисимова Г.Е. ООО "УК ДОМСЕРВИС" направило письмо от 01.06.2015 г. N 160, которым уведомило, что данная организация с собственниками помещений в вышеперечисленных многоквартирных домах заключила договора управления, вступающие в силу с 01.06.2015 г. с приложением копий договоров управления;
-государственная жилищная инспекция Тульской области (письма собственников помещений в вышеперечисленных многоквартирных домах (с приложением копий протоколов общих собраний) с отметкой о вручении: 29.05.2015 г., 15.05.2015 г., 15.05.2015 г., 18.05.2015 г., 25.05.2015 г., 25.05.2015 г., 25.05.2015 г., 29.05.2015 г.).
Кроме того, государственная жилищная инспекция Тульской области была проинформирована ООО "УК ДОМСЕРВИС" (письма от 15.05.2015 г. N 73, 22.05.2015 г. N 89, 14.05.2015 г. N 65, 22.05.2015 г. N 86, 02.06.2015 г. N 142).
О смене управляющей организации были проинформированы МУП "Ремжилхоз" и управляющие организации, ранее управлявшие вышеуказанными многоквартирными домами.
Собственники помещений в многоквартирном доме N 41а по ул. Седова г. Тулы в соответствии с требованиями жилищного законодательства о выборе способа управления - управлении ООО "Жилхоз" Привокзального района г. Тулы и заключении с ним договора управления многоквартирным домом от 19.05.2015 г. N 19/05-С41А - проинформировали государственную жилищную инспекцию Тульской области заказным письмом с уведомлением (получено 05.06.2015 г.), а также уведомили главу администрации города Тулы Авилова Е.В, начальника главного управления по Привокзальному территориальному округу Галкина В.С., генерального директора ЗАО "Хороший дом"
В ответ на обращение ООО "УК ДОМСЕРВИС" управление жизнеобеспечения и благоустройства администрации города Тулы письмами от 02.06.2015 г. N 10990-к, 03.06.2015 г. N 10853-к, 03.06.2015 г. N 10854-к, 03.06.2015 N 10852-к, 05.06.2015 г. N 11243-к, 05.06.2015 N 9986-к, 05.06.2015 г. N 11244-к, 05.06.2015 г. N 11245-к, 05.06.2015 г. N ужиб/200, 05.06.2015 г. N ужиб/201, 05.06.2015 г. N ужиб/202, 08.06.2015 г. N ужиб/исх-752, 08.06.2015 г. N ужиб/исх-753, 09.06.2015 г. N 9989-к указало, что для исключения многоквартирных домов из списка МКД, указанных для проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации, необходимо направить копии протоколов общих собраний собственников помещений данных МКД в государственную жилищную инспекцию Тульской области для проверки правомочности данных протоколов.
Между тем, Комиссия при рассмотрении настоящего дела установила, что постановлением правительства Тульской области от 29.12.2014 N 723 утверждено "Положение о государственной жилищной инспекции Тульской области" (далее - Положение), не предусматривающее у государственной жилищной инспекции Тульской области полномочий по проверке правомочности протоколов общих собраний. Согласно пункту 8 Положения должностные лица Инспекции по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме вправе, в частности, проверять правомерность принятия общим собранием решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 ЖК РФ, правомерность условий этого договора и его заключения.
Согласно пункту 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416, в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение пяти рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес, а в случае непосредственного управления собственниками помещений в таком доме - сведения об одном из собственников, указанном в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом.
Анализ материалов настоящего дела свидетельствует о том, что собственники помещений в вышеперечисленных многоквартирных домах и выбранная ими управляющая организация - ООО "УК ДОМСЕРВИС" - надлежащим образом исполнили обязанности, предусмотренные жилищным законодательством при принятии общим собранием решения о выборе способа управления многоквартирным домом.
Согласно пункту 39 Правил проведения конкурса, в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
Комиссия констатирует, что выбранный способ управления собственниками помещений в вышеперечисленных многоквартирных домах был реализован, а указанные органы власти должным образом были проинформированы о выборе собственниками помещений способа управления - управляющей организацией - ООО "УК ДОМСЕРВИС" и ООО "Жилхоз" Привокзального района г. Тулы - во всяком случае, до дня проведения торгов.
Кроме того, в извещениях о проведении торгов, размещенных на официальном сайте торгов http://torgi.gov.ru/, указаны сроки отказа от проведения торгов:
-N 030615/2801104/01 - 10.07.2015 г. (дата проведения торгов - 10.07.2015 г.);
-N 040615/2801104/01 - 10.07.2015 г. (дата проведения торгов - 10.07.2015 г.);
-N 070615/2801104/01 - 10.07.2015 г. (дата проведения торгов - 16.07.2015 г.);
-N 070615/2801104/01 - 08.07.2015 г. (дата проведения торгов - 13.07.2015 г.).
Таким образом, действия/бездействие Организатора торгов, выразившиеся в отказе от исключения из конкурсной массы торгов многоквартирных домов, расположенных в г. Туле по адресам:
-ул. Седова, д.41а;
-ул. Белкина, д.6а;
-ул. Болдина, д.112а;
-ул. Демонстрации, д.146а;
-ул. Дм. Ульянова, д.12, 12 к.2, 18, 20, 20а, 22,
собственники помещений в которых на общих собраниях выбрали способ управления - управление ООО "УК ДОМСЕРВИС" и ООО "Жилхоз" Привокзального района г. Тулы - и реализовали выбранный способ управления - заключили с ООО "УК ДОМСЕРВИС" и ООО "Жилхоз" Привокзального района г. Тулы договоры управления, согласно которым управляющие организации приступили к управлению вышеперечисленными домами с 01.06.2015 г., противоречат действующему жилищному законодательству и создают условия, при которых к управлению многоквартирными домами, собственники помещений в которых выбрали и реализовали способ управления, по результатам торгов приступит хозяйствующий субъект - победитель торгов по тому или иному лоту открытых конкурсов, а выбранные собственниками помещений в таких домах управляющие организации - ООО "УК ДОМСЕРВИС" ООО "Жилхоз" Привокзального района г. Тулы не смогут осуществлять свою хозяйственную деятельность по управлению многоквартирными домами.
Определением от 30.06.2015 г. об отложении рассмотрения дела N 03-03/17-2015 было удовлетворено ходатайство ООО "Жилхоз" Привокзального района г. Тулы от 30.06.2015 г. N 350 о приобщении к материалам дела документов, свидетельствующих о выборе указанной организации в качестве управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными в г. Туле по адресам:
-NN 27а, 29а, 31, 31а, 31в, 33, 33б, 33в, 33г, 33д, 35, 35б, 39, 39а, 39б, 41, 41б по ул. Седова;
-NN 6, 10, 14, 14а, 14б, 16 к.3 по ул. М. Жукова;
-N 2 по ул. 2-ая Прокатная;
-NN 83а, 85 18-й проезд Мясново;
-N 102 Одоевское шоссе;
-N 19а по ул. 9 Мая;
-N 4 по ул. Макаренко;
-N 11 Калужское шоссе;
-N 1 по ул. Сойфера;
-N 16 Ф. Энгельса;
-NN 8, 16, 30 Красноармейский проспект.
Исследовав документы, представленные ООО "Жилхоз" Привокзального района г. Тулы в 5 томах, Комиссия установила собственники помещений в данных многоквартирных домах, во всяком случае, до дня проведения торгов выбрали управляющую организацию - ООО "Жилхоз" Привокзального района г. Тулы - и заключили с ней договоры управления многоквартирным домом, о чем письмом от 09.06.2015 г. N 287 проинформировали начальника управления жизнеобеспечения и благоустройства администрации г. Тулы Анисимова Г.Е.
К управлению данными многоквартирными домами, согласно представленным документам, ООО "Жилхоз" Привокзального района г. Тулы приступило с 01.06.2015 г.
Таким образом, действия/бездействие Организатора торгов, выразившиеся в отказе от исключения из конкурсной массы торгов многоквартирных домов, расположенных в г. Туле по адресам:
-NN 27а, 29а, 31, 31а, 31в, 33, 33б, 33в, 33г, 33д, 35, 35б, 39, 39а, 39б, 41, 41б по ул. Седова;
-NN 6, 10, 14, 14а, 14б, 16 к.3 по ул. М. Жукова;
-N 2 по ул. 2-ая Прокатная;
-NN 83а, 85 18-й проезд Мясново;
-N 102 Одоевское шоссе;
-N 19а по ул. 9 Мая;
-N 4 по ул. Макаренко;
-N 11 Калужское шоссе;
-N 1 по ул. Сойфера;
-N 16 Ф. Энгельса;
-NN 8, 16, 30 Красноармейский проспект,
собственники помещений в которых на общих собраниях выбрали способ управления - управление ООО "Жилхоз" Привокзального района г. Тулы - и реализовали выбранный способ управления - заключили с ООО "Жилхоз" Привокзального района г. Тулы договоры управления, согласно которым управляющие организации приступили к управлению вышеперечисленными домами с 01.06.2015 г., противоречат действующему жилищному законодательству и создают условия, при которых к управлению многоквартирными домами, собственники помещений в которых выбрали и реализовали способ управления, по результатам торгов приступит хозяйствующий субъект - победитель торгов по тому или иному лоту открытых конкурсов, а выбранная собственниками помещений в таких домах управляющая организация - ООО "Жилхоз" Привокзального района г. Тулы не сможет осуществлять свою хозяйственную деятельность по управлению многоквартирными домами.
Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещает органам местного самоуправления осуществлять действия/бездействие, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На заседании Комиссии 03.07.2015 г. от представителя Организатора торгов по доверенности поступило ходатайство о приобщении к материалам жалобы приказа управления жизнеобеспечения и благоустройства администрации города Тулы от 03.07.2015 N 1/54-п "Об исключении из лотов открытых конкурсов многоквартирных домов, собственники помещений которых выбрали и реализовали способ управления многоквартирным домом"
Изучив указанный документ, Комиссия установила, что дома, расположенные в г. Туле по адресам:
-6а по ул. Белкина;
-112а по ул. Болдина;
-146а по ул. Демонстрации;
-41а по ул. Седова;
-12, 12 к.2, 18, 20, 20а, 22 по ул. Дм. Ульянова;
-27а, 29а, 31, 31а, 31в, 33, 33б, 33в, 33г, 33д, 35, 35б, 39, 39а, 39б, 41, 41б по ул. Седова;
-6, 10, 14, 14а, 14б, 16 к.3 по ул. М. Жукова;
-2 по ул. 2-ая Прокатная;
-83а, 85 18-й проезд Мясново;
-102 Одоевское шоссе;
-19а по ул. 9 Мая;
-4 по ул. Макаренко;
-11 Калужское шоссе;
-1 по ул. Сойфера;
-16 Ф. Энгельса;
-8, 16, 30 Красноармейский проспект,
исключены из лотов открытых конкурсов, что свидетельствует о добровольном устранении Организатором торгов порядка организации и проведения торгов, установленных Правилами проведения конкурса, до вынесения Комиссией решения по настоящему делу.
Оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьями 48-49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
Признать Управление жизнеобеспечения и благоустройства администрации города Тулы нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
Прекратить рассмотрение дела N 03-03/17-2015 в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства Управлением жизнеобеспечения и благоустройства администрации города Тулы.
Оснований для принятия иных мер в отношении организатора торгов - Управления жизнеобеспечения и благоустройства администрации города Тулы по пресечению и/или устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не имеется.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание: за невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 8 июля 2015 г. N 03-03/17-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016