Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председатель комиссии - |
Широкова О.В., заместитель руководителя управления; |
Члены комиссии: |
Кирьян М.Г., начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, |
|
Козгова Н.П., ведущий специалист - эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, |
|
Алехина А.А., специалист 1 разряда отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, |
при участии со стороны:
1) Государственного заказчика - Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия:
- "_", управляющего Государственным учреждением - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия на основании Приказа Фонда социального страхования Российской Федерации от 29.06.2010 года N 236 кр,
- "_", по доверенности от 11.01.2012 года N 01-14/12/279;
2) Краевого государственного автономного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания "Тесь" (г. Минусинск):
- "_", по доверенности от 11.01.2012 года N 7-12,
рассмотрев жалобу N 13 Краевого государственного автономного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания "Тесь" на действия государственного заказчика - Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия при размещении заказа на право заключения государственного контракта на оказание услуг на санаторно-курортное лечение граждан Российской Федерации, имеющих право на получение набора социальных услуг в 2012 году (профиль лечения - болезни органов пищеварения взрослых) путем проведения открытого аукциона в электронной форме (заказ N 0280100000212000031), и результаты проведения внеплановой проверки действий указанного государственного заказчика и членов его комиссии, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 21.07.2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), установила:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 14.02.2012 года (входящий N 406) поступила жалоба Краевого государственного автономного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания "Тесь", в которой указано, что на официальном сайте размещены сведения о проведении заказчиком - Государственным учреждением - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг на санаторно-курортное лечение граждан Российской Федерации, имеющих право на получение набора социальных услуг в 2012 году (профиль лечения - болезни системы кровообращения детей), где в информационной карте и техническом задании указаны требования к месту оказания услуг, а именно: Республика Хакасия.
Данная информация о месте оказания услуг ограничивает число потенциальных участников открытого аукциона в электронной форме, нарушает право заявителя жалобы принять участие в данном открытом аукционе.
Краевого государственного автономного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания "Тесь" оказывает услуги по санаторно-курортному лечению различных категорий населения, соответственно обладает более чем достаточными возможностями оказания услуг по санаторно-курортному лечению граждан Российской Федерации, имеющих право на получение набора социальных услуг в 2012 году.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с пунктом 17) статьи 4 Закона о защите конкуренции признаками ограничения конкуренции являются: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В связи с изложенным податель жалобы просит антимонопольный орган провести проверку по соблюдению Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия антимонопольного законодательства при проведении данного открытого аукциона в электронной форме, обязать внести изменения в документацию, продлить срок подачи заявок, либо признать торги несостоявшимися.
Присутствующий на рассмотрении жалобы N 13 представитель Краевого государственного автономного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания "Тесь" устно подтвердил доводы, изложенные в жалобе.
16.02.2012 года (входящий N 450) в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступили письменные пояснения по жалобе Краевого государственного автономного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания "Тесь" государственного заказчика - Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия, за подписью его управляющего "_", в которых указано несогласие с доводами в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о размещении заказов участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещении заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Статьей 10 Закона о размещении заказов предусмотрено, что при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в аукционной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный государственный или муниципальный контракт. Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями данного закона.
Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников; создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок; участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок (часть 1). Наряду с установленными частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции запретами при проведении торгов, запроса котировок, если организаторами или заказчиками торгов, запроса котировок являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок (часть 2). Наряду с установленными частями 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции запретами при проведении торгов запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов запроса котировок (часть 3).
В соответствии с извещением и пунктом 4 раздела II аукционной документации местом оказания услуг является Республика Хакасия.
Доводы заявителя о том, что указание в аукционной документации конкретного субъекта Российской Федерации ограничивает количество участников размещения заказа, создает для определенных лиц преимущественные условия участия в торгах, не состоятельны в связи с нижеследующим.
Согласно статье 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" основным условием предоставления путевки на санаторно-курортное лечение является наличие медицинских показаний.
В соответствии с пунктами 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6 Порядка медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.11.2004 года N 256, медицинский отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляют лечащий врач и врачебная комиссия лечебно-профилактического учреждения по месту жительства.
Лечащий врач определяет медицинские показания для санаторно-курортного лечения и отсутствие противопоказаний для его осуществления, в первую очередь для применения природных климатических факторов, на основании анализа объективного состояния больного, результатов предшествующего лечения (амбулаторного, стационарного), данных лабораторных, функциональных, рентгенологических и других исследований.
При решении вопроса о выборе курорта, помимо заболевания в соответствии с которым больному рекомендовано санаторно-курортное лечение, следует учитывать наличие сопутствующих заболеваний, условия поездки на курорт, контрастность климатогеографических условий, особенности природных лечебных факторов и других условий лечения на рекомендуемых курортах.
Больных, которым показано санаторно-курортное лечение, но отягощенных сопутствующими заболеваниями, либо с нарушениями здоровья возрастного характера, в тех случаях, когда поездка на отдаленные курорты может вредно отразиться на общем состоянии здоровья, следует направлять в близ расположенных санаторно-курортные учреждения, организации необходимого профиля.
При наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения больному выдается на руки справка для получения путевки по форме N 070/у-04 с рекомендацией санаторно-курортного лечения, о чем лечащий врач лечебно-профилактического учреждения делает соответствующую запись в медицинской карте амбулаторного больного.
Гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, справка для получения путевки выдается на основании заключения врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения.
Справка подлежит заполнению лечащим врачом по всем обязательным разделам с использованием информации на обратной стороне справки.
Согласно пункту 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29.12.2004 года N 328, организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Региональное отделение выполняет функции, связанные с обеспечением санаторно-курортным лечением граждан Российской Федерации, имеющих право на получение набора социальных услуг, а также обеспечением бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет выделенных средств. Заявления лиц, имеющих право на получение набора социальных услуг, принимаются специалистами Регионального отделения в установленном порядке и удовлетворяются с учетом рекомендаций лечебного учреждения.
Из вышеизложенного следует, что решение о месте санаторно-курортного лечения принимается лечащим врачом или врачебной комиссией медицинской организации, а не региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации. Лица, желающие принять участие в аукционе, должны иметь возможность оказывать санаторно-курортные услуги в месте, указанном в аукционной документации. Определение в аукционной документации места оказания услуг само по себе не свидетельствует о фактической невозможности всех лиц, имеющих право на оказание указанных в аукционной документации услуг, принять участие в открытом аукционе, независимо от их места нахождения. Отсутствие соответствующих медицинских учреждений в регионе, указанном в аукционной документации, является результатом экономической деятельности заявителя и не доказывает нарушения Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия прав этого общества, ограничение государственным заказчиком числа участников размещения заказа, а также создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.
Кроме того, на территории Республики Хакасия санаторно-курортные услуги гражданам Российской Федерации, имеющим право на получение набора социальных услуг, оказывают не менее семи организаций, которые имеют лицензии на указанный вид деятельности.
Таким образом, требования Закона о размещении заказов государственным заказчиком соблюдены, признаки нарушения требований части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в действиях регионального отделения отсутствуют.
В резолютивной части жалобы заявитель требует внести изменения в документацию об аукционе и продлить срок подачи заявок, либо признать торги несостоявшимися. Региональное отделение считает такие требования несостоятельными и невыполнимыми, поскольку заявитель не указывает какие именно изменения необходимо внести в документацию. А признать торги несостоявшимися невозможно, поскольку они еще не проводились.
На основании изложенного, государственный заказчик просит признать жалобу необоснованной.
Представитель государственного заказчика и его управляющий устно подтвердили доводы в вышеуказанных письменных пояснениях.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила, что все истребованные у государственного заказчика и его комиссии документы и информация о размещении вышеуказанного заказа представлены на рассмотрение жалобы в полном объеме. В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы N 13 по существу комиссия пришла к следующим выводам.
13.02.2012 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru и на Электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк - АСТ" размещена информация (Извещение, Документация об аукционе) о проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг на санаторно-курортное лечение граждан Российской Федерации, имеющих право на получение набора социальных услуг в 2012 году (профиль лечения - болезни органов пищеварения взрослых).
Форма торгов - открытый аукцион в электронной форме. Номер заказа 0280100000212000031. Начальная (максимальная) цена контракта 213 048 рублей 00 копеек. Источник финансирования заказа: средства федерального бюджета, передаваемые Фонду социального страхования Российской Федерации. Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе: 20.02.2012 года 17 часов 00 минут по местному времени.
В пункте 7) части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта: место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В подпункте 2.1 пункта 2 "Требования к участникам размещения заказа" раздела I "Инструкция по подготовке заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме" Документации об открытом аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг на санаторно-курортное лечение граждан Российской Федерации, имеющих право на получение набора социальных услуг в 2012 году (по профилю лечения - болезни системы кровообращения детей), утвержденной управляющим Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия "_" 10.02.2012 года (далее - Документация об открытом аукционе в электронной форме от 10.02.2012 года), установлено, что в настоящем открытом аукционе в электронной форме могут принять участие любые юридические лица независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любые физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, которым российским законодательством не запрещено участвовать в размещении заказов для государственных нужд в Российской Федерации.
В пункте 4 раздела II "Информационная карта аукционных заявок" и в разделе III "Техническое задание" Документации об открытом аукционе в электронной форме от 10.02.2012 года в соответствии с пунктом 7) части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов заказчиком правомерно установлено место оказания услуг: Республика Хакасия.
Таким образом, руководствуясь подпунктом 2.1 пункта 2 раздела I, пунктом 4 раздела II и разделом III Документации об открытом аукционе в электронной форме от 10.02.2012 года государственный заказчик указал место оказания услуг, не ограничивая при этом место нахождения участников открытого аукциона, что не является нарушением положений Закона о размещении заказов. А указание в пункте 4 раздела II и разделе III Документации об открытом аукционе в электронной форме от 10.02.2012 года места оказания услуг - Республика Хакасия соответствует пункту 7) части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов и само по себе не свидетельствует о фактической невозможности всех лиц, имеющий право на оказание услуг, принять участие в аукционе независимо от их места нахождения. Отсутствие в определенных Документацией об открытом аукционе в электронной форме от 10.02.2012 года регионе (Республика Хакасия) у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении государственного контракта, соответствующих учреждений (в том числе и Краевое государственное автономное учреждение "Комплексный центр социального обслуживания "Тесь") является результатом их экономической деятельности и не доказывает нарушения заказчиком прав этих лиц, а также ограничения таким заказчиком числа участников (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15.09.2010 года по делу N А29-13750/2009, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.10.2010 года по делу N А70-2529/2010, Постановление ФАС Северо-Кавказского окурга от 21.09.2010 года по делу N А61-480/2010).
В материалах жалобы так же отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что указание в Документации об открытом аукционе в электронной форме от 10.02.2012 года места оказания услуг: Республика Хакасия нарушает права и законные интересы потенциальных участников размещения заказа. А наоборот, государственный заказчик в обосновании своих доводов представил комиссии антимонопольного органа копии лицензий на право оказания санаторно-курортных услуг по соответствующим профилям лечения семи организаций, у которых местом нахождения и местом осуществления лицензируемого вида деятельности является Республика Хакасия (например, ФГУ ЦР ФСС "Туманный", ОАО "Курорт "Озеро Шира" и т.д.).
Государственный заказчик так же пояснил, что условия настоящего открытого аукциона в электронной форме (а именно место оказания услуг: Республика Хакасия) определялись с учетом потребностей ряда граждан Республики Хакасия, которым показано лечение на территории Республики Хакасия. Так же Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия размещает государственные заказа на оказание соответствующих услуг с местом оказания услуг: Краснодарский край (например, заказ N 0280100000212000038) и Сибирский федеральный орган (например, заказ N 0280100000212000040).
Таким образом, доводы подателя жалобы неправомерны.
В результате рассмотрения жалобы N 13 Краевого государственного автономного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания "Тесь" по существу доводы заявителя жалобы не нашли своего подтверждения, что дает основание признать жалобу необоснованной.
В соответствии с положениями части 3.25 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 14.11.2007 года N 379, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы N 13 также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере размещения заказов. Эта проверка проводилась в соответствии с положениями части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов.
В результате проведения указанной проверки нарушений не установлено.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов, частью 3.32 Административного регламента по результатам рассмотрения жалобы и проведения проверки принимается единое решение.
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями части 5 статьи 17, части 3.1 стать 34, части 1 и пункта 7) части 4 статьи 41.6, частей 3.25 и 3.32 Административного регламента, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю в сфере размещения заказов решила:
Признать жалобу N 13 Краевого государственного автономного учреждения "Комплексный центр социального обслуживания "Тесь" на действия государственного заказчика - Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия при размещении заказа на право заключения государственного контракта на оказание услуг на санаторно-курортное лечение граждан Российской Федерации, имеющих право на получение набора социальных услуг в 2012 году (профиль лечения - болезни органов пищеварения взрослых) путем проведения открытого аукциона в электронной форме (заказ N 0280100000212000031) необоснованной.
Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
О.В. Широкова |
Члены комиссии: |
М.Г. Кирьян |
|
Н.П. Козгова |
|
А.А. Алехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 20 февраля 2012 г. N 13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016