Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 16 января 2014 г. N 51-04/13
Резолютивная часть решения оглашена "10" января 2014 года
В полном объеме решение изготовлено "16" января 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
Козлова А.А. - руководитель Челябинского УФАС России; |
Члены Комиссии: |
Расторгуева Ю.М. - начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; |
|
Тараскина А.И. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России, |
в присутствии Заявителя и представителя ООО "ТДК" (доверенность от 12.11.2013 N 6), рассмотрев дело N 51-04/13 по признакам нарушения ООО "ТДК" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861) - далее Правила Присоединения, выразившиегося в нарушении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению по договору об осуществлении технологического присоединения от 18.02.2013 N 46, установила:
Между <> и ООО "ТДК" заключен договор об осуществлении технологического присоединения от 18.02.2013 N 46 индивидуального жилого дома по адресу: г. Златоуст, пос. Айский, <> Срок исполнения мероприятий составляет 6 месяцев, то есть до 18.08.2013.
20.02.2013 ООО "ТДК" обратилось с заявкой на технологическое присоединение в смежную сетевую организацию ООО "Трансэнерго", в целях исполнения договора об осуществлении технологического присоединения от 18.02.2013 N 46.
Данная заявка ООО "ТДК" поступила в ООО "Трансэнерго" 21.03.2013.
06.06.2013 письмом N 55 ООО "Трансэнерго" направило проект договора об осуществлении технологического присоединения в адрес ООО "ТДК".
09.07.2013 ООО "ТДК" направило в адрес ООО "Трансэнерго" разногласия по договору об осуществлении технологического присоединения.
17.07.2013 <> направила письмо в адрес ООО "ТДК" с просьбой указать точное время осуществления технологического присоединения с указанием невозможности сделать проект на подключение дома из-за отсутствия точки электроснабжения.
24.07.2013 ООО "ТДК" направило в адрес Камаловой письмо N 117/1, в котором сообщило, что договор об осуществлении технологического присоединения от 18.02.2013 N 46 будет исполнен после заключения договора и выдачи технических условий ООО "ТДК" от ООО "Трансэнерго" - смежной сетевой организации, в адрес которой ООО "ТДК" подана заявка.
02.09.2013 <> обратилась с заявлением в Челябинское УФАС России.
10.10.2013 ООО "ТДК" письмом вх. N 10900 в ответ на запрос Челябиснкого УФАС России сообщило, что у ООО "ТДК" отсутствует возможность для фактического подключения объектов <> и в настоящее время ведется переписка со смежной сетевой организацией - ООО "Трансэнерго".
18.11.2013 приказом N 338 Челябинским УФАС России было возбуждено дело N 51-04/13 в отношении ООО "ТДК" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и пункта 16 Правил присоединения, выразившегося в нарушении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
<> в письме от 20.12.2013 вх. N 3384, и на заседании Комиссии 10.01.2014 пояснила следующее.
В настоящее время технологическое присоединение индивидуального жилого дома по адресу: г. Златоуст, пос. Айский, <> со стороны ООО "ТДК" не осуществлено.
В связи с отсутствием энергоснабжения индивидуального жилого дома по адресу: г. Златоуст, пос. Айский, <> <> лишена возможности проживания в построенном доме, подключения газового отопления, а также выполнения мероприятий, возложенных на Заявителя техническими условиями, в связи с отсутствием точки подключения.
Представитель ООО "ТДК" на заседании Комиссии от 10.01.2014 поддержал доводы, изложенные в письмах от 10.10.2013 вх. N 10900, от 24.12.2013 вх. N 3591, а также пояснил следующее.
Подключение объекта <> не произведено, так как у ООО "ТДК" отсутствует возможность для фактического подключения жилого дома в связи с тем, что максимальная мощность энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к сетям ООО "ТДК" превышает значение максимальной мощности, согласованной со смежной сетевой организацией.
ООО "ТДК" обратилось в смежную сетевую организацию - ООО "Трансэнерго" с заявкой на технологическое присоединение дополнительной мощности, однако со стороны ООО "Трансэнерго" допускаются действия по уклонению от заключения договора на технологическое присоединение с ООО "ТДК".
Письмом от 24.07.2013 исх. N 117/1 ООО "ТДК" уведомило <> о том, что фактическое присоединение принадлежащего ей жилого дома будет осуществлено после заключения договора на технологическое присоединение между ООО "ТДК" и смежной сетевой организацией - ООО "Трансэнерго".
ООО "ТДК" не отказывается от исполнения мероприятий по договору об осуществлении технологического присоединения объектов <> от 18.02.2013 N 46 после урегулирования вопроса о присоединении дополнительной мощности со стороны ООО "Трансэнерго".
Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к выводу о нарушении ООО "ТДК" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и пункта 16 Правил присоединения по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Следовательно, ООО "ТДК", как хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.
Таким образом в силу части 5 статьи 5 Закона защите конкуренции положение ООО "ТДК" на данном товарном рынке признается доминирующим.
В силу своего доминирующего положения на рынке услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям ООО "ТДК" обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Правила присоединения определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям.
Вопросы рассмотрения заявок на технологическое присоединение, заключения договоров на технологическое присоединение осуществляются в порядке, предусмотренном Правилами присоединения.
В подпункте "б" пункта 16 Правил присоединения одним из существенных условий договора на технологическое присоединение указан срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более <>0 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности. Данная норма является императивной, следовательно срок исполнения мероприятий по технологическому присоединению не может быть продлен по соглашению сторон.
Также, в пункте 6 Правил присоединения указано, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.
<> относится к категории заявителей, указанных в пункте 14 Правил присоединения.
В пункте 3 Правил присоединения указано, что независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил присоединения, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Договор между <> и ООО "ТДК" заключен 18.02.2013.
20.02.2013 ООО "ТДК" направило заявку в смежную сетевую организацию - ООО "Трансэнерго" в целях присоединения дополнительной мощности.
ООО "ТДК" представило почтовое уведомление об отправке заявки от 20.02.2013 в адрес ООО "Трансэнерго", из которого следует, что данная заявка на присоединение дополнительной мощности получена ООО "Трансэнерго" 21.03.2013.
06.06.2013 письмом N 55 ООО "Трансэнерго" направило проект договора об осуществлении технологического присоединения в адрес ООО "ТДК".
09.07.2013 ООО "ТДК" направило в адрес ООО "Трансэнерго" (поступило 22.07.2013) протокол разногласий по договору об осуществлении технологического присоединения, в котором просило: 1. Выбрать иную точку подключения (заправка "Салават"), находящуюся на расстоянии 250 м. от объектов <> 2. Определить границу БП и ЭО на опоре ВЛ-6 кВ, вместо ЛЭП-0,4 кВ.
Со стороны ООО "ТДК" не представлено доказательств принятия каких-либо действий в период с 21.04.2013 (предельная дата рассмотрения заявки на технологическое присоединение от 21.03.2013) по 06.06.2013, направленных на обеспечение рассмотрения заявки от 21.03.2013 и заключения договора на технологическое присоединение между ООО "ТДК" и ООО "Трансэнерго" в установленные Правилами присоединения сроки.
ООО "ТДК" не обращалось в период с 21.04.2013 по 06.06.2013 в Челябинское УФАС России с жалобой на действия ООО "Трансэнерго", выразившиеся в уклонении от заключения договора на технологическое присоединение. Переписка по урегулированию разногласий между ООО "ТДК" и ООО "Трансэнерго" началась после 06.06.2013, а с жалобой в Челябинское УФАС России ООО "ТДК" на действия ООО "Трансэнерго" обратилось лишь 24.12.2013, то есть после истечения предельного срока для исполнения мероприятий по договору на технологическое присоединение жилого дома <> от 18.02.2013 N 46.
Со стороны ООО "ТДК" не представлено доказательств принятия каких-либо иных мер и действий по исполнению договора на технологическое присоединение жилого дома <> от 18.02.2013 N 46, учитывая, что в силу пункта 3 Правил присоединения не допускается возможность неисполнения договора на технологическое присоединение ввиду отсутствия технической возможности.
Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от <>06.2008 N <> "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.
При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В отношении действий (бездействия), прямо не поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, необходимо установить и доказать наличие или угрозу наступления последствий от действий хозяйствующего субъекта.
Предельный срок исполнения мероприятий ООО "ТДК" по договору на технологическое присоединение от 18.02.2013 N 46 - 18.08.2013, но фактическое технологическое присоединение на момент вынесения решения по настоящему делу не осуществлено. Челябинское УФАС России приходит к выводу, что действиями ООО "ТДК" по нарушению сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению существенно ущемлены законные права и интересы <> не предприняты все возможные меры для исполнения договора на технологическое присоединение от 18.02.2013 N 46 и заключения договора на технологическое присоединение дополнительной мощности с ООО "Трансэнерго".
У ООО "ТДК" отсутствовали препятствия и имелась возможность для соблюдения норм антимонопольного законодательства Российской Федерации, а именно: своевременно обратиться в Челябинское УФАС России или в судебном порядке ускорить заключение договора на технологическое присоединение дополнительной мощности с ООО "Трансэнерго" и, следовательно, осуществить мероприятия по технологическому присоединению объекта <> в кротчайшие сроки, однако ООО "ТДК" не приняло необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства Российской Федерации и допустило нарушение антимонопольного законодательства.
С учетом изложенного, Комиссия расценивает бездействие ООО "ТДК", выразившееся в непринятии мер в период с 21.04.2013 по 06.06.2013, направленных на исполнение обязанностей по договору об осуществлении технологического присоединения объектов <> от 18.02.2013 N 46 в установленный Правилами присоединения срок, нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и пункта 16 Правил присоединения.
Учитывая, что на дату вынесения решения по заявлению <> ООО "ТДК" прекратило нарушающее антимонопольное законодательство бездействие, продолжает урегулирование разногласий с ООО "Трансэнерго" по заключению договора на технологическое присоединение дополнительной мощности, обратилось в Челябинское УФАС России с жалобой на действия ООО "Трансэнерго", в действиях которого усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства и Правил присоединения, поэтому у Комиссии отсутствуют основания выдавать ООО "ТДК" предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства и силу статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела N 51-04/13.
Руководствуясь статьей 23, частью 2 статьи 39, частями 2 - 3 статьи 41, статьей 48 и статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
Признать бездействие ООО "ТДК", выразившееся в непринятии мер в период с 21.04.2013 по 06.06.2013, направленных на исполнение обязанностей по договору об осуществлении технологического присоединения объектов <> от 18.02.2013 N 46 в установленный Правилами присоединения срок, нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и пункта 16 Правил присоединения.
Производство по делу N 51-04/13 прекратить в связи с добровольным устранением ООО "ТДК" нарушения антимонопольного законодательства.
Предписание не выдавать.
Передать материалы настоящего дела должностному лицу Челябинского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Челябинской области в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объеме.
Председатель Комиссии
А.А. Козлова
Члены Комиссии
Ю.М. Расторгуева
А.И. Тараскин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 января 2014 г. N 51-04/13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016