Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 20 марта 2014 г. N 1-10-2141/77-13
Резолютивная часть решения оглашена 06 марта 2014 года
В полном объеме решение изготовлено 20 марта 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по
рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя Комиссии: - __________, заместителя руководителя;
членов Комиссии: - __________, начальника отдела контроля за
соблюдением антимонопольного законодательства
хозяйствующими субъектами;
- __________, заместителя начальника правового
отдела;
- __________, старшего специалиста 1 разряда отдела
контроля за соблюдением антимонопольного
законодательства хозяйствующими субъектами,
в присутствии:
ООО "ЭТВЭС" - __________, действующей по доверенности;
2
ОАО "ДЕЗ района
Южное Бутово"
- __________, действующего по доверенности.
рассмотрев дело N1-10-2141/77-13 по признакам нарушения
ООО "ЭТВЭС" (адрес: Дмитровский пер., д. 7, г. Москва, 107031) части 1 статьи 10
Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В адрес Московского УФАС России поступило заявление ОАО "ДЕЗ района
Южное Бутово" (вх. от 12.07.2013 N 20747), в которых содержатся признаки
нарушения ООО "ЭТВЭС" антимонопольного законодательства, выразившиеся в
нарушении порядка ценообразования при расчетах за услуги горячего
водоснабжения.
Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения сторон,
Комиссия по рассмотрению дела N 1-10-2141/77-13 о нарушении
антимонопольного законодательства, установила следующее.
ОАО "ДЕЗ района Южное Бутово" является юридическим лицом,
осуществляющим деятельность на основании Устава, утвержденного
распоряжением Департамента имущества города Москвы от 29.07.2009 N 2304-р.
ОАО "ДЕЗ района Южное Бутово" внесено в Единый государственный реестр
юридических лиц за основным государственным регистрационным номером
1097746678732, поставлено на налоговый учет ИФНС N 27 по г. Москве с
присвоением ИНН/КПП 7727702615/772701001. Местонахождение юридического
лица: г. Москва, 117624, Бульвар адмирала Ушакова, д. 3.
ООО "ЭТВЭС" является юридическим лицом, осуществляющим
деятельность на основании Устава, утвержденным протоколом общего собрания
учредителей (участников) общества с ограниченной ответственностью "ЭТВЭС" от
06.07.2010 года. ООО "ЭТВЭС" внесено в Единый государственный реестр
юридических лиц за основным государственным регистрационным номером
1107746557335, поставлено на налоговый учет с присвоением ИНН/КПП
7707729489/770701001. Местонахождение: 107031, г. Москва, Дмитровский пер.,
д.7.
В соответствии с пунктом 2.1 Устава ООО "ЭТВЭС" осуществляет
производство, передачу и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии).
Подача тепловой энергии в многоквартирные дома, находящиеся в
управлении ОАО "ДЕЗ района Южное Бутово" осуществляется от следующих
ЦТП:
ЦТП N 1106/026 по адресу Изюмская ул., д.37, к.2, стр.2;
ЦТП N1106/027 по адресу Изюмская ул., д.37, стр.2;
ЦТП N1106/028 по адресу Изюмская ул., д.45, к.2, стр.1;
ЦТП N1106/030 по адресу Изюмская ул., д. 61 к.1, стр, 1;
ЦТП N1106/032 по адресу Изюмская ул., д. 49 к.4 стр.1;
3
ЦТП N1106/033 по адресу Изюмская ул., д. 49 к.1 стр.2;
ЦТП N1106/034 по адресу Изюмская ул., д. 55, корп.1 стр.1;
ЦТП N1118/008 по адресу Скобелевская, ул. д. 23 к. 1;
ЦТП N1118/010 по адресу Изюмская ул. д. 50 к. 1;
ЦТП N1118/011 по адресу Изюмская ул. д. 22 к. 1;
ЦТП N 1118/012 по адресу Изюмская ул. д. 46 к. 2;
ЦТП N1118/013 по адресу Изюмская ул. д. 26 к. 1;
ЦТП N1118/015 по адресу Изюмская ул. д. 34;
ЦТП N1118/016 по адресу Изюмская ул. д. 28.
ООО "ЭТВЭС" распоряжалось данными ЦТП на основании договора
аренды движимого имущества N 123/1010А от 01.10.2010, договора
ответственного хранения N 305/1010Э от 01.10.2010, N 307/1010Э от 01.10.2010,
N 319/1010Э от 01.10.2010, N 309/1010Э от 01.10.2010, N 306/1010Э от
01.10.2010, N 314/1010Э от 01.10.2010, заключенных между ОАО "УЖС-1" и
ООО "ЭТВЭС".
Между ООО "ЭТВЭС" и ОАО "ДЕЗ района Южное Бутово" заключен
договор энергоснабжения от 01.10.2010 N 35/1010Э. Предметом указанного
договора является продажа (подача) Энергоснабжающей организацией
(ООО "ЭТВЭС") Абоненту (ОАО "ДЕЗ района Южное Бутово"), присоединенному
к тепловой сети Энергоснабжающей организации, и покупка (потребление)
Абонентом тепловой энергии и теплоносителя для оказания коммунальных услуг
гражданам, проживающим в многоквартирном доме и использующим
коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не
связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и субабонентам,
с согласия Энергоснабжающей организации.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О
естественных монополиях" водоснабжение и водоотведение с использованием
централизованных системы, системы коммунальной инфраструктуры отнесены к
сфере деятельности субъектов естественной монополии.
Система теплоснабжения является закрытой. Тепловая энергия для нужд
отопления и горячая вода для целей горячего водоснабжения поставляются по
разным трубопроводам.
К горячей воде, поставляемой по системе горячего водоснабжения,
предъявляются требования, установленные СанПиН 2.1.4.2496-09 Гигиенические
требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения,
утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 07.04.2009 N 20.
Согласно пункту 10 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации под
водоснабжением понимают подачу поверхностных или подземных вод
потребителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями
качества воды в водных объектах.
Таким образом, деятельность ООО "ЭТВЭС" по поставке горячей воды по
4
централизованной системе трубопроводов, используемой для целей горячего
водоснабжения, относится к водоснабжению.
В соответствии с пояснениями ООО "ЭТВЭС" (вх. от 23.08.2013
N 25914) поставка горячей воды от указанных ЦТП, осуществляется в
многоквартирные дома, находящиеся в управлении ОАО "ДЕЗ района Южное
Бутово". Указанная сеть является технологически связанной. В границах указанной
сети отсутствует возможность покупки горячей воды у иного поставщика.
Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим
положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или
нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара,
дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим
субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие
условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять
с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять
доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции
доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением
финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара
превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении
антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного
контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на
превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на
товарном рынке не является доминирующим.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006
N 135-ФЗ "О защите конкуренции", доминирующим положением признается
положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественном монополии на
товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, на момент выявления комиссией нарушения, ООО "ЭТВЭС"
занимало доминирующее положение по поставке горячей воды в границах
присоединенной сети ООО "ЭТВЭС", исходящей от ЦТП N 1106/026, ЦТП N
106/027, ЦТП N 1106/028, ЦТП N 1106/030, ЦТП N 1106/032, ЦТП N 1106/033,
ЦТП N 1106/034, ЦТП N 1118/008, ЦТП 1118/010, ЦТП N 1118/011, ЦТП N
1118/012, ЦТП N 1118/013, ЦТП N 1118/015, ЦТП N 1118/016.
Комиссией установлено, что ООО "ЭТВЭС" в 2012 году выставляло счета
ОАО "ДЕЗ района Южное Бутово" за услугу горячего водоснабжения исходя из
расчета руб./Гкал. (вх. от 02.09.2013 N 27009).
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от
23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам"
плата за горячее водоснабжение с жителей обслуживаемых домов, находящихся в
управлении ОАО "ДЕЗ района Южное Бутово" рассчитывается исходя из
руб./куб.м.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от
30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций
5
коммунального комплекса" (далее - Закон о тарифах) подлежат регулированию
тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса -
производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки
сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
В соответствии с пунктом 6 Основ ценообразования в сфере деятельности
организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы
ценообразования), тарифы на горячую воду относятся к регулируемым тарифам.
Особенности ценообразования в отношении товаров и услуг организаций
коммунального комплекса, связанных с горячим водоснабжением, установлены
пунктами 47 - 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций
коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 14.07.2008 N 520.
Согласно пункту 47 Основ ценообразования тарифы на горячую воду и
надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального
комплекса, исходя из двух условий:
1. осуществление организацией коммунального комплекса
непосредственного производства горячей воды;
2. оказание организацией коммунального комплекса услуг по горячему
водоснабжению с использованием систем централизованного горячего
водоснабжения.
В силу определения понятия "организация коммунального комплекса",
данного в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ
"Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"
ООО "ЭТВЭС" является организацией коммунального комплекса.
Непосредственное производство горячей воды, поставляемой для нужд
жителей многоквартирных жилых домов, находящиеся в управлении
ОАО "ДЕЗ района Южное Бутово", осуществляется от ЦТП N 1106/026, ЦТП N
106/027, ЦТП N 1106/028, ЦТП N 1106/030, ЦТП N 1106/032, ЦТП N
1106/033, ЦТП N 1106/034, ЦТП N 1118/008, ЦТП 1118/010, ЦТП N 1118/011,
ЦТП N 1118/012, ЦТП N 1118/013, ЦТП N 1118/015, ЦТП N 1118/016.
Из положений статьи 9 Закона о тарифах ООО "ЭТВЭС" надлежит
разрабатывать на очередной период действия тарифов на производимые ею товары
(оказываемые услуги) производственную программу, определять финансовые
потребности, необходимые для ее реализации, и производить предварительный
расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти
финансовые потребности. В связи с изложенным, ООО "ЭТВЭС" должно
обратиться в орган регулирования тарифов для установления тарифа на свои
товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности.
Таким образом, при установленном тарифе, расчет потребленной горячей
воды должен исходить из расчета руб./куб. м. ООО "ЭТВЭС" при расчете за
потребленную горячую воду применяло тариф из расчета руб./Гкал. (согласно счетам,
представленным ОАО "ДЕЗ района Южное Бутово" в рамках рассмотрения дела).
6
В соответствии с пунктом 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и
предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального
комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 14.07.2008 N 520, обязанность по подаче заявки на установление тарифов на
товары и услуги организаций коммунального комплекса в орган регулирования,
уполномоченный на установление соответствующих тарифов, возложена на
организацию коммунального комплекса.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от
30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций
коммунального комплекса", установление тарифов на товары и услуги
организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги
организаций коммунального комплекса осуществляют органы местного
самоуправления. При этом, согласно статье 6 указанного закона в случае, если
законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения
Москвы и Санкт - Петербурга регулирование тарифов и надбавок не отнесено к
перечню вопросов местного значения, определенному законами указанных
субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 79 Федерального
закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации", полномочия, установленные статьей 5
указанного Федерального закона, осуществляются органами государственной
власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения
Москвы и Санкт - Петербурга.
Тарифы на горячее водоснабжение при наличии приборов учета для
расчетов с населением для организаций, осуществляющих производство и
передачу тепловой энергии, установлены постановлением Правительства Москвы
от 29.11.2011 N 571-ПП на 2012 год, от 27.11.2012 N 671-ПП на 2013 год.
Информацию об обращениях ООО "ЭТВЭС" в Региональную
энергетическую комиссию города Москвы за установлением тарифа на горячее
водоснабжение, ООО "ЭТВЭС" в рамках рассмотрения дела не представило.
На основании изложенного, Комиссией сделан вывод о нарушении
ООО "ЭТВЭС" установленного нормативными правовыми актами порядка
ценообразования на поставку горячей воды в границах присоединенной сети от от
ЦТП N 1106/026, ЦТП N 106/027, ЦТП N 1106/028, ЦТП N 1106/030, ЦТП N
1106/032, ЦТП N 1106/033, ЦТП N 1106/034, ЦТП N 1118/008, ЦТП 1118/010,
ЦТП N 1118/011, ЦТП N 1118/012, ЦТП N 1118/013, ЦТП N 1118/015, ЦТП
N 1118/016.
В соответствии с пунктом 13 постановления Правительства Российской
Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг
собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых
домов", предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей
организацией, товариществом или кооперативом, посредством заключения с
ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных
ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении
7
коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при
производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее
водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего
имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего
исполнения таких договоров, а также условия договоров о приобретении
коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для
предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом
настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно документам, представленным в адрес Московского УФАС России,
ООО "ЭТВЭС" расторгло договоры аренды движимого имущества N 123/1010А от
01.10.2010, договоры ответственного хранения N 305/1010Э от 01.10.2010, N
307/1010Э от 01.10.2010, N 319/1010Э от 01.10.2010, N 309/1010Э от 01.10.2010,
N 306/1010Э от 01.10.2010, N 314/1010Э от 01.10.2010, заключенных между
ОАО "УЖС-1" и ООО "ЭТВЭС" (соглашения о расторжении от 31.05.2012, от
20.11.2012, от 26.03.2013).
Таким образом, с 31.05.2012 ООО "ЭТВЭС" прекратило деятельность по
поставке тепловой энергии в многоквартирные дома, находящиеся в управлении
ОАО "ДЕЗ района Южное Бутово".
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от
26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия
(бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта,
результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение,
устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе
нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка
ценообразования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006
N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с добровольным устранением
нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом,
совершившим такое нарушение, комиссия Московского УФАС России прекращает
рассмотрение дела N 1-10-2141/77-13 о нарушении антимонопольного
законодательства, возбужденного в отношении ООО "ЭТВЭС".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 2 - 4 статьи 41,
статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ
"О защите конкуренции", решила:
1. Признать в действиях ООО "ЭТВЭС" факт нарушения части 1
статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
выразившееся в злоупотреблении доминирующим положением на рынке оказания
коммунальных услуг путем нарушения установленного нормативными правовыми
актами порядка ценообразования на горячую воду.
2. Прекратить рассмотрение дела N 1-10-2141/77-13 о нарушении
8
антимонопольного законодательства, в связи с добровольным устранением
нарушения антимонопольного законодательства и его последствий, в соответствии
с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О
защите конкуренции".
3. Материалы дела N 1-10-2141/77-13 о нарушении антимонопольного
законодательства передать должностному лицу для проведения административного
расследования и принятия мер административного реагирования в соответствии со
статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях.
Председатель Комиссии __________
Члены Комиссии __________
__________
__________
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в
арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения
антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 20 марта 2014 г. N 1-10-2141/77-13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016