Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
от 15 февраля 2012 г. N 1913/04
Резолютивная часть решения оглашена "15" февраля 2012 г.
В полном объеме решение изготовлено "15" февраля 2012 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии Коренченко К.А. - зам. руководителя - начальник отдела контроля органов власти;
Члены Комиссии: Частников В.Л. - заместитель начальника отдела контроля органов власти;
Ратникова О.С. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
Кочарян О.С. - старший специалист 1 разряда отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело N 1913/04 по признакам нарушения Собранием депутатов Заветинского сельского поселения (347430, Ростовская обл., Заветинский р-н, с. Заветное, ул. Кирова, д. 14; далее - Собрание депутатов) частей 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), в отсутствии лиц, участвующих в деле, установила:
В целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в связи с изучением рынка ритуальных услуг и рынка услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в адрес муниципальных образований Ростовской области был направлен запрос (исх. N 11226/04 от 28.10.2010 г.).
В ответ на указанный запрос Администрация Заветинского района представила "Правила обращения с отходами на территории Заветинского сельского поселения", утвержденные Решением Собрания депутатов Заветинского сельского поселения от 30.03.2007 г. N 57 (далее Правила).
Согласно Правилам Администрация сельского поселения:
- заключает договоры с потребителями на вывоз твердых бытовых отходов (далее - ТБО) на полный объем его нормативного образования у потребителя (п. 3.1.9);
- принимает от потребителей заявки на вывоз крупногабаритных предметов и жидких отходов, и передает их подрядчику (п.п. 3.1.12, 3.1.20);
- получает оплату за услуги по вывозу ТБО от потребителей, заключивших с ним прямой договор (п. 3.1.16);
Кроме того, согласно Правилам:
- строительные организации заключают договор с Администрацией сельского поселения на размещение малогабаритных строительных отходов на полигонах ТБО (п. 3.3.3);
- потребитель подает Администрации сельского поселения заявку на вывоз крупногабаритных предметов, относящихся к ТБО, а также на вывоз жидких отходов потребления, согласовывая сроки, время вывоза, место и способ погрузки (п.п. 3.3.4, 3.3.6).
В соответствии с абз. 5 п. 4.2 Правил соответствующие доли средств, получаемых Администрацией сельского поселения от потребителей за оказанные услуги по удалению ТБО, направляются на счета исполнителей.
Кроме того, Правилами предусмотрено:
- утверждение Администрацией сельского поселения периодичности, сроков и графиков вывоза ТБО, обязательных для всех исполнителей услуг по вывозу ТБО (п. 3.1.3);
- установление Администрацией сельского поселения тарифа, норматива ТБО, ставки оплаты, периодичности и сроков оплаты за размещение отходов, жидких отходов потребления (п.п. 4.3, 4.4, 4.5).
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения 15.12.2011 г. в отношении Собрания депутатов настоящего дела.
В ответ на определение о назначении настоящего дела к рассмотрению Администрация Заветинского сельского поселения представила отзыв, согласно которому сбор и вывоз ТБО на территории поселения осуществляет МУП "Заветинское ПЖКХ", для которого Администрация устанавливает тариф на вывоз ТБО; периодичность, графики и сроки сбора и вывоза ТБО устанавливает само МУП "Заветинское ПЖКХ"; между Администрацией и МУП "Заветинское ПЖКХ" ежеквартально заключаются договоры на вывоз ТБО с муниципальных территорий в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов_"; вывоз ТБО с территории, находящейся в частной собственности, осуществляется на основе договоров заключаемых между потребителем и исполнителем услуги. Кроме того, согласно ответу Администрации Заветинского сельского поселения Собрание депутатов на очередном заседании 06.02.2012 г. признало утратившим силу Решение от 30.03.2007 г. N 57, которым утверждены Правила, при этом нормативный правовой акт еще не принят.
14.02.2012 г. (вх. N 2082) в Ростовское УФАС России поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителей Собрания депутатов и Администрации Заветинского сельского поселения.
Комиссия, изучив материалы настоящего дела, приходит к следующим выводам:
Согласно Правилам Администрация сельского поселения:
- заключает договоры с потребителями на вывоз ТБО на полный объем его нормативного образования у потребителя (п. 3.1.9);
- принимает от потребителей заявки на вывоз крупногабаритных предметов и жидких отходов, и передает их подрядчику (п.п. 3.1.12, 3.1.20);
- получает оплату за услуги по вывозу ТБО от потребителей, заключивших с ним прямой договор (п. 3.1.16);
Кроме того, согласно Правилам:
- строительные организации заключают договор с Администрацией сельского поселения на размещение малогабаритных строительных отходов на полигонах ТБО (п. 3.3.3);
- потребитель подает Администрации сельского поселения заявку на вывоз крупногабаритных предметов, относящихся к ТБО, а также на вывоз жидких отходов потребления, согласовывая сроки, время вывоза, место и способ погрузки (п.п. 3.3.4, 3.3.6).
В соответствии с абз. 5 п. 4.2 Правил соответствующие доли средств, получаемых Администрацией сельского поселения от потребителей за оказанные услуги по удалению ТБО, направляются на счета исполнителей.
Из вышеизложенного следует, что Администрация Заветинского сельского поселения по договорам с потребителями оказывает за плату услуги по вывозу и удалению ТБО, что свидетельствует об осуществлении Администрацией функций хозяйствующего субъекта.
При этом, в соответствии со ст.ст. 34, 37 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация входит в структуру органов местного самоуправления и является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.
Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов.
Таким образом, в действиях Собрания депутатов, выразившихся во включении в Правила вышеуказанных пунктов, содержится нарушение ч. 3 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".
Кроме того, Правилами предусмотрено:
- утверждение Администрацией сельского поселения периодичности, сроков и графиков вывоза ТБО, обязательных для всех исполнителей услуг по вывозу ТБО (п. 3.1.3);
- установление Администрацией сельского поселения тарифа, норматива ТБО, ставки оплаты, периодичности и сроков оплаты за размещение отходов, жидких отходов потребления (п.п. 4.3, 4.4, 4.5).
Между тем, законодательством Российской Федерации не предусмотрено, что местная администрация вправе утверждать периодичность, сроки и графики вывоза ТБО, обязательные для всех исполнителей услуг по вывозу ТБО.
Кроме того, согласно п. 6.4. СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" предприятиям по уборке следует: своевременно осуществлять (в соответствии с договорами) вывоз ТБО с территорий жилых домов, организаций, учреждений и предприятий; составлять на каждую спецмашину маршрутные графики со схемой движения; корректировать маршрутные графики в соответствии с изменившимися эксплуатационными условиями; обеспечивать обязательное выполнение утвержденных маршрутных графиков. Следовательно, утверждение графиков вывоза ТБО должно осуществляться хозяйствующим субъектом - исполнителем услуги.
Комиссия приходит к выводу, что поскольку услуги по сбору и вывозу ТБО оказываются на основании договора, заключенного между заказчиком (потребителем) и исполнителем, вопрос о периодичности, сроках и графиках вывоза ТБО должен разрешаться по соглашению сторон, а не органом, обладающим властными полномочиями. В противном случае, местная администрация ограничивает самостоятельность сторон договора в установлении его условий, что препятствует осуществлению деятельности организациями, оказывающими услуги по сбору и вывозу ТБО.
Федеральный закон от 31.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" не относит услуги по сбору и вывозу ТБО к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данная услуга является конкурентной и ее стоимость устанавливается по соглашению сторон договора, которыми являются потребитель и исполнитель. В этой связи, установление местной администрацией для хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по сбору и вывозу ТБО, тарифа, норматива ТБО, ставки оплаты, периодичности и сроков оплаты за размещение отходов, жидких отходов потребления препятствует осуществлению деятельности данными хозяйствующими субъектами.
Таким образом, в действиях Собрания депутатов, выразившихся во включении в Правила вышеуказанных пунктов, содержится нарушение ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-3 ст. 41, ч. 1 ст. 49 ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать Собрание депутатов Заветинского сельского поселения нарушившим ч.ч. 1, 3 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Собранию депутатов Заветинского сельского поселения предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство, а именно, исключить из Правил п.п. 3.1.3, 3.1.9, 3.1.12, 3.1.16, 3.1.20, 3.3.3, 3.3.4, 3.3.6, абз. 5 п. 4.2, 4.3, 4.4, 4.5.
Председатель Комиссии: К.А. Коренченко
Члены Комиссии: В.Л. Частников, О.С. Ратникова, О.С. Кочарян
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ N 69/04
об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство
"15" февраля 2012 г. г. Ростов-на-Дону
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Коренченко К.А. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти;
Частников В.Л. - заместитель начальника отдела контроля органов власти;
Ратникова О.С. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
Кочарян О.С. - старший специалист 1 разряда отдела контроля органов власти,
руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") на основании своего решения от 15.02.2012 г. по делу N 1913/04 о нарушении Собранием депутатов Заветинского сельского поселения (347430, Ростовская обл., Заветинский р-н, с. Заветное, ул. Кирова, д. 14; далее - Собрание депутатов) ч.ч. 1, 3 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Собранию депутатов в срок до 20.03.2012 г. прекратить нарушение частей 1, 3 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся во включение в "Правила обращения с отходами на территории Заветинского сельского поселения", утвержденные Решением Собрания депутатов от 30.03.2007 г. N 57 (далее Правила) пунктов 3.1.3, 3.1.9, 3.1.12, 3.1.16, 3.1.20, 3.3.3, 3.3.4, 3.3.6, абз. 5 п. 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, а именно, исключить из Правил вышеуказанные пункты.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в Ростовское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель Комиссии К.А. Коренченко
Члены Комиссии: В.Л. Частников, О.С. Ратникова, О.С. Кочарян
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 15 февраля 2012 г. N 1913/04
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016