Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
от 31 декабря 2013 г. N 1422-ФАС52-07/13
Резолютивная часть решения объявлена 30 декабря 2013 года.
Решение изготовлено в полном объеме 31 декабря 2013 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дел о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Смирнов С.В. |
- |
председатель Комиссии, заместитель руководителя управления; |
Айзман О.И. |
- |
член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции; |
Михайлова Н.В. |
- |
член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля финансовых рынков, рекламы и недобросовестной конкуренции, |
рассмотрев дело N1422-ФАС52-07/13, возбужденное по обращению гражданки Х. в отношении общества с ограниченной ответственностью "Мегаполис" (адрес: 606541, Нижегородская обл., г. Чкаловск, ул. Пушкина, д.47, кв.27), по признакам нарушения части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе", в присутствии директора Общества - Савинова А.А., представителя по доверенности N01-2013 от 01.12.2013 г. - Савиновой И.С., установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило обращение гражданки Х. по поводу рекламы туристической компании "МЕГАПОЛИС" с использованием олимпийской символики, что, по мнению заявителя, содержит признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".
В связи с указанными обстоятельствами, Нижегородское УФАС России 20 декабря 2013 года вынесло Определение о возбуждении дела N1422-ФАС52-07/13 по признакам нарушения части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в отношении ООО "Мегаполис".
Изучив материалы дела, представленные документы и выслушав доводы ответчика, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к следующим выводам.
В газетах "Знамя" N133 (11287) от 30 ноября 2013 года, "Чкаловский вестник" N45 (401) от 22 ноября 2013 года и на листовках, распространяемых в городе Чкаловске, размещались сообщения следующего содержания: "Туристическая компания МЕГАПОЛИС. Автобусные туры на Олимпийские игры в Сочи из Чкаловска. Проживание+проезд от 9200 руб. www.megapolis-chkalovsk.ru г. Чкаловск, ул. Пушкина, 49 4-14-75, 8-910-102-91-59", "Встречаем Новый год 2014 с размахом! Весело, задорно, незабываемо с Туристической компанией "МЕГАПОЛИС"! Все новогодние и рождественские туры уже в продаже! Автобусные туры из Чкаловска: Великий Устюг, Казань, Кострома!!! Олимпийские игры в Сочи!!! Г. Чкаловск, ул. Пушкина, 49 (3-е крыльцо от рынка) www.megapolis-chkalovsk.ru 4-14-75, 8-910-102-91-59". В сообщениях использована олимпийская символика - олимпийский символ пяти переплетенных колец.
Данные сообщения являются рекламой, так как отвечают определению, указанному в пункте 1 статьи 3 ФЗ "О рекламе": реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама, пункт 3 этой же статьи определил, что товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Рекламные сообщения направлены на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования - туристическая компания "Мегаполис". Товаром является автобусные туры на XXII Олимпийские игры в Сочи.
Согласно части 3 статьи 40 Федерального закона "О рекламе" особенности размещения (распространения) рекламы в период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи определяются Федеральным законом от 01 декабря 2007 года N310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об Олимпиаде).
Согласно части 1 статьи 7 Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под олимпийской символикой понимаются наименования "Олимпийский" "Олимпиада" "Сочи 2014" "Olympic" "Olympian" "Olympiad" "Olympic Winter Games" "Olympic Games" "Sochi 2014" и образованные на их основе слова и словосочетания, а также олимпийские символ, огонь, факел, флаг, гимн, девиз, эмблемы и символы предыдущих Олимпийских игр. Под паралимпийской символикой понимаются наименования "Паралимпийский" "Паралимпиада" "Paralympic" "Paralympian" "Paralympiad" "Paralympic Winter Games" "Paralympic Games" и образованные на их основе слова и словосочетания, а также паралимпийские символ, флаг, гимн, девиз, эмблемы и символы предыдущих Паралимпийских игр. К олимпийской символике и паралимпийской символике относятся также произведения изобразительного искусства, музыкальные, литературные и иные произведения, содержащие олимпийскую символику и (или) паралимпийскую символику или ее элементы и предназначенные для обозначения Олимпийских игр и (или) Паралимпийских игр.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона от 01 декабря 2007 года N310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о причастности рекламодателя к Олимпийским играм и Паралимпийским играм, в том числе в качестве спонсора, а также об одобрении Международным олимпийским комитетом, Международным паралимпийским комитетом, Олимпийским комитетом России, Паралимпийским комитетом России, Оргкомитетом "Сочи 2014" потребительских свойств рекламируемых товаров (работ, услуг), признается недостоверной.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. В соответствии с частью 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения.
Правом использовать символику олимпиады 2014 г. обладают исключительно партнеры Организационного комитета XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи. Исчерпывающий перечень компаний, обладающих правом использовать олимпийскую символику, указан на официальном сайте Организационного комитета XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи http://www.sochi2014.com/team/partners/.
Специалисты Нижегородского Управления Федеральной антимонопольной службы произвели осмотр вышеуказанного сайта, о чем составлен акт осмотра от 19.12.2013 г.
ООО "Мегаполис" не является партнером Организационного комитета XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, соответственно, не обладает правом использовать олимпийскую символику - символ пяти переплетенных колец.
Таким образом, реклама ООО "Мегаполис" с незаконным использованием символа олимпиады - пяти переплетенных колец противоречит требованиям части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В силу части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частью 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" (недостоверная реклама), несет рекламодатель.
Согласно пункту 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
ООО "Мегаполис" с ЗАО "Комстар-Ф" заключен договор на размещение рекламных и информационных материалов N31-Р-13 от 05.11.2013 г., согласно которому Исполнитель (ЗАО "Комстар-Ф) принял на себя обязательство по размещению рекламного материала на страницах районной газеты "Чкаловский вестник" согласно приложению N1 к Договору. ООО "Мегаполис" с МАУ "Районная газета "Знамя" заключен договор на размещение рекламных и информационных материалов N111 от 26.11.2013 г., согласно которому Исполнитель (МАУ "Районная газета "Знамя") принял на себя обязательство по размещению рекламы в газете "Знамя" N133 от 30.11.2013 г. о предоставлении туров согласно представленному материалу. Отсюда следует, что рекламодателем рекламного сообщения с использованием олимпийской символики - пяти переплетенных колец является ООО "Мегаполис".
Рекламодателем рекламного сообщения является ООО "Мегаполис" (адрес: 606541, Нижегородская обл., г. Чкаловск, ул. Пушкина, д.47, кв.27).
В ходе рассмотрения дела представители ООО "Мегаполис" сообщили, что рекламу на листовках Общество не производило и не распространяло. Доказательств обратного заявителем не представлено.
Таким образом, реклама ООО "Мегаполис", распространенная в газетах "Знамя" N133 (11287) от 30 ноября 2013 года, "Чкаловский вестник" N45 (401) от 22 ноября 2013 года противоречит требованиям части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В ходе рассмотрения дела представители Общества не признали факт нарушения рекламного законодательства.
Комиссия Нижегородского УФАС России считает необходимым выдать ООО "Мегаполис" предписания об устранении выявленных нарушений.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", и в соответствии с пунктами 37 - 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 года N 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу ООО "Мегаполис" (адрес: 606541, Нижегородская обл., г. Чкаловск, ул. Пушкина, д.47 кв.27), распространенную в газетах "Знамя" N133 (11287) от 30 ноября 2013 года, "Чкаловский вестник" N45 (401) от 22 ноября 2013 года, поскольку она противоречит требованиям части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Мегаполис" предписания об устранении выявленных правонарушений.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии С.В. Смирнов
Члены Комиссии О.И. Айзман
Н.В. Михайлова
predpisanie1_megapolis_1422.docx
predpisanie2_megapolis_1422.docx
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 31 декабря 2013 г. N 1422-ФАС52-07/13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016