Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
от 24 февраля 2012 г. N Р-207-11
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе <_><_><_> рассмотрев, в присутствии гражданина <_> дело NР-207-11, возбужденное по собственной инициативе Башкортостанского УФАС России, а именно рекламу: "Классический лечебный МАССАЖ выезд специалиста на дом переносной массажный стол тел. 8919-154-45-51" размещенную в специализированной информационной газете "ГИД- ИНФО.RU " (учредитель газеты гр. <_>) на стр. 4 N031 (0086) от 09.08.2011 г; на стр.4 N032 (0087) от 16.08.2011 г; на стр. N033 (0088) от 23.08.2011 г; на стр.3 N034 (0089) от 30.08.2011 г; N035 (0090) от 06.09.2011 г; на стр. 6 N036 (0091) 13.09.2011 г.,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О рекламе" целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы (в ред. Федерального закона от 03.06.2011 N 115-ФЗ).
Целью любого закона является защита и охрана определенных общественных интересов. Включение законодателем в цели Федерального закона "О рекламе" предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, говорит о том, что распространение такой рекламы уже является угрозой общественным интересам, охраняемым данным законом.
Согласно пункту 4.1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы (приложение N1 к приказу ФАС России от 26.01.2011 N30) территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями законодательства о рекламе.
31.10.2011 г. управлением Федеральной антимонопольной службы по РБ было вынесено определение дела NР-207-11 в отдельное производство в отношении рекламы: "Классический лечебный МАССАЖ выезд специалиста на дом переносной массажный стол тел. 8919-154-45-51" размещенной в специализированной информационной газете "ГИД- ИНФО.RU " (учредитель газеты гр. <_>) на стр. 4 N031 (0086) от 09.08.2011 г; на стр.4 N032 (0087) от 16.08.2011 г; на стр. N033 (0088) от 23.08.2011 г; на стр.3 N034 (0089) от 30.08.2011 г; N035 (0090) от 06.09.2011 г; на стр. 6 N036 (0091) 13.09.2011 г., так как данная реклама размещена с признаками нарушения требований части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" в части, что:
- реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов" Такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 5% рекламной площади.
В данном случае в вышеуказанных рекламах медицинских услуг, предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получении консультации специалистов, отсутствует.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных части 7 статьи 24 указанного закона несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Для объективного и всестороннего рассмотрения всех обстоятельств дела по факту размещения рекламы: "Классический лечебный МАССАЖ выезд специалиста на дом переносной массажный стол тел. 8919-154-45-51" размещенной в специализированной информационной газете "ГИД- ИНФО.RU " (учредитель газеты гр. <_>) на стр. 4 N031 (0086) от 09.08.2011 г; на стр.4 N032 (0087) от 16.08.2011 г; на стр. N033 (0088) от 23.08.2011 г; на стр.3 N034 (0089) от 30.08.2011 г; N035 (0090) от 06.09.2011 г; на стр. 6 N036 (0091) 13.09.2011 г., присутствует необходимость выделения данного факта в отношении гр. <_> (учредителя специализированной информационной газеты "ГИД - ИНФО.RU) в отдельное производство.
14.11.2011 г. от гр. <_> (учредителя специализированной информационной газеты "ГИDИНФО.RU") поступили письменные объяснение (вх.N14189 от 14.11.2011 г.) о том, что с рекламодателем рекламы: "Классический лечебный МАССАЖ_" договор оказание рекламных услуг не заключался, работники газеты ни каких данных о рекламодателе не взяли. Оплата была произведена за 4 выхода.
14.11.2011 г. вынесено определение о приостановлении производства по делу NР-207-11 в связи с невозможностью установления местонахождения данного лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Управлением направлен запрос в МВД РБ, с просьбой установить рекламодателя данной рекламы по номеру телефона 89191544551, указанного в рекламе: "Классический лечебный МАССАЖ выезд специалиста на дом переносной массажный стол тел. 8919-154-45-51" размещенной в специализированной информационной газете "ГИД- ИНФО.RU " (учредитель газеты гр. <_>) на стр. 4 N031 (0086) от 09.08.2011 г; на стр.4 N032 (0087) от 16.08.2011 г; на стр. N033 (0088) от 23.08.2011 г; на стр.3 N034 (0089) от 30.08.2011 г; N035 (0090) от 06.09.2011 г; на стр. 6 N036 (0091) 13.09.2011 г.
06.12.2011 г. с МВД РБ, поступил ответ (вх.N15569 от 06.12.2011 г.) о том, что нарушителем рекламы: "Классический лечебный МАССАЖ выезд специалиста на дом переносной массажный стол" является <_>
09.12.2011 г. Управлением направлен запрос в ОАО "Мобильные Телесистемы" Филиал в Республике Башкортостан" (исх.N, 6/12423 от 09.12.2011 г.), с просьбой предоставить информацию о лице, с которым заключен договор на оказание услуг сотовой связи по номеру телефона 89191544551.
В связи с получением ответа от ОАО "Мобильные Телесистемы" Филиал в Республике Башкортостан" (вх.N 451 от 16.01.2012 г.) основания для дальнейшего приостановления производства по делу отсутствуют.
10.02.2011 г. от гр. <_> (учредителя специализированной информационной газеты "ГИД - ИНФО.RU) поступили письменные объяснения (вх.N1529 от 10.02.2012 г.) о том, что с рекламодателем вышеуказанной рекламы договор на оказание рекламных услуг заключался в устной форме, рекламный модуль не согласовывался, оплачивали за наличный расчет. Данная реклама выходила с одним и тем модулем четыре раза. В настоящее время данная реклама не выходит.
Так же, были представлены копии следующих документов: свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИN ТУ 02-00639 от 14.09.2011 г; свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя от 19.10.2011 г.
На рассмотрение данного дела гр. <_> (учредителем специализированной информационной газеты "ГИД - ИНФО.RU) заявлено ходатайство (вх. N1527 от 10.02.2012 г.) о рассмотрении дела NР-207-11, назначенного на 24.02.2012 г., без его участия. Ходатайство удовлетворено.
10.02.2012 г. Комиссией Башкортостанского УФАС России установлено, что согласно представленной информации МВД РБ (вх.N15569 от 06.12.2011 г.), абонентом вышеуказанного номера телефона, является <_> А так же согласно представленного договора ОАО "Мобильные Телесистемы" Филиал в Республике Башкортостан" (вх.N 451 от 16.01.2012 г.) абонентом номера телефона <_> Таким образом, Комиссией принято решение привлечь гр. <_> и <_>
17.02.2012 г. в Башкортостанское УФАС России от гр. <_> поступили письменные объяснения (вх.N1861 от 20.02.2012 г.) о том, что он подал обеление в рекламную газету "ГИД - ИНФО.RU о предоставлении услуги Классического массажа. Договора на размещение рекламы с газетой не заключал, оплачивал за наличный расчет. Оплатил рекламу за восемь выпусков, а фактически выходило шесть раз. Рекламу размещал с целью мониторинга рынка услуг по классическому массажу, хотел выяснить популярность данных услуг в г.Дюртюли. Платных услуг не оказывал.
24.02.2012 г. на рассмотрение данного дела присутствовал гр. <_> От гр. <_> поступили письменные объяснения (вх.N2131 от 24.02.2012 г.) о том, что телефонный номер (сим-карта) был оформлен на паспорт его супруги <_> Но фактически этим номером пользуется он сам.
Анализ представленных материалов дела NР-207-11 показал, что согласно письменных объяснений (вх.N2131 от 24.02.2012 г.) гр. <_> телефонный номер (сим-карта) <_> был оформлен на паспорт его супруги <_> Но фактически этим номером пользуется он сам. Так же, анализ материалов дела показал, что согласно письменных объяснений (вх.N1861 от 20.02.2012 г.) гр. <_> рекламу разместил с целью мониторинга рынка услуг по классическому массажу, хотел выяснить популярность данных услуг в г.Дюртюли., подавал рекламу, как рекламу медицинских услуг, но фактически медицинские услуги не оказывал. Таким образом, Комиссией принято решение переквалифицировать данное нарушение с части 7 статьи 24 на часть 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе", так как вышеуказанная реклама нарушает ч.7 ст.5 Федерального закона "О рекламе" N38-ФЗ от 13.03.2006 г., в части того, что
- не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Таким образом, реклама: "Классический лечебный МАССАЖ выезд специалиста на дом переносной массажный стол тел. 8919-154-45-51" размещенная в специализированной информационной газете "ГИД- ИНФО.RU " (учредитель газеты гр. <_>) на стр. 4 N031 (0086) от 09.08.2011 г; на стр.4 N032 (0087) от 16.08.2011 г; на стр. N033 (0088) от 23.08.2011 г; на стр.3 N034 (0089) от 30.08.2011 г; N035 (0090) от 06.09.2011 г; на стр. 6 N036 (0091) 13.09.2011 г., рекламодатель - гр. <_> размещена с нарушением части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в части, что:
- не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Распространенная гр. <_> реклама предоставляемых услуг направлена на формирование у потребителей желания ими воспользоваться, и существенной является не только информация привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.
В данной рекламе отсутствует существенная информация о том, что гр. <_> не осуществляет медицинские услуги (массаж), а разместил рекламу с целью мониторинга рынка услуг по классическому массажу, хотел выяснить популярность данных услуг в г.Дюртюли., тем самым способствовал введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми услугами.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных части 7 статьи 5 указанного закона несет рекламодатель. Производство по данному делу в отношении гр. <_> (учредителя специализированной информационной газеты "ГИД - ИНФО.RU) - рекламораспространителя подлежит прекращению в связи тем, что в соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в отношении рекламораспространителя не предусмотрена.
В настоящее время данная реклама не размещается (оплатили рекламу за восемь выпусков, а фактически выходило шесть раз). Таким образом, Комиссией принято решение предписание о прекращении нарушения - не выдавать, в связи с нецелесообразностью, так как в данное время нарушения устранены.
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии Башкортостанского УФАС России 24.02.2012 г.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с п.п. 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Производство по делу N Р-207-11 в отношении гр. <_> - ПРЕКРАТИТЬ.
2. Производство по делу N Р-207-11 в отношении гр. <_> (учредителя специализированной информационной газеты "ГИД - ИНФО.RU) - ПРЕКРАТИТЬ.
3. Признать ненадлежащей рекламу: "Классический лечебный МАССАЖ выезд специалиста на дом переносной массажный стол тел. 8919-154-45-51" размещенную в специализированной информационной газете "ГИД- ИНФО.RU " (учредитель газеты гр. <_>) на стр. 4 N031 (0086) от 09.08.2011 г; на стр.4 N032 (0087) от 16.08.2011 г; на стр. N033 (0088) от 23.08.2011 г; на стр.3 N034 (0089) от 30.08.2011 г; N035 (0090) от 06.09.2011 г; на стр. 6 N036 (0091) 13.09.2011 г., рекламодатель - гр. <_> так как данная реклама нарушает часть 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
4. В соответствии с п.47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в связи с устранением данного нарушения (оплатили рекламу за восемь выпусков, а фактически выходило шесть раз) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - не выдавать.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Башкортостанского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.3.КоАП РФ.
Решение изготовлено в полном объеме 27.02.2012 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 24 февраля 2012 г. N Р-207-11
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016