Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 14 января 2014 г. N 32-03-18.1/2013
Резолютивная часть решения оглашена 9 января 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 14 января 2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:
Председатель Комиссии: Члены Комиссии: |
Семёнова Елена Григорьевна - заместитель руководителя Челябинского УФАС России; Дозморова Динара Александровна - начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; |
|
Елкина Анна Игоревна - ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России, |
рассмотрев дело N 32-03-18.1/2013 по жалобе ЗАО "Спецстрой-2" на действия (бездействие) Муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" (далее - МУП "ПОВВ") в присутствии:
представителя МУП "ПОВВ" по доверенности;
представителя МУП "ПОВВ" по доверенности;
представителя ЗАО "Спецстрой-2" по доверенности;
представителя ЗАО "Спецстрой-2";
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ЗАО "Спецстрой-2" на действия (бездействие) Муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" (далее - МУП "ПОВВ") при проведении запроса предложений на техническое обслуживание и текущий ремонт объектов водопровода и канализации Металлургического района и отдаленных территорий Советского района (сети, насосные станции и скважины) г. Челябинска (извещение 31300763656).
В жалобе ЗАО "Спецстрой-2" указано следующее. 18 декабря 2013 года МУП "ПОВВ" разместил на официальном сайте www.zakupki.gov.ru информацию о проведении запроса предложений на техническое обслуживание и текущий ремонт объектов водопровода и канализации Металлургического района и отдаленных территорий Советского района (сети, насосные станции и скважины) г. Челябинска.
План закупки товаров, работ, услуг не содержит в себе сведений о планируемом проведении закупки на техническое обслуживание и текущий ремонт объектов водопровода и канализации Металлургического района и отдаленных территорий Советского района (сети, насосные станции и скважины) г. Челябинска, что нарушает требование части 1 статьи 3, части 2 статьи 4 Закона о закупках.
Кроме того, в закупочной документации было установлено требование к участникам о наличии исполненных договоров в сфере жилищно-коммунального хозяйства в течение последних 3 лет на сумму не менее 90 млн. руб., что создает преимущественные условия участия для ООО "Компания Водмет", которое имеет договорные отношения с МУП "ПОВВ" более 3 лет.
Кроме того, заказчиком был выбран такой способ закупки, как запрос предложений, который имеет короткий срок проведения закупки.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 7.2 Положения о закупках МУП "ПОВВ" запрос предложений применяется для закупок сложных товаров, работ, услуг, когда критерий цены не является определяющим при условии невозможности проведения конкурса в силу длительных сроков его проведения.
В данном случае заказчик в качестве определяющих критериев отбора победителя закупки устанавливает именно оценку его квалификации и опыт в сфере профессиональной деятельности, то есть критерии характерные для конкурса.
Кроме того, заказчиком установлены короткие сроки проведения запроса предложений, так извещение о проведении закупки было размещено на официальном сайте 18 декабря 2013 года, а окончание срока подачи заявок 25 декабря 2013 года, при этом в число дней для сбора и формирования заявок попадают два выходных дня.
Кроме того, ЗАО "Спецстрой-2" представил дополнение к жалобе, в котором указано, что в извещении о закупке, размещенном заказчиком указано, что рассмотрение заявок состоится 25 декабря 2013 года в 11:00 часов, а подведение итогов 27 декабря 2013 года в 10:00 часов, при этом сведений о дате, месте, сроке, времени и порядке представления заявки на участие в закупке и иной документации данное извещение не содержит. Ориентируясь на сведения, указанные в извещении о закупке, заявка была подана 25 декабря 2013 года в 10 часов 30 минут. Впоследствии заявка была оставлена заказчиком без рассмотрения по основаниям несоблюдения времени ее предоставления. При этом заказчик нарушил требования пункта 11.10 Положения о закупке и не отразил в Протоколе N1 и протоколе N 2 сведения о подаче ЗАО "Спецстрой-2" заявки на участие в закупке и не указал в данных документах о факте подаче заявки с опозданием от установленного времени.
Представители МУП "ПОВВ" с доводами жалобы ЗАО "Спецстрой-2" не согласились, представили на заседание Комиссии отзыв на жалобу и пояснили следующее.
Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения на официальном сайте такого плана, требования к форме плана установлены Постановлением Правительства РФ N 932 от 17.09.2012 "Об утверждении правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана" (далее - Постановление N 932). На основании статьи 8 Постановления N 932 МУП "ПОВВ" внес изменения в план закупки, включив в 4 квартале закупку N 173 "Техническое обслуживание и текущий ремонт объектов водопровода и канализации в Металлургическом районе и отдаленных территорий Советского района (сети, насосные станции и скважины) г. Челябинска", способ закупки - запрос предложений (Приказ генерального директора N 911 от 18.12.2013). 18 декабря 2013 года новая редакция плана закупки товаров, работ, услуг МУП "ПОВВ" была опубликована на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
МУП "ПОВВ" в соответствии с Законом о закупках разработано Положение о закупках, которое регламентирует закупочную деятельность предприятия и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки, порядок заключения и изменения договора. Решение о выборе способа закупки принимается заказчиком в зависимости от предмета закупки и его специфики.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. Предметом запроса предложений является постоянное выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту сетей водопровода и канализации в Металлургическом районе, в пос. Аэропорт, пос. Каштак, в пос. Новосинеглазовский, в пос. Смолино, в пос. Исаково, в пос. Федоровка Советского района г. Челябинска. Техническое обслуживание и текущий ремонт насосных станций водопровода в г. Челябинске.
Заказчиком запроса предложений является Муниципальное унитарное предприятие "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" г. Челябинска.
Конкурсная документация и извещение о проведении открытого конкурса опубликованы в сети "Интернет" на сайте www.zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта - 48 000 359,68 (сорок восемь миллионов триста пятьдесят девять) рублей 68 копеек с учетом НДС 18%.
В соответствии с протоколом N 1 вскрытия конвертов на участие в запросе предложений от 25 декабря 2013 года на участие в запросе предложений была подана только одна заявка - ООО "Компания Водмет".
В соответствии с протоколом N 2 рассмотрения заявок на участие в запросе предложений от 25 декабря 2013 года заявка ООО "Компания Водмет" была допущена к участию в запросе предложений и закупочной комиссией было принято решение о заключении договора с ООО "Компания Водмет".
25 декабря 2013 года МУП "ПОВВ" заключило договор подряда N 1/14 на техническое обслуживание и технический ремонт с ООО "Компания Водмет".
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В пункте 9 информационной карты запроса предложений установлено обязательное требование к участникам о наличии опыта работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а именно выполнение аналогичных работ в течение последних 3-х лет на сумму не менее 90 млн. руб.
Установление данного требования к участникам может повлечь ограничение конкуренции и создать преимущественные условия участия в торгах тем хозяйствующим субъектам, которые имели договорные отношения с МУП "ПОВВ".
Таким образом, действия МУП "ПОВВ", выразившиеся в нарушении порядка формирования конкурсной документации, а именно: в установлении в закупочной документации такого требования к участникам как наличие опыта работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства (выполнение аналогичных работ в течение последних 3-х лет на сумму не менее 90 млн. руб.), нарушают часть 1 статьи 3 Закона о закупках.
2. В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона о закупках заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Комиссия Челябинского УФАС России, проанализировав материалы дела, установила следующее. МУП "ПОВВ" внесло изменения в план закупки, включив в IV квартале закупку N 173 "техническое обслуживание и текущий ремонт объектов водопровода и канализации в Металлургическом районе и отдаленных территорий Советского района (сети, насосные станции и скважины) г. Челябинска", способ закупки - запрос предложений. 18 декабря 2013 года измененная редакция N 17 плана закупки товаров, работ и услуг МУП "ПОВВ" была опубликована на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Таким образом, на официальном сайте МУП "ПОВВ" разместило план закупки и включило закупку на техническое обслуживание и текущий ремонт объектов водопровода и канализации в Металлургическом районе и отдаленных территорий Советского района (сети, насосные станции и скважины) г. Челябинска, доказательств обратного ЗАО "Спецстрой-2" не представило.
3. Комиссия Челябинского УФАС России установила, что МУП "ПОВВ" проводило закупку на техническое обслуживание и текущий ремонт объектов водопровода и канализации Металлургического района и отдаленных территорий Советского района (сети, насосные станции и скважины) г. Челябинска способом запрос предложений.
В общей информации запроса предложений на официальном сайте www.zakupki.gov.ru указано, что извещение опубликовано 20.12.2013, дата и время окончания приема заявок на участие в запросе предложений 25.12.2013 в 10:00.
Заявка ЗАО "Спецстрой-2" поступила в МУП "ПОВВ" в 10 часов 30 минут.
Таким образом, заявка ЗАО "Спецстрой-2" не могла быть принята МУП "ПОВВ" к рассмотрению и информация о ее поступлении не могла содержаться в протоколе рассмотрения заявок, поскольку она была подана за пределами срока, установленного на подачу заявок.
Более того, довод представителей ЗАО "Спецстрой-2", в соответствии с которым извещение не содержало сведений о дате, месте, сроке, времени и порядке представления заявки на участие в закупки, не принимается Челябинским УФАС России, поскольку в размещенной на официальном сайте документации (в информационной карте) были указаны сроки подачи заявки.
Кроме того, Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что заказчиком был выбран запрос предложений в качестве способа закупки.
В соответствии с Положением МУП "ПОВВ" о закупках товаров, работ, услуг запрос предложений применяется для закупок сложных товаров, работ, услуг (подрядные, строительно-монтажные (капитальное строительство, капитальный ремонт, пусконаладочные, проектно-изыскательские, научно-исследовательские и другие работы, технически сложное оборудование, другая сложная техническая продукция), когда критерий цены не является определяющим. Запрос предложений проводится в случае, если проведение конкурса невозможно в силу длительных сроков проведения конкурса.
В соответствии с Положением МУП "ПОВВ" о закупках товаров, работ, услуг конкурс, в том числе в электронной форме, проводится в случае, когда в процессе закупки первоочередное значение придается оценке квалификации и опыта поставщиков (исполнителей, подрядчиков), либо условиям поставки (работ, услуг), условиям исполнения договора, а также при закупке узкоспециализированных товаров (работ, услуг), продукции высоких технологий, сложной техники, сложных или дорогостоящих товаров (работ, услуг), когда критерий цены не является определяющим.
Таким образом, Челябинское УФАС России приходит к выводу, что МУП "ПОВВ" в Положении о закупках товаров, работ, услуг определило порядок проведения конкурса и запроса предложений, которые полностью соответствуют друг другу. Различие установлено только по срокам проведения конкурса. Короткие сроки для проведения процедур закупок товаров, когда основным элементом оценки заявок является квалификация и опыт, и участникам закупок требуется представлять большой объем документов, чтобы быть конкурентоспособными, может способствовать ограничению конкуренции среди потенциальных участников. Кроме того, установление одинакового порядка проведения запроса предложений и конкурса, может способствовать введению в заблуждение потенциальных участников закупок относительно проводимой заказчиком процедуры закупки.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ЗАО "Спецстрой-2" на действия (бездействие) Муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" частично обоснованной;
2. Признать действия Муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" при проведении запроса предложений на техническое обслуживание и текущий ремонт объектов водопровода и канализации Металлургического района и отдаленных территорий Советского района (сети, насосные станции и скважины) г. Челябинска (извещение 31300763656), выразившиеся в нарушении порядка формирования конкурсной документации, а именно: в установлении в закупочной документации такого требования к участникам как наличие опыта работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства (выполнение аналогичных работ в течение последних 3-х лет на сумму не менее 90 млн. руб.), противоречащими части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
3. Рекомендовать МУП "ПОВВ" установить порядок проведения запроса предложений и конкурса в Положении о закупках МУП "ПОВВ" с учетом требований части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Председатель Комиссии Е.Г. Семенова
Члены Комиссии Д.А. Дозморова
А.И. Елкина
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 14 января 2014 г. N 32-03-18.1/2013
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016