Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 24 февраля 2012 г. N 92
Резолютивная часть решения оглашена "17" февраля 2012 г.
Решение в полном объеме изготовлено "24" февраля 2012 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы Т.В. Лопаткина,
члены Комиссии: И.Р. Носкова- ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
Е.А. Скоп - специалист-эксперт отдела рекламы,
рассмотрев дело N 92, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении "_" - главного редактора и учредителя журнала "Стиль-Style" ("_" по факту размещения рекламной информации в журнале "Стиль-Style" N 5 (82) 2011 г. на стр. 19 под заголовком: "Ортодонтия чем раньше, тем лучше", в журнале "Стиль-Style" N 6 (83) от 2011 г. на стр. 101 под заголовком: "Все виды стоматологических услуг", с признаками нарушения:
- ч. 7 ст. 24 Федерального закона РФ от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), согласно которой реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства),
в отсутствии: "_" установила:
В ходе проведенного Новосибирским УФАС России мониторинга рекламной информации в мае 2011 г., размещаемой в СМИ, распространяемых на территории г. Новосибирска, на предмет соблюдения требований законодательства о рекламе было установлено следующее.
В журнале "Стиль-Style" N 5 (82) 2011 г. на стр. 19 размещалась информация под заголовком: "Ортодонтия чем раньше, тем лучше" (далее - рекламный макет N1), следующего содержания:
"Какую боль испытывает родитель, глядя на слезы сына или дочери по поводу некрасивых, неровных, скученных зубов, видя что подросток зажат, неуверен в себе, стесняется улыбаться, страдает от отсут-ствия внимания сверстников!
А ведь этого можно избежать, если вовремя обра-титься к врачу-ортодонту.
В стоматологии, особенно в детской, решать возникающие вопросы необходимо сразу, при появлении даже малейших подозрений на них. Однако, как ни странно, родители, при-водя ребенка к стоматологу, часто слышат: приходите, когда произойдёт полная смена всех зубов. А, тем не менее, состоя-ние именно молочных зубов и прикус ребенка во многом определят его внешний вид и улыбку в будущем.
О том, когда стоит с ребенком обратиться к специалистам, мы поговорили с врачом-ортодонтом стоматологической клиники "Новая улыбка"_".
Коррекцию прикуса гораздо эффективнее проводить в период молочного и раннего сменного прикуса. В это время еще можно предотвратить многие проблемы, а процесс ис-правления дефектов происходит значительно быстрее и без-болезненнее. Причем, не только на физиологическом уровне, а и на психологическом.
Как можно заранее предположить, что ребенку угрожа-ет деформация прикуса Неправильное смыкание передних зубов во многом определяют, казалось бы, безобидные дет-ские привычки. Если ребёнок постоянно дышит через рот, за-кусывает губу или щёку, держит язык между зубами - то это уже повод для того, чтобы проконсультироваться с врачом-ортодонтом.
Специалисты "Новой улыбки" индивидуально для каж-дого ребенка подбирают наиболее эффективный и удобный для него метод коррекции: вестибулярные пластины, трейнеры, ортодонтические аппараты (съемные или несъемные), в том числе, эстетические: сапфировые или бесцветные кера-мические. Причем, в раннем возрасте ребенку значительно комфортнее носить брекет-системы, которыми дети иногда даже хвастаются. Кроме этого, врач-ортодонт может назна-чить индивидуальную миогимнастику.
В любом случае, при каждом посещении стоматологи клиники не только проводят свои узкоспециальные процеду-ры, но и в целом контролируют состояние здоровья зубов и окружающих тканей, обучают ребенка навыкам ухода и осо-бенностям гигиены полости рта.
Радостно знать, что в тех жизненных победах, которые ждут наших пациентов, есть и доля участия докторов "Новой улыбки".
Все виды стоматологических услуг/ул. Ядринцевская, 18, тел.: 233 63 73_Новая улыбка/_ Информацию о возможных противопоказаниях Вы можете получить у специалиста салона/Лицензия ЛО-54-01-000729 08 апреля 2010 г./реклама/услуги сертифицированы".
В журнале "Стиль-Style" N 6 (83) от 2011 г. на стр. 101 размещалась информация под заголовком: "Все виды стоматологических услуг" (далее - рекламный макет N2) следующего содержания:
"Все виды стоматологических услуг/Новая улыбка/ Звездный состав профессионалов/ Новая улыбка/ Акции лета: маталлокерамика - 4400 руб.; профессиональное отбеливание - 3900 руб.;/ профессиональная чистка - 780 руб./ ул. Ядринцевская, 18, тел.: (383) 233 63 73/www.nsksmyle.ru"/Информацию о возможных противопоказаниях Вы можете получить у специалиста салона/Лицензия ЛО-54-01-000729 08 апреля 2010 г./реклама/услуги сертифицированы".
Согласно ст. 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Указанная выше информация по своему содержанию, способу распространения размещена с целью привлечения внимания потребителей и формирования их интереса к конкретному объекту рекламирования - оказываемым стоматологическим услугам, в данном случае - к ортодонтическим услугам (исправлению прикуса у детей различными методами), стоматологическим услугам по установке металлокерамики, отбеливанию зубов, профессиональной чистке) тем самым, способствует их продвижению на соответствующем рынке, следовательно, является рекламой.
Согласно ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
В силу пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению.
Согласно отраслевому стандарту "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении" утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 N 12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
В соответствии с Перечнем работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности" работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, порядок организации которых определяется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, включают работы (услуги) по стоматологии, стоматологии детской.
Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 N 163, группа "медицинские услуги" (код 8) состоит, в том числе из таких услуг как: "лечение зубов" "зубопротезирование" "ортодонтия"
Необходимая предупредительная надпись в рекламном макете N1 фактически составляет 0,8%, а в рекламном макете N2 - 1,5% (Акт осмотра рекламной информации от 9.12.2011 г.), что в сочетании со светлым тоном шрифта делает надпись малозаметной.
Поскольку распространенная реклама направлена на формирование у потребителя желания воспользоваться услугами, то существенной является не только информация привлекательная для потребителя, но и информация способная обмануть ожидания, сформированные такой рекламой. Отсутствие информации с предупреждением о наличии противопоказаний при применении указанных медицинских услуг (получении определенного назначенного лечения пациентом, которому противопоказано назначенное лечение) необходимости предварительной консультации, может привести к неблагоприятным последствиям для потребителя и представлять потенциальную угрозу здоровью неограниченного круга лиц.
Таким образом, данные обстоятельства указывают на нарушение ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.
В соответствии с ч.7 ст. 38 Закона о рекламе, за нарушение требований ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, наряду с рекламодателем несет также рекламораспространитель, т.е. лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 Закона о рекламе).
Рекламная информация об услугах стоматологической клиники "Новая улыбка", размещалась на основании Договора на размещение рекламы от 19.05.2011 г., согласно которому исполнитель (ООО Издательский дом "Стиль") осуществляет подготовку и размещение рекламных материалов заказчика (ООО "МИАФ") в журнале "Стиль-Style" N 5 (82) и N 6 (83).
Также представлены Счета N 72 от 27.05.2011 г., N 75 от 01.06.2011 г., образцы размещенной рекламной информации, Акт на выполнение работ-услуг N 70 от 01.06.2011 г.
Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации журнала "Стиль-Style" ПИ N ФС 12-0154 от 19.01.2005, учредителем СМИ является Зонова Ольга Олеговна. Кроме того, Зонова О.О. на основании Протокола N 2 внеочередного собрания участников ООО Издательский дом "Стиль" от 01.09.2004 является главным редактором журнала "Стиль-Style".
Таким образом, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы в указанных номерах журнала "Стиль" является "_" Согласно п.4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Ненадлежащая реклама не допускается.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" N 38-ФЗ от 13 марта 2006 г. и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
1. Признать информацию, размещенную в журнале "Стиль-Style" N 5 (82) 2011 г. на стр. 19 под заголовком: "Ортодонтия чем раньше, тем лучше", следующего содержания:
"Какую боль испытывает родитель, глядя на слезы сына или дочери по поводу некрасивых, неровных, скученных зубов, видя что подросток зажат, неуверен в себе, стесняется улыбаться, страдает от отсут-ствия внимания сверстников!
А ведь этого можно избежать, если вовремя обра-титься к врачу-ортодонту.
В стоматологии, особенно в детской, решать возникающие вопросы необходимо сразу, при появлении даже малейших подозрений на них. Однако, как ни странно, родители, при-водя ребенка к стоматологу, часто слышат: приходите, когда произойдёт полная смена всех зубов. А, тем не менее, состоя-ние именно молочных зубов и прикус ребенка во многом определят его внешний вид и улыбку в будущем.
О том, когда стоит с ребенком обратиться к специалистам, мы поговорили с врачом-ортодонтом стоматологической клиники "Новая улыбка" "_".
Коррекцию прикуса гораздо эффективнее проводить в период молочного и раннего сменного прикуса. В это время еще можно предотвратить многие проблемы, а процесс ис-правления дефектов происходит значительно быстрее и без-болезненнее. Причем, не только на физиологическом уровне, а и на психологическом.
Как можно заранее предположить, что ребенку угрожа-ет деформация прикуса Неправильное смыкание передних зубов во многом определяют, казалось бы, безобидные дет-ские привычки. Если ребёнок постоянно дышит через рот, за-кусывает губу или щёку, держит язык между зубами - то это уже повод для того, чтобы проконсультироваться с врачом-ортодонтом.
Специалисты "Новой улыбки" индивидуально для каж-дого ребенка подбирают наиболее эффективный и удобный для него метод коррекции: вестибулярные пластины, трейнеры, ортодонтические аппараты (съемные или несъемные), в том числе, эстетические: сапфировые или бесцветные кера-мические. Причем, в раннем возрасте ребенку значительно комфортнее носить брекет-системы, которыми дети иногда даже хвастаются. Кроме этого, врач-ортодонт может назна-чить индивидуальную миогимнастику.
В любом случае, при каждом посещении стоматологи клиники не только проводят свои узкоспециальные процеду-ры, но и в целом контролируют состояние здоровья зубов и окружающих тканей, обучают ребенка навыкам ухода и осо-бенностям гигиены полости рта.
Радостно знать, что в тех жизненных победах, которые ждут наших пациентов, есть и доля участия докторов "Новой улыбки".
Все виды стоматологических услуг/ул. Ядринцевская, 18, тел.: 233 63 73_Новая улыбка/_ Информацию о возможных противопоказаниях Вы можете получить у специалиста салона/Лицензия ЛО-54-01-000729 08 апреля 2010 г./реклама/услуги сертифицированы",
размещенную в журнале "Стиль-Style" N 6 (83) от 2011 г. на стр. 101 под заголовком: "Все виды стоматологических услуг" следующего содержания:
"Все виды стоматологических услуг/Новая улыбка/ Звездный состав профессионалов/ Новая улыбка/ Акции лета: маталлокерамика - 4400 руб.; профессиональное отбеливание - 3900 руб.;/ профессиональная чистка - 780 руб./ ул. Ядринцевская, 18, тел.: (383) 233 63 73/www.nsksmyle.ru"./Информацию о возможных противопоказаниях Вы можете получить у специалиста салона/Лицензия ЛО-54-01-000729 08 апреля 2010 г./реклама/услуги сертифицированы", ненадлежащей рекламой, поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе: реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
2. Выдать "_"предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии ____________ Т.В. Лопаткина
Члены Комиссии _____________ И.Р. Носкова
___________ Е.А. Скоп
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"24" февраля 2012 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы Т.В. Лопаткина,
члены Комиссии: И.Р. Носкова- ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,
Е.А. Скоп - специалист-эксперт отдела рекламы,
на основании своего решения от 24 февраля 2012 г. по делу N 92 о признании рекламы, размещаемой в журнале "Стиль-Style" N 5 (82) 2011 г. на стр. 19 под заголовком: "Ортодонтия чем раньше, тем лучше", в журнале "Стиль-Style" N 6 (83) от 2011 г. на стр. 101 под заголовком: "Все виды стоматологических услуг", ненадлежащей,
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. "_"- главному редактору и учредителю журнала "Стиль-Style" в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе. Для этого прекратить распространение рекламы с нарушением требований:
- ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе: реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства), в том числе, следующего содержания:
- "Какую боль испытывает родитель, глядя на слезы сына или дочери по поводу некрасивых, неровных, скученных зубов, видя что подросток зажат, неуверен в себе, стесняется улыбаться, страдает от отсут-ствия внимания сверстников!
А ведь этого можно избежать, если вовремя обра-титься к врачу-ортодонту.
В стоматологии, особенно в детской, решать возникающие вопросы необходимо сразу, при появлении даже малейших подозрений на них. Однако, как ни странно, родители, при-водя ребенка к стоматологу, часто слышат: приходите, когда произойдёт полная смена всех зубов. А, тем не менее, состоя-ние именно молочных зубов и прикус ребенка во многом определят его внешний вид и улыбку в будущем.
О том, когда стоит с ребенком обратиться к специалистам, мы поговорили с врачом-ортодонтом стоматологической клиники "Новая улыбка" "_".
Коррекцию прикуса гораздо эффективнее проводить в период молочного и раннего сменного прикуса. В это время еще можно предотвратить многие проблемы, а процесс ис-правления дефектов происходит значительно быстрее и без-болезненнее. Причем, не только на физиологическом уровне, а и на психологическом.
Как можно заранее предположить, что ребенку угрожа-ет деформация прикуса Неправильное смыкание передних зубов во многом определяют, казалось бы, безобидные дет-ские привычки. Если ребёнок постоянно дышит через рот, за-кусывает губу или щёку, держит язык между зубами - то это уже повод для того, чтобы проконсультироваться с врачом-ортодонтом.
Специалисты "Новой улыбки" индивидуально для каж-дого ребенка подбирают наиболее эффективный и удобный для него метод коррекции: вестибулярные пластины, трейнеры, ортодонтические аппараты (съемные или несъемные), в том числе, эстетические: сапфировые или бесцветные кера-мические. Причем, в раннем возрасте ребенку значительно комфортнее носить брекет-системы, которыми дети иногда даже хвастаются. Кроме этого, врач-ортодонт может назна-чить индивидуальную миогимнастику.
В любом случае, при каждом посещении стоматологи клиники не только проводят свои узкоспециальные процеду-ры, но и в целом контролируют состояние здоровья зубов и окружающих тканей, обучают ребенка навыкам ухода и осо-бенностям гигиены полости рта.
Радостно знать, что в тех жизненных победах, которые ждут наших пациентов, есть и доля участия докторов "Новой улыбки".
Все виды стоматологических услуг/ул. Ядринцевская, 18, тел.: 233 63 73_Новая улыбка/_ Информацию о возможных противопоказаниях Вы можете получить у специалиста салона/Лицензия ЛО-54-01-000729 08 апреля 2010 г./реклама/услуги сертифицированы";
- "Все виды стоматологических услуг/Новая улыбка/ Звездный состав профессионалов/ Новая улыбка/ Акции лета: маталлокерамика - 4400 руб.; профессиональное отбеливание - 3900 руб.;/ профессиональная чистка - 780 руб./ ул. Ядринцевская, 18, тел.: (383) 233 63 73/www.nsksmyle.ru"./Информацию о возможных противопоказаниях Вы можете получить у специалиста салона/Лицензия ЛО-54-01-000729 08 апреля 2010 г./реклама/услуги сертифицированы".
2. "_" представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до "12" марта 2012 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Новосибирское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии ____________ Т.В. Лопаткина
Члены Комиссии _____________ И.Р. Носкова
___________ Е.А. Скоп
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 24 февраля 2012 г. N 92
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016