Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 9 февраля 2012 г. N 06-03-12/02
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе (далее - Комиссия):
Председателя комиссии - Чечениной С.А.;
Члены комиссии: Мороз С.В., Воронина К.Ф.
рассмотрев материалы дела от 30.01.2012 г. N 06-03-12/02 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
в отсутствии ИП Ючко А.А., и в присутствии генерального директора ООО "Алькасар Мурманск" <Б_> установила:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области в результате очередного мониторинга рекламы, распространяемой в эфире регионального телевизионного вещания, был выявлен факт распространения рекламы с признаками нарушения Федерального Закона "О рекламе" от 13.03.20006 N 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе).
23, 24, 25 декабря 2011 года в блоках региональной рекламы на канале "НТВ" демонстрировался рекламный ролик "Натяжные потолки высокого качества в кредит по низким процентным ставкам - "Атлант" пр. Ленина, д.65".
Информация о наименовании лица, оказывающего услуги по кредитованию, не озвучивается за кадром и не демонстрируется зрителю на экране.
Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Требование законодательства содержать наименование или имя лица при рекламировании банковских, страховых и иных финансовых услуг служат целям идентификации юридических лиц, индивидуализируют их как участников гражданского оборота и субъектов публично-правовых отношений.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В нарушении норм закона о рекламе в визуальном и звуковом восприятии рекламного ролика "Натяжные потолки высокого качества в кредит по низким процентным ставкам - "Атлант" пр. Ленина, д.65"отсутствуют требуемые законодательством данные о наименовании лица предоставляющего услуги по кредитованию, отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения, при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе
реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;
объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;
ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Рассматриваемая реклама, содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования и продвижения на рынке услуги по установке натяжных потолков и возможности получения кредита по низким процентным ставкам.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения Закона о рекламе (далее - Комиссия) определила объектами рекламирования:
- услуги по установке натяжных потолков;
- кредит на услуги по установке натяжных потолков.
Комиссия изучила представленные на заседание материалы:
- копию договора N ОК-НТВ-109/11 на право размещения региональной рекламы на канале "НТВ";
-копию устава юридического лица;
-свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
-свидетельство о постановке в налоговом органе;
- медиаплан 15/12/2011-25/12/2011;
-акт сдачи-приемки работ по договору N48 от 15.12.2011;
- письменные объяснения по признакам нарушения Закона о рекламе.
Согласно Уставу, утвержденному решением единственного учредителя ООО "Алькасар Мурманск" 08.02.2011, общество с ограниченной ответственностью "Алькасар Мурманск" является юридическим лицом, место нахождение, которого Российская Федерация, г.Мурманск, ул. Капитана Егорова, д.14. Одним из основных видов деятельности является рекламная деятельность.
На основании договора N ОК-НТВ-109/11 ООО Операторская Компания "Алькасар" (далее -Агент) обеспечивает оказание ООО "Алькасар Мурманск" (далее- Компания) услуг по размещению в Региональном эфире Телеканала НТВ, в пределах территории, предоставленной Компанией региональной рекламы.
15 декабря 2011 года между обществом с ограниченной ответственностью "Алькасар Мурманск" и индивидуальным предпринимателем Ючко А.А. был заключен договор по размещению рекламных материалов в эфире телеканала.
Из договора следует, что рекламораспространителем является ООО "Алькасар Мурманск"( ИНН 5190928361,183038, г. Мурманск, ул. Капитана Егорова, д.14), рекламодателем - ИП Ючко А.А. (ИНН 519057820519, 183040, г. Мурманск, ул. <_>).
Согласно п.3.1. Договора N48 исполнитель обязан обеспечить размещение рекламных материалов заказчика в соответствии с условиями договора и согласованной сторонами заявкой.
Из медиаплана следует, что рекламный ролик "Атлант - натяжные потолки" размещался с 15 декабря по 25 декабря 2012 г в эфире телеканала "НТВ".
ИП Ючко А.А. пояснил, что он заключил договор о сотрудничестве при реализации программы Кредитования с ОАО "Альфа-Банк".
Таким образом, "кредит", который указан в рекламе: "Натяжные потолки высокого качества в кредит по низким процентным ставкам - "Атлант" пр. Ленина, д.65" фактически предоставляет ОАО "Альфа-Банк".
В нарушение нормы Закона о рекламе, в рекламе, размещенной в 23, 24, 25 декабря 2011 года на канале "НТВ", отсутствует требуемое законодательством наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги (для юридического лица - наименование), отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Комиссия считает, что данная информация не была доведена до потребителей надлежащим образом, а именно - отсутствует часть существенной информации, при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированная у потребителя такой рекламы.
Отсутствие в рекламе существенной части информации о наименовании или имени лица, оказывающего услуги по кредитованию, приводит к искажению рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться услугой по установке натяжных потолков в кредит.
Рекламное законодательство устанавливает необходимость обеспечения достоверности размещаемой рекламы, обеспечение интересов потребителей рекламной продукции.
Комиссия признала, что вышеназванная реклама не соответствует требованиям части 1 статьи 28 и части 7 статьи 25 Закона о рекламе и в соответствии со статьей 3 Закона является ненадлежащей.
В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 1 статьи 28 Закона возложена на рекламораспространителя и рекламодателя, за нарушение части 7 статьи 5 Закона возложена на рекламодателя. определилобъект рекламирования, и предоставил готовый рекламный ролик для размещения рекламодатель - ИП Ючко А.А.
Разместил вышеназванную рекламу на телеканале "НТВ" в период с 15 по 25 января 2011 года в блоках региональной рекламы рекламораспространитель - ООО "Алькасар Мурманск".
ООО "Алькасар Мурманск" признает, что по условиям договора именно общество должно было не допустить нарушения рекламного законодательства, но не предприняло всех необходимых мер.
Согласно пункту 3.1.6. Договора в случае обнаружения Исполнителем в представленном Заказчиком рекламном материале нарушений технических требований либо признаков, которые могут быть расценены уполномоченными государственными органами как нарушения законодательства РФ о рекламе, письменно уведомить об этом заказчика в течение двух рабочих дней с момента получения рекламного материала.
Согласно п.3.2.3 исполнитель вправе отказаться от оказания услуг по размещению рекламных материалов в случае их несоответствия законодательству Российской Федерации.
Объяснения и ходатайства сторон учтены при рассмотрении дела.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
Признать рекламу: "Натяжные потолки высокого качества в кредит по низким процентным ставкам - "Атлант" пр. Ленина, д.65", размещенную 23,24,25 декабря 2011 года в блоках региональной рекламы на телеканале "НТВ", ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28 и часть 7 статьи 5 Закона о рекламе.
Выдать предписание ООО "Алькасар Мурманск" о прекращении нарушения части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
Выдать предписание ИП Ючко А.А. о прекращении нарушения части 1 статьи 28 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Мурманского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица генерального директора ООО "Алькасар Мурманск" <Б_>
Резолютивная часть решения была объявлена 09.02. 2012 года.
Решение изготовлено в полном объеме 09.02.2012 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Председатель комиссии: С.А. Чеченина
Члены комиссии: С.В. Мороз, К.Ф. Воронина
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
09.02.2012 года г. Мурманск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председателя комиссии - Чечениной С.А.,
членов комиссии: Мороз С.В., Ворониной К.Ф.,
на основании своего решения от 09.02.2012 по делу N 06-03-12/02 о признании рекламы "Натяжные потолки высокого качества в кредит по низким процентным ставкам - "Атлант" пр. Ленина, д.65", размещенного 23, 24, 25 декабря 2011 года в блоках региональной рекламы на канале "НТВ", ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 1 статьи 28, Федерального Закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (Далее - Закон о рекламе), и в соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, предписывает:
1. Рекламораспространителю - ООО "Алькасар Мурманск" (ИНН 5190928361,183038, г. Мурманск, ул. Капитана Егорова, д.14)
- прекратить размещение рекламы без указания наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги (для юридического лица - наименование),
- обеспечить соблюдение части 1 статьи 28 Федерального Закона "О рекламе" от 13.03.06 N 38-ФЗ.
2. Об исполнении предписания сообщить в УФАС по Мурманской области в течение тридцати дней с момента получения предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии: С.А. Чеченина
Члены комиссии: С.В. Мороз, К.Ф. Воронин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 9 февраля 2012 г. N 06-03-12/02
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016