Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области
от 15 февраля 2012 г. N 418-11-А3
Решение в полном объеме изготовлено
23 февраляя 2012 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело N418-11-АЗ, возбужденное 06.10.2011 г. в отношении ОАО "Белгородское авиапредприятие" (308029, г. Белгород, пр. Б. Хмельницкого, 166) по признакам нарушения требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области 11.07.2011 г. поступило заявление ООО "Западно-Сибирское агентство воздушных сообщений" (ООО "ЗСАВС") о наличии в действиях ОАО "Белгородское авиапредприятие" (ОАО "Белгородавиа"), признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Как указывал заявитель, ОАО "Белгородавиа" передало в аренду ООО "Западно-Сибирское агентство воздушных сообщений" (далее - Агентство) нежилое помещение в здании аэропорта г. Белгород для использования в качестве кассы по продаже билетов. Об этом стороны заключили договор N 55-04/11 от 30.05.2011 г. Агентством 28 июня были начаты работы по проведению текущего ремонта арендуемого помещения. Однако уже 29 июня сотрудниками ОАО "Белгородавиа" без какого-либо предварительного уведомления была опечатана дверь кассы, а доступ в нее персоналу Агентства закрыт. Так же было остановлено проведение ремонтных работ. Письмом от 21.07.2011 г. ОАО "Белгородавиа" уведомило Агентство о расторжении договора аренды.
Заявитель полагает, что ОАО "Белгородавиа", используя права собственника, умышленно создает препятствия доступу на рынок по реализации авиационных перевозок и обслуживанию пассажиров.
По признакам нарушения ч.1 ст. 10 Федерального Закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" Белгородским УФАС России было возбуждено дело N 418-11-АЗ.
В ходе рассмотрения выяснилось, что по договору купли-продажи недвижимого имущества от 04.07.2011 N 66-04/11 здание Белгородского аэропорта передано в собственность ОАО "Воздушные ворота Белогорья". Одновременно между ОАО "Воздушные ворота Белогорья"
ОАО "Западно-Сибирское агентство воздушных сообщений" письмом от 03.11.2011 г. обратилось к новому собственнику с просьбой о размещении на территории аэропорта "Белгород" мобильной кассовой стойки, не требующей стационарного помещения. До настоящего времени от ОАО "Воздушные ворота Белогорья" ответа не поступило.
В этой связи ОАО "Западно-Сибирское агентство воздушных сообщений" заявило ходатайство о привлечении ОАО "Воздушные ворота Белогорья" в качестве второго ответчика по делу.
Кроме того, 05.12.2011 г. в Белгородское УФАС поступило заявление ООО "Городское агентство воздушных сообщений" (ООО "ГАВС") о наличии в действиях ОАО "Белгородавиа" и ОАО "Воздушные ворота Белогорья" признаков нарушения антимонопольного законодательства. Поводом для обращения так же послужил отказ ОАО "Белгородавиа" от заключения договора на размещение мобильной кассовой стойки.
В этой связи Определениями Комиссии от 17.11.2011 г. и от 07.12.2011 г. ОАО "Воздушные ворота Белогорья" и ООО "ГАВС" были привлечены к участию в рассмотрении дела в качестве второго ответчика и заинтересованного лица соответственно.
В ходе рассмотрения заявления было установлено, что в 2010-2011 гг. по заявкам ОАО "БСК" неоднократно производились отключения электрической энергии в местах общего пользования (лифты, лестничные клетки) многоквартирных жилых домов г. Белгорода по улицам Щорса, Губкина, Ватутина, Гостенская и Гагарина.
Причиной отключений послужило наличие задолженности за электроэнергию, поставленную в места общего пользования (далее - МОП).
Вышеуказанные дома находятся под управлением ООО Управляющая Организация "Молодежная" (ул. Губкина), ТСЖ "Ватутинское" (ул. Ватутина), ООО "Управляющая компания-14" (ул. Гагарина), ООО "Управляющая компания РЭУ-17" (ул. Гостенская). Данные организации имеют заключенные договоры энергоснабжения с ОАО "БСК", по которым поставляется электроэнергия, в том числе и на освещение МОП.
Жильцы рассчитываются с управляющими организациями за электричество, потребленное МОП, до 10 числа месяца, следующего за истекшим. В то же время договоры энергоснабжения, которые ОАО "БСК" заключает с УК и ТСЖ предусматривают расчет за освещение МОП поэтапно, плановыми платежами в текущем месяце, в котором осуществляется потребление.
Приказом руководителя Белгородского УФАС N 306 от 16.08.2011 г. в отношении ОАО "Белгородская сбытовая компания" было возбуждено дело N 362-11-АЗ о нарушении антимонопольного законодательства.
Определением от 17.08.2011 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены: ТСЖ "Ватутинское", ООО Управляющая организация "Молодежная", ООО "Управляющая компания-14", ООО "Управляющая компания РЭУ-17".
На рассмотрении дела, представители Управления Администрации города Белгорода по контролю за соблюдением прав потребителей в сфере ЖКХ доводы, изложенные в заявлении, поддержали. Указали на недопустимость расчетов плановыми платежами, так как это приводит к образованию задолженности за освещение МОП у управляющих организаций города Белгорода. Просили о привлечении ОАО "БСК" к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
Представитель ОАО "БСК" против возбуждения дела возражал. Указывал, что заявление Управления Администрации представляется ему некорректным и не понятным. Условия договоров, которые ОАО "БСК" заключает с УК и ТСЖ города не противоречат действующему законодательству. Управляющие организации имеют большую задолженность по оплате освещения МОП, вследствие чего ОАО "БСК" вынуждено было прибегнуть к отключениям.
<_> (ТСЖ "Ватутинское") пояснил, что отключение МОП, произведенное 29.03.2011 г. в доме N 23 по ул. Ватутина он считает незаконным. Отметил, что 01 июня 2011 года ТСЖ "Ватутинское" заключило с ОАО "БСК" новый договор энергоснабжения, который не предусматривает плановых платежей и соответствует закону.
<_> (ООО УО "Молодежная") указала, что неоднократные отключения МОП, произведенные по заявкам ОАО "БСК" в домах по ул. Губкина и ул. Щорса нарушают права граждан, добросовестно оплачивающих электроэнергию. Считает, что условие договора энергоснабжения о плановых платежах незаконно. Обратила внимание Комиссии на то что, ООО УО "Молодежная" было вынуждено подписать договор в редакции ОАО "БСК", чтобы не оставлять граждан без электричества.
<_> (ООО "УК РЭУ-17") сообщил Комиссии, что ООО "УК РЭУ-17" обращалось в ОАО "БСК" устно и письменно с просьбами исключить из действующего договора энергоснабжения условие о плановых платежах, либо заключить новый договор, который будет соответствовать действующему законодательству. На все такие просьбы гарантирующий поставщик ответил отказом. Более того, сбытовой компанией в адрес ООО "УК РЭУ-17" были направлены уведомления, согласно которым были произведены отключения электроэнергии в МОП многоквартирных домов по ул. Преображенская, ул. Чапаева, ул. Гостенская (акт прилагается), ул. Левобережная. Посчитав такие отключения незаконными, ООО "УК РЭУ-17" проинформировало об этом Прокуратуру г. Белгорода, которая сочла обращение обоснованным и предприняла меры реагирования.
<_> (ООО "УК-14") пояснил, что сотрудниками ООО "УК-14" не выявлено отключений освещения МОП многоквартирных домов по обслуживаемым адресам. Обесточено было лишь административное здание самого ООО "УК-14". В июле 2011 года между ООО "УК-14" и ОАО "БСК" был заключен новый договор энергоснабжения, который не предусматривает плановых платежей и устраивает обе стороны. Отвечая на вопросы Комиссии, указал, что ранее существовавший договор от 2007 г. условие о плановых платежах содержал и с точки зрения ООО "УК-14" законодательству не соответствовал.
Рассмотрев и исследовав имеющиеся материалы дела, действующее законодательство, а так же пояснения сторон, Комиссия Белгородского УФАС по рассмотрению дела N 362-11-АЗ приходит к следующим выводам.
ООО Управляющая Организация "Молодежная", ТСЖ "Ватутинское", ООО "Управляющая компания РЭУ-17", ООО "Управляющая компания-14" имеют (либо имели) заключенные договоры энергоснабжения с ОАО "БСК", в рамках которых осуществляются поставки электроэнергии в занимаемые ими административные здания, а так же в МОП многоквартирных домов, находящихся у них на обслуживании. Договоры носят комбинированный характер, так как оплата производится по двум тарифам: нерегулируемый (электричество, потребленное на собственные нужды) и регулируемый (электричество, поставленное в МОП на нужды населения).
Во всех договорах порядок расчетов между Потребителем (УК, УО, ТСЖ) и Гарантирующим поставщиком (ОАО "БСК") регулируется разделом 8.
В частности:
- п. 8.3 договора энергоснабжения N374 от 01.01.2007 г., заключенного между ОАО "БСК" и ООО "Управляющая компания-14", предусмотрено, что оплата за потребляемую электрическую энергию осуществляется плановыми платежами, равными:
- первый платеж - до 5 числа текущего месяца в сумме, равно 50% от стоимости договорного объема электрической энергии за месяц,
- второй и последующие платежи соответственно до 15 и 20 числа текущего месяца в сумме, равной 25% процентов от стоимости договорного объема электрической энергии за месяц.
- В п. 8.2 договора энергоснабжения N5289005 от 01.03.2010 г., заключенного между ООО Управляющая организация "Молодежная" и ОАО "БСК", указано, что расчеты за электрическую энергию производятся плановыми платежами в следующем порядке:
- первый платеж - в размере 30% от стоимости планового объема потребления электроэнергии до 10 числа месяца, в котором осуществляется потребление.
- второй платеж - в размере 40% от стоимости планового объема потребления электроэнергии до 25 числа месяца, в котором осуществляется потребление.
- фактически потребленная в истекшем периоде электроэнергия с учетом средств, ранее внесенных Потребителем, оплачивается в срок до 18 числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
- Согласно п. 8.2 договора энергоснабжения N5282902 от 01.05.2010 г., заключенного между ТСЖ "Ватутинское" и ОАО "БСК", расчеты за электрическую энергию производятся плановыми платежами в следующем порядке:
- первый платеж - в размере 30% от стоимости планового объема потребления электроэнергии до 10 числа месяца, в котором осуществляется потребление.
- второй платеж - в размере 40% от стоимости планового объема потребления электроэнергии до 25 числа месяца, в котором осуществляется потребление.
- фактически потребленная в истекшем периоде электроэнергия с учетом средств, ранее внесенных Потребителем, оплачивается в срок до 10 числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
(договор утратил силу, однако он действовал на момент отключения МОП)
- Согласно п. 8.3 договора энергоснабжения N3040 от 01.01.2007 г., заключенного между ООО "УК-РЭУ-17" и ОАО "БСК", потребитель оплачивает потребляемую электрическую энергию 3 раза в расчетный период производятся плановыми платежами в следующем порядке:
- первый платеж - до 5 числа текущего месяца в сумме, равно 50% от стоимости договорного объема электрической энергии за месяц,
- второй и последующие платежи соответственно до 15 и 20 числа текущего месяца в сумме, равной 25% процентов от стоимости договорного объема электрической энергии за месяц.
Жильцы рассчитываются с управляющими организациями за электричество, потребленное МОП, до 10 числа месяца, следующего за истекшим. Такой порядок предусмотрен ст. 155 Жилищного кодекса РФ и закреплен в договорах управления, заключаемых с гражданами.
В силу закона управляющие организации являются исполнителями коммунальных услуг (п. 3, 49 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам")
Пунктом 73 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" установлено, что граждане-потребители и исполнители коммунальной услуги по электроснабжению вносят плату за электрическую энергию и услуги, предоставляемые в соответствии с договором энергоснабжения, не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом.
Расчетным периодом при энергоснабжении таких покупателей электрической энергии является один календарный месяц.
Однако, условия договоров энергоснабжения, предлагаемых ОАО "БСК" к заключению, прямо нарушают п. 73 Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 N 530, поскольку предусматривают поэтапное внесение платы уже в текущем месяце, в котором осуществляется потребление.
Управляющие организации не имеют собственных денежных средств. А поскольку платежи с населения собираются уже после истечения расчетного месяца, то и оплата поставщику электроэнергии должна производиться в те же сроки.
Так как ОАО "БСК" требует уплаты денежных средств раньше, чем эти средства поступают от жильцов на счета управляющих организаций, у последних образуется естественная задолженность, которая к тому же растет с каждым месяцем.
Таким образом, условие о внесении плановых платежей приводит к нарушению баланса интересов сторон в договоре энергоснабжения и является невыгодным для управляющих организаций.
Комиссией установлено, что ТСЖ "Ватутинское" 28.06.2010 г. (исх.N 369) направило в адрес ОАО "БСК" протокол разногласий к договору энергоснабжения N5282902 от 01.05.2010 г. в котором просило убрать из раздела 8 условие о плановых платежах. ООО УО "Молодежное" так же направляло в адрес ОАО "БСК" протокол разногласий к договору энергоснабжения N5289005 от 01.03.2010 г., предлагая исключить поэтапную оплату. В обоих случаях гарантирующий поставщик изменения порядка оплаты не согласовал.
ООО "УК РЭУ-17" письмом от 01.06.2011 г. указало ОАО "БСК" на неправомерность условий раздела 8 договора энергоснабжения. В письме от 07.06.2011 (исх. N 1448) сбытовая организация не дала правовой оценки данному возражению сослалась на статистические данные Белгородского РРКЦ и не внесла изменения в договор.
Комиссия полагает, что такое поведение ОАО "БСК" явно свидетельствует о навязывании им невыгодных условий своим контрагентам.
Конечными потребителями электроэнергии, поставляемой в МОП, являются граждане.
Согласно п. 85 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается.
Ограничив подачу электроэнергии в МОП многоквартирных домов, ОАО "БСК", ущемило права жильцов, добросовестно исполняющих обязательства по оплате, и нарушило п. 85 Постановления N 307.
Кроме того, обесточив лифты, ОАО "БСК" нарушило п. 17 требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан (отражены в Постановлении Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47), что прямо запрещено п. 86 Постановления N 307.
С целью установления конкретных фактов отключений, была проанализирована информация, поступившая из филиала ОАО "МРСК Центра" - "Белгородэнерго", Реестр потребителей, включенных в график ограничений на 2010-2011 гг. (сформирован ОАО "БСК"), документы и пояснения, представленные заинтересованными лицами.
На момент принятия Решения Комиссия сочла доказанными следующие отключения МОП многоквартирных домов города Белгорода:
- 01.06.2010 г. - дом N 17 по ул. Губкина, дом N 46 по ул. Щорса;
- 15.06.2010 г. - дом N 25 по ул. Губкина, дом N 45а по ул. Щорса;
- 19.11.2010 г. - дома N 44а, 44в по ул. Губкина;
- 17.12.2010 г. - дома N 44а, 44в по ул. Губкина;
- 21.01.2011 г. - дома N 44а, 44в по ул. Губкина;
- 29.03.2011 г. - дом N 44в по ул. Губкина, дом N 23 по ул. Ватутина;
- 17.05.2011 г. - дома N 17, 25, 44б, 44в, по ул. Губкина;
- 23.08.2011 г. - дом N 1 по ул. Гостенская;
Приказом Белгородского УФАС России от 19.02.2007 N 45 ОАО "БСК" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, по товарной группе: реализация (поставка) электрической энергии с долей свыше 50% в географических границах Белгородской области.
Согласно статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что ОАО "БСК" злоупотребило своим доминирующим положением на рынке реализации (поставки) электрической энергии и нарушило ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции". Злоупотребление совершено ОАО "БСК" в двух формах:
- навязывание невыгодных условий договора контрагентам (ООО УО "Молодежная", ТСЖ "Ватутинское", ООО "УК РЭУ-17");
- ограничение подачи электроэнергии в МОП многоквартирных домов, и, как следствие, нарушение п. 85-86 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам"
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, Комиссия решила:
1. Признать ОАО "Белгородская сбытовая компания" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
2. В связи с поступившим ходатайством ООО "УК РЭУ-17", выдать ОАО "Белгородская сбытовая компания" обязательное для исполнения предписание об изменении условий договора энергоснабжения N3040 от 01.01.2007 г.
3. ОАО "Белгородская сбытовая компания" в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего предписания направить в адрес ООО "Управляющая компания РЭУ-17" дополнительное соглашение к договору энергоснабжения N3040 от 01.01.2007 г. об изменении п. 8.3 и изложении его в следующей редакции: "Оплата за потребляемую электрическую энергию осуществляется потребителем не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом".
4. Передать материалы дела N 362-11-АЗ уполномоченному должностному лицу Белгородского УФАС для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 15 февраля 2012 г. N 418-11-А3
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016