Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 19 ноября 2013 г. N 98-2013
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии: |
Л.Н. Галичина - заместитель руководителя - начальник отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,
|
члены Комиссии: |
И.П. Баранова - ведущий специалист - эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией, Н.В. Соболь - ведущий специалист - эксперт отдела контроля за рекламой и недобросовестной конкуренцией,
|
рассмотрев дело N 98-2013, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью "ТриумФФ" (далее - ООО "ТриумФФ"), общества с ограниченной ответственностью "Неон Сити" (далее - ООО "Неон Сити") по факту размещения рекламы мужского СПА-салона "Казанова" с использованием рекламной конструкции, установленной в г. Челябинске, на ул. Энгельса, д. 63, с признаками нарушения пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе",
в присутствии представителя ООО "Неон Сити" <_> по доверенности от 15.11.2013 (личность удостоверена по паспорту);
в отсутствие представителя ООО "ТриумФФ", уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения настоящего дела и не заявившего ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области из Челябинской городской Думы для рассмотрения по подведомственности поступило коллективное обращение жителей города Челябинска о распространении в Челябинске наружной рекламы СПА-салонов, которая противоречит морально-нравственным устоям общества и наносит непоправимый вред нравственному воспитанию несовершеннолетних. Аналогичное заявление было направлено Челябинской городской Думой в Прокуратуру г. Челябинска.
Одним из фактов распространения такой рекламы в заявлении указана реклама мужского СПА-салона "Казанова", размещенная с использованием рекламной конструкции в г. Челябинске по ул. Энгельса, д. 63.
Специалистами Челябинского УФАС России проведен осмотр рекламной конструкции, в ходе которого установлено, что в рекламе содержатся сведения: "Вам налево Казанова мужской SPA салон 264-63-27 г. Челябинск, ул. Энгельса, 26а Hot summer" и изображение девушки в купальнике с демонстрацией обнаженного живота.
Также Челябинским УФАС России проведен в сети Интернет поиск организации, осуществляющей деятельность в СПА-салоне "Казанова", по результатам которого установлено, что деятельность в указанном СПА-салоне осуществляет ООО "ТриумФФ".
По факту распространения рекламы СПА-салона "Казанова" Челябинским УФАС России возбуждено дело по признакам нарушения пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О рекламе" в отношении рекламораспространителя ООО "Неон Сити", ООО "ТриумФФ" привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Из объяснений представителя ООО "Неон Сити" следует, что рассматриваемая реклама СПА-салона "Казанова" размещена на основании договора N 1248, заключенного 06.04.2009 между ООО "ТриумФФ" и ООО "Неон Сити", по которому ООО "ТриумФФ" являлся заказчиком рекламы. На основании текста, предоставленного ООО "ТриумФФ", работники ООО "Неон Сити" разработали макет указанной рекламы и разместили рекламу в октябре 2013 года на рекламной конструкции, установленной по адресу: г. Челябинск, ул. Энгельса, д. 63. По мнению представителя ООО "Неон Сити", присутствующие в рекламе слова "вам налево" являются указателем на местонахождение СПА-салона "Казанова", а изображение девушки в купальнике и слова "Hot summer" свидетельствует о проводимой СПА-салоном акции в летний период.
Представитель ООО "ТриумФФ" на рассмотрение дела не явился, документы, запрошенные Челябинским УФАС России, представил, с тем, что данная реклама нарушает законодательство о рекламе не согласился.
Исследовав материалы дела, заслушав лицо, участвующее в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.
В г. Челябинске по ул. Энгельса, д. 63 с использованием рекламной конструкции размещена реклама мужского СПА-салона "Казанова", в которой присутствуют сведения: "Вам налево Казанова мужской SPA салон _ Hot summer" и образ полуобнаженный девушки.
Содержащийся в рекламе образ девушки является непристойным в связи с тем, что демонстрация обнаженного живота в общественном месте, в данном случае на улице, противоречит правилам приличия и нормам нравственности.
Комиссия считает, что словосочетание "Вам налево" является двусмысленным, так как, несмотря на то, что местонахождение СПА-салона "Казанова" действительно находится налево от проезжей части, над которой размещается указанная реклама, в то же время фраза "Вам налево" подразумевает предложение совершить измену, уйти от постоянных отношений к случайным отношениям, что противоречит общепринятым нормам морали и нравственности.
В соответствии со словарем "Abbyy Lingvo", размещенного на сайте: http://www.lingvo-online.ru/, с английского языка "hot" переводится на русский язык как "горячий, жаркий, пылкий, возбужденный, чувственный", с английского языка слово "summer" переводится на русский язык как "лето". Следовательно, выражение "hot summer" переводится на русский язык как "жаркое (пылкое, возбужденное, чувственное) лето".
Присутствующие в рекламе слова "Вам налево" в совокупности со словами "мужской SPA салон_ Hot summer" и образом полуобнаженной девушки могут восприниматься как приглашение получить специфические услуги, которыми пользуются не все категории граждан. Однако признаки пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О рекламе" не подтвердились, поскольку из представленной рекламы нельзя сделать однозначный вывод об интимном характере услуг СПА-салона "Казанова", а также в связи с тем, что по сведениям, представленным Прокуратурой г. Челябинска, факт оказания платных интимных услуг в СПА-салоне "Казанова" не установлен,.
Вместе с тем, в данной рекламе усматриваются признаки нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", что выражено использованием непристойных образов и выражений.
Согласно части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
К непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности.
Непристойным в указанной рекламе является изображение девушки с обнаженным животом наряду со словами "вам налево_ мужской SPA салон", поскольку противоречит морально-нравственным устоям в обществе.
Учитывая специфичность рекламируемых услуг, следует особо отметить недопустимость такого рода рекламы способом размещения на наружной рекламной конструкции, так как она становится доступной всем категориям населения Челябинска, в том числе несовершеннолетним.
Для признания рекламы непристойной не требуется получение единогласного мнения или мнения большинства потребителей рекламы, достаточно наличие значимого количества людей, негативно воспринимающих рекламу.
Данная реклама явилась предметом обсуждения на Экспертном совете при Челябинском УФАС России (далее - Экспертный совет). Экспертный совет отметил, что в указанной рекламе содержится непристойный образ, использование которого запрещено положением части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Таким образом, реклама СПА-салона "Казанова", размещенная с использованием рекламной конструкции, установленной в г. Челябинске, на ул. Энгельса, д. 63, противоречит требованиям части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
На основании части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем указанной рекламы является ООО "ТриумФФ" (454138, г. Челябинск, пр. Победы, д. 314 "А") как лицо, определившее содержание рекламы.
Руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу СПА-салона "Казанова", размещенную с использованием рекламной конструкции, установленной в г. Челябинске на ул. Энгельса, д. 63, в которой присутствуют слова: "Вам налево" и изображение полуобнаженной девушки, поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "ТриумФФ", ООО "Неон Сити" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "ТриумФФ" и его должностного лица.
Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение изготовлено в полном объеме 02 декабря 2013 года.
Председатель Комиссии
Л.Н. Галичина
Члены Комиссии
И.П. Баранова
Н.В. Соболь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 19 ноября 2013 г. N 98-2013
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016