Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
от 17 января 2014 г. N 08-30/004
Резолютивная часть решения оглашена 27.12.2013 года г.Иваново
В полном объеме решение изготовлено 17.01.2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <_> рассмотрев дело N 08-30/004 по признакам нарушения открытого акционерного общества "Ивановский завод керамических изделий", далее - ОАО "ИЗКИ" (<_>) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступило заявление ООО "Ивцем-2" (входящий N 2227 от 01.08.2013) на действия ОАО "ИЗКИ", выразившиеся во взимании с ООО "Ивцем" платы за услуги по транспортировке (приему) сточных вод без установленного уполномоченным органом субъекта Российской Федерации тарифа.
ООО "Ивцем-2" указало, что было образовано 30.08.2011 путем реорганизации ООО "Ивцем" (свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия 37 N 001525581) без правопреемства по отношению к обязательствам перед ОАО "Водоканал", что подтверждается передаточным актом от 16.05.2011.
Согласно передаточному акту от 16.05.2011 ООО "Ивцем" передало ООО "Ивцем-2": "Канализационная насосная станция (литер А3), площадь: 35,6 кв.м. адрес (местоположение) объекта: г. Иваново, пер. Торфяной, 67, инв. N 00000030", а также "Комплект сети канализации, литер-III, протяженность: 1558,25 м, адрес (местоположение) объекта: г. Иваново, пер. Торфяной, 67, инв. N 00000038" (свидетельство о государственной регистрации права от 27.10.2011 серии 37-СС N072840).
01.01.2007 между ООО "Ивцем" и ОАО "ИЗКИ" был заключен договор на прием стоков от ООО "Ивцем", в соответствии с которым ОАО "ИЗКИ" принимало от субабонента сточные воды посредством канализационных сетей, устройств и сооружений ОАО "ИЗКИ" в канализационные сети ОАО "Водоканал".
Приложением N 1 (со схемой) к договору согласован Акт разграничения эксплуатационной ответственности ОАО "ИЗКИ" и ООО "Ивцем" по канализационным сетям и сооружениям на них. Граница эксплуатационной ответственности устанавливается в канализационном колодце N К 4. Канализационный колодец N К 4, канализационная - насосная станция, общие канализационные сети и сооружения на них от канализационного колодца N К 4 до врезки в городской канализационный коллектор, находятся в эксплуатационной ответственности ОАО "ИЗКИ" (схема сетей водопровода и канализации, согласованная УМП "Водоканал" 21.02.2006).
Одновременно ООО "Ивцем-2" указало, что плата за оказанные ОАО "ИЗКИ" услуги по водоотведению помимо стоимости водоотведения, рассчитанной по тарифу, установленному Региональной службой по тарифам Ивановской области для ОАО "Водоканал", включает в себя услуги ОАО "ИЗКИ" (по приему и транспортировке сточных вод), которые оплачивались абонентами, в том числе ООО "Ивцем", по стоимости рассчитанной ОАО "ИЗКИ" по калькуляции без установления уполномоченным органом субъекта Российской Федерации на данный род деятельности.
Расчеты за водоотведение осуществлялись ООО "Ивцем" с ОАО "ИЗКИ" продолжительное время в рамках договора на прием стоков, что подтверждается счетами-фактурами N 00000009 от 31.01.2011, N 00000023 от 28.02.2011, N 00000034 от 24.03.2011, N 00000042 от 31.03.2011, N 00000036 от 31.03.2011, N 00000051 от 30.04.2011, N 00000055 от 31.05.2011, N 00000066 от 17.07.2011, N 00000074 от 30.06.2011, N 00000076 от 30.06.2011, N 00000089 от 31.07.2011, N 00000093 от 31.08.2011, N 00000111 от 30.09.2011, N 00000118 от 31.10.2011, N 00000139 от 21.12.2011, N 00000131 от 30.11.2011, N 00000148 от 31.12.2011, N 00000001 от 31.01.2012, N 00000011 от 29.02.2012, N 00000020 от 31.03.2012, N 00000040 от 30.04.2012, N 00000060 от 31.05.2012, N 00000072 от 30.06.2012, N 00000070 от 30.06.2012, N 00000085 от 31.07.2012, N 00000099 от 28.08.2012, N 00000101 от 31.08.2012, N 00000117 от 30.09.2012, N 00000111 от 30.09.2012, N 00000121 от 31.10.2012 и платежными поручениями N 620 от 06.12.2011, N 556 от 31.10.2011, N 537 от 19.10.2011, N 451 от 12.09.2011, N 364 от 09.08.2011, N 244 от 13.06.2011, N 236 от 07.06.2011, N 176 от 09.05.2011, N 117 от 07.04.2011, N 76 от 02.03.2011, N 59 от 16.02.2011, N 49 от 10.02.2011, N 44 от 09.02.2011, N 54 от 04.06.2012, N 88 от 04.07.2012, N 89 от 04.07.2012, N 107 от 24.07.2012, N 222 от 14.11.2012, N 223 от 14.11.2012, N 224 от 14.11.2012, N 181 от 24.04.2012, N 181 от 24.04.2012, N 128 от 20.03.2012, N 81 от 22.02.2012, N 47 от 01.02.2012, N 24 от 20.01.2012.
Указанные действия ОАО "ИЗКИ" явились основанием обращения ООО "Ивцем-2" в Ивановское УФАС России.
В соответствии со статьей 25 Закона о защите конкуренции Ивановским УФАС России письмом от 09.08.2013 N 08-30/2553 запрошены объяснения ОАО "ИЗКИ".
В ответе ОАО "ИЗКИ" от 23.08.2013 на запрос Ивановского УФАС России по существу обращения ООО "Ивцем-2" сообщило, что 30.11.2007 между ОАО "ИЗКИ" и УМП "Водоканал" (ныне - ОАО "Водоканал") был заключен договор на водоснабжение и водоотведение N 32-Л, согласно приложению N 2 к которому субабонентом ОАО "ИЗКИ" по водоотведению является ООО "Ивцем".
Письмами от 07.10.2010 и от 29.11.2010 ОАО "ИЗКИ" уведомляло ОАО "Водоканал" о своем не намерении пролонгировать договор N 32-Л от 30.11.2007. Копии указанных писем были направлены также в адрес ООО "Ивцем".
В указанных письмах сторонам предлагалось решить вопрос о сбросе и приеме канализационных стоков без участия ОАО "ИЗКИ". То есть ООО "Ивцем" было предложено заключить напрямую договор на прием стоков с ОАО "Водоканал" с определением контрольного колодца.
Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Ивановской области от 04.09.2012 по делу N А17-2657/2012 и от 15.03.2013 по делу N А17-134/2013 установлено, что отношения сторон (ОАО "ИЗКИ" и ОАО "Водоканал") в 1, 2 и 3 кварталах 2012 года регулировались указанным договором, эти отношения носят длящийся характер.
ОАО "ИЗКИ" в целях не допущения чрезвычайных ситуаций вынуждено было обеспечивать перекачку и прием стоков как от ООО "Ивцем" так и от жилых домов и нести расходы по их обеспечению.
ООО "Ивцем" сбрасывало стоки со значительным превышением ПДК, что подтверждается анализами лаборатории ОАО "Водоканал", при этом, к отбору проб в первом контрольном колодце ООО "Ивцем" (находящемся на территории ООО "Ивцем") лаборанты не допускались. В результате пробы стоков брались только из контрольного колодца ОАО "ИЗКИ". Санкции за превышение ПДК также предъявлялись последнему. При этом, само ОАО "ИЗКИ" не производило забор воды и сброс стоков в канализации ввиду отключения от водоснабжения, что подтверждается актом от 12.11.2009.
Письмами от 15.05.2013 (с приложением отчета по основным средствам), от 30.04.2013 и от 23.08.2013 ОАО "ИЗКИ" уведомило Ивановское УФАС России об отсутствии на балансе общества и в его собственности канализационного колодца N К 4, канализационной - насосной станции, общих канализационных сетей и сооружений на них от канализационного колодца N К 4 до врезки в городской канализационный коллектор, что подтверждается также отсутствием государственной регистрации названного недвижимого имущества в Росреестре Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области.
В дополнениях от 26.08.2013 к ответу от 23.08.2013 ОАО "ИЗКИ" указало, что согласно приложению N 2 к договору от 30.11.2007 N 32-Л субабонентами, осуществляющими сброс стоков через канализационный колодец ОАО "ИЗКИ" (N К 4), значатся кроме ООО "Ивцем" следующие предприятия: ЗАО "Монтаж М", ООО "ИвМУ "Монтажлегмаш", ООО "Автопластик" и ООО "ИППЖТ N 1".
Сброс стоков от ЗАО "Монтаж М" отсутствует, что подтверждается актами ОАО "Водоканал" (колодец пустой).
ООО "ИвМУ "Монтажлегмаш", ООО "Автопластик" и ООО "ИППЖТ N 1" не производят сброс стоков в городскую канализационную сеть через колодец ОАО "ИЗКИ" (N К 4) в связи с тем, что их канализационные колодцы в 2006-2010 годах были затампонированы. Канализационные стоки, указанные предприятия, собирают и утилизируют самостоятельно, что подтверждается отсутствием актов забора анализов стоков на предмет сброса стоков с превышением ПДК составленных ОАО "Водоканал".
Приказом Ивановского УФАС России от 28.10.2013 N 108 возбуждено дело N 08-30/004 по признакам нарушения ОАО "ИЗКИ" пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Определением председателя Комиссии от 28.10.2013 дело N 08-30/004 назначено к рассмотрению на 27.12.2013.
На заседании Комиссии 27.12.2013 лица, участвующие в деле, поддержали ранее заявленные доводы.
Заслушав объяснения и доводы лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их взаимосвязи и достаточности для принятия решения, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к следующим выводам.
01.01.2007 между ООО "Ивцем" и ОАО "ИЗКИ" был заключен договор на прием стоков от ООО "Ивцем", в соответствии с которым ОАО "ИЗКИ" принимало от субабонента сточные воды посредством канализационных сетей, устройств и сооружений ОАО "ИЗКИ" в канализационные сети ОАО "Водоканал".
Приложением N 1 (со схемой) к договору согласован Акт разграничения эксплуатационной ответственности ОАО "ИЗКИ" и ООО "Ивцем" по канализационным сетям и сооружениям на них. Граница эксплуатационной ответственности устанавливается в канализационном колодце N К 4. Канализационный колодец N К 4, канализационная - насосная станция, общие канализационные сети и сооружения на них от канализационного колодца N К 4 до врезки в городской канализационный коллектор, находятся в эксплуатационной ответственности ОАО "ИЗКИ" (схема сетей водопровода и канализации, согласованная УМП "Водоканал" 21.02.2006).
30.11.2007 между ОАО "ИЗКИ" и УМП "Водоканал" (ныне - ОАО "Водоканал") был заключен договор на водоснабжение и водоотведение N 32-Л, согласно приложению N 2 к которому субабонентом ОАО "ИЗКИ" по водоотведению является ООО "Ивцем".
Кроме этого, письмами от 07.10.2010 и от 29.11.2010 ОАО "ИЗКИ" уведомляло ОАО "Водоканал" о своем не намерении пролонгировать договор N 32-Л от 30.11.2007. Копии указанных писем были направлены также в адрес ООО "Ивцем".
В указанных письмах сторонам предлагалось решить вопрос о сбросе и приеме канализационных стоков без участия ОАО "ИЗКИ". То есть ООО "Ивцем" было предложено заключить напрямую договор на прием стоков с ОАО "Водоканал" с определением контрольного колодца.
Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Ивановской области от 04.09.2012 по делу N А17-2657/2012 и от 15.03.2013 по делу N А17-134/2013 установлено, что отношения сторон (ОАО "ИЗКИ" и ОАО "Водоканал") в 1, 2 и 3 кварталах 2012 года регулировались указанным договором, эти отношения носят длящийся характер.
ОАО "ИЗКИ" в целях не допущения чрезвычайных ситуаций вынуждено было обеспечивать перекачку и прием стоков как от ООО "Ивцем" так и от жилых домов и нести расходы по их обеспечению.
Услуги ОАО "ИЗКИ" (по приему и транспортировке сточных вод), оплачивались абонентами, в том числе ООО "Ивцем", по стоимости, рассчитанной ОАО "ИЗКИ" по калькуляции без установления уполномоченным органом субъекта Российской Федерации тарифа на данный вид деятельности (счет-фактура за 2011-2012 годы, платежные поручения за 2011-2012 годы).
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" (далее - Постановление ВАС N 30), оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции и определить, были ли совершены данные действия в допустимых пределах осуществления лицом гражданских прав либо ставят контрагентам необоснованные ограничения или необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Принципы недопустимости использования своих прав в нарушение прав других лиц, а также недопущение экономической деятельности направленной на монополизацию установлены статьями 17, 34 Конституции Российской Федерации.
Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке (пункт 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции, для квалификации действий (бездействия), как злоупотребления доминирующим положением, достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц (пункт 4 Постановления ВАС N 30).
Таким образом, для квалификации совершенного деяния в качестве указанного правонарушения и подтверждения его состава в действиях конкретного лица, необходимо, чтобы лицо, совершившее данное деяние:
- обладало признаком хозяйствующего субъекта;
- занимало доминирующее положение на соответствующем товарном рынке;
- результатом его действий явилось наступление одного из перечисленных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции последствий, либо угроза такого наступления, при этом его действия (бездействие) должны оцениваться по критерию, во-первых, допустимости таких прав, во-вторых, разумности тех или иных ограничений для контрагента.
Для целей рассмотрения настоящего дела Комиссией рассмотрен вопрос о наличии доминирующего положения ОАО "ИЗКИ" на товарном рынке.
В соответствии с пунктом 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, аналитический отдел Ивановского УФАС России согласно пункту 3.19 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 N 345, проводит анализ состояния конкуренции в целях определения признаков наличия доминирующего положения ОАО "ИЗКИ", в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкурентной среды на товарных рынках, установленным приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок N 220).
На основании имеющейся в материалах дела информации:
- договоров: от 01.01.2007; от 30.11.2007 N 32-Л; от 05.11.2009 N 402-П; от 19.11.2012 N 402-П;
- актов разграничения балансовой принадлежности в соответствии со схемами водопровода и канализации;
- счетов-фактур и платежных получений, выставленных ОАО "ИЗКИ" в адрес ООО "Ивцем" (ООО "Ивцем-2") за услуги по водоотведению;
- письма ОАО "Водоканал" от 22.07.2013 N 1347 и от 11.12.2013 N 2401
выявлено, что ОАО "ИЗКИ" в 2011-2012 годах оказывало ООО "Ивцем" (ООО "Ивцем-2") услуги по приему и транспортировки производственно-бытовых стоков через свою канализационно-насосную сеть в городской канализационный коллектор ОАО "Водоканал".
ОАО "ИЗКИ" является абонентом ОАО "Водоканал" по водоотведению стоков в централизованную систему водоотведения. Согласно схемам водопровода и канализации, приложенным к материалам дела, где указаны границы эксплуатационной ответственности по канализационным сетям, канализационные сети ООО "Ивцем" (ООО "Ивцем-2") присоединены к канализационным сетям, эксплуатируемым ОАО "ИЗКИ", которые в свою очередь присоединены к централизованной системе водоотведения ОАО "Водоканал". Таким образом, ООО "Ивцем" (ООО "Ивцем-2") является субабонентом ОАО "ИЗКИ" по водоотведению и может получать услуги по водоотведению при условии присоединения к канализационным сетям, эксплуатируемым ОАО "ИЗКИ" и имеющим выход в централизованную систему водоотведения.
В соответствии с понятийным аппаратом статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении":
водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения;
транспортировка воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей;
канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод;
централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
В соответствии с пунктом 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" транзитной организацией является организация, в том числе индивидуальный предприниматель, эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети и оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод.
ОАО "ИЗКИ" осуществляя в 2011-2012 годах прием и транспортировку стоков от ООО "Ивцем" (ООО "Ивцем-2") через эксплуатируемые канализационные сети в централизованную систему водоотведения ОАО "Водоканал", использовало централизованную систему водоотведения при оказании данных услуг.
Таким образом, ОАО "ИЗКИ" осуществляло процесс водоотведения (так как прием и транспортировка стоков с использованием централизованной системы водоотведения является составной частью процесса водоотведения).
Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства).
Следовательно, услуга по приему и транспортировке стоков с использованием централизованной системы водоотведения, являющаяся составной частью процесса водоотведения, также находится в состоянии естественной монополии.
В соответствии с пунктом 1.4 Порядка N 220 не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, товар "Услуга по приему и транспортировке стоков с использованием централизованной системы водоотведения" (в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот) на товарном рынке "Услуга по приему и транспортировки стоков с использованием централизованной системы водоотведения", в географических границах объектов канализационной сети эксплуатируемых ОАО "ИЗКИ" (товарный рынок в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами) не может быть заменен другим товаром и положение хозяйствующего субъекта ОАО "ИЗКИ", оказывающего эту услугу, на данном товарном рынке может быть признано доминирующим.
Следовательно, Комиссия приходит к выводу, что ОАО "ИЗКИ" занимает доминирующее положение на товарном рынке Услуга по приему и транспортировки стоков с использованием централизованной системы водоотведения", в географических границах объектов канализационной сети эксплуатируемых ОАО "ИЗКИ".
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (часть 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ).
Согласно действовавшим до 14.08.2013 Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167:
"абонент" - юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод;
"субабонент" - лицо, названное в понятии "абонент" настоящих Правил, получающее по договору с абонентом питьевую воду из водопроводных сетей и (или) сбрасывающее сточные воды в канализационные сети абонента организации водопроводно-канализационного хозяйства".
В соответствии со вступившей в силу с 01.01.2013 статьей 2 Федерального закона N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении":
"абонент - физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения;
организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем".
"Транзитная организация" - организация, в том числе индивидуальный предприниматель, эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети и оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод" (пункт 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 644 от 29.07.2013, далее - Правила 644, вступивших в силу с 14.08.2013).
"Договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения являются публичными договорами" (пункт 18 Правил 644).
К договору водоотведения прилагаются акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента по объектам централизованных систем водоотведения, в том числе канализационным сетям и сооружениям на них (пункт 31 Правил 644).
Согласно пункту 32 Правил 644 при отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности по объектам централизованных систем водоотведения, в том числе канализационным сетям и сооружениям на них, устанавливается по границе балансовой принадлежности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента.
"По договору по транспортировке сточных вод транзитная организация, осуществляющая эксплуатацию канализационных сетей, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия в целях обеспечения поддержания канализационных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям_" (пункт 51 Правил 644).
"Существенными условиями договора по транспортировке сточных вод являются:
е) сроки и порядок оплаты оказанных услуг по договору;
з) границы эксплуатационной ответственности транзитной организации и организации водопроводно-канализационного хозяйства (гарантирующей организации) по канализационным сетям, которые определены по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей" (пункт 52 Правил 644).
Частью 3 статьи 11 Федерального закона N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении определено, что: "Собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что действовавшее до 14.08.2013 и действующее на сегодняшний день законодательство о водоотведении предполагает наличие канализационных сетей и сооружений в собственности либо в эксплуатации обязанной стороны по договору водоотведения (транспортировки стоков).
В соответствии с положениями части 1 и части 2 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласно части 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации (статья 545 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона о водоснабжении и водоотведения в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, заключают договоры по водоподготовке, по приготовлению горячей воды, по транспортировке воды (горячей воды), по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, по обращению с осадком сточных вод и (или) иные договоры, необходимые для обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно части 2 статьи 11 Закона о водоснабжении и водоотведении договоры заключаются в соответствии с гражданским законодательством. Договоры по транспортировке воды (горячей воды) и договоры по транспортировке сточных вод заключаются в соответствии с гражданским законодательством с учетом положений статей 16 и 17 настоящего Федерального закона.
Положениями части 3 статьи 16, части 3 статьи 17 Закона о водоснабжении и водоотведении установлено, что оплата услуг по транспортировке воды и сточных вод осуществляется соответственно по тарифам на транспортировку воды и сточных вод, которые подлежат государственному регулированию.
Учитывая изложенное, применительно к рассматриваемым отношениям, ОАО "ИЗКИ" должно было обратиться за установлением тарифа на транспортирование сточных вод, как одной из стадий технологического процесса водоотведения.
В силу части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 17 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении, орган регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - орган регулирования тарифов) - уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации орган местного самоуправления поселения или городского округа, осуществляющий регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения
Положением о Региональной службе по тарифам Ивановской области, утвержденном Постановлением Правительства Ивановской области от 01.02.2012 N 19-п (ред. от 24.10.2012), в полномочия РСТ Ивановской области входит установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным Федеральным органом для Ивановской области.
Материалы рассматриваемого дела не содержат доказательств обращения ОАО "ИЗКИ" в РСТ Ивановской области для утверждения тарифа на транспортировку (передачу) сточных вод на 2011-2012 годы.
Комиссия не принимает довод ОАО "ИЗКИ" об отсутствие на балансе канализационного колодца N К 4, канализационной - насосной станции, общих канализационных сетей и сооружений на них от канализационного колодца N К 4 до врезки в городской канализационный коллектор. Земельный участок на котором расположены канализационный колодец N К 4, канализационной - насосной станция, общие канализационные сети и сооружения на них от канализационного колодца N К 4 до врезки в городской канализационный коллектор находится в собственности (на балансе) у ОАО "ИЗКИ".
Следовательно, Комиссия приходит к выводу о том, канализационный колодец N К 4, канализационная - насосная станция, общие канализационные сети и сооружения на них от канализационного колодца N К 4 до врезки в городской канализационный коллектор не могут являться бесхозяйным имуществом, в виду оформленного права собственности земельного участка, на котором расположено указанное имущество.
Частью 4 статьи 421 ГК РФ установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Частью 1 статьи 424 ГК РФ установлено, что договор оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые государственными органами.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что взимание ОАО "ИЗКИ" платы за прием и транспортировку сточных вод от ООО "Ивцем" через эксплуатируемые канализационные сети в централизованную систему водоотведения ОАО "Водоканал", без установленного тарифа уполномоченным государственным органом, содержит признаки нарушения порядка ценообразования в сфере водоотведения, что запрещено пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о Защите конкуренции.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.
Учитывая отсутствие осуществления деятельности ОАО "ИЗКИ" по транспортировке стоков в географических границах эксплуатации ОАО "ИЗКИ" и взиманием платы за услуги водоотведения, Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований выдачи Ответчику (ОАО "ИЗКИ") предписания.
Основания для прекращения рассмотрения дела N 08-30/004 о нарушении антимонопольного законодательства, в силу статьи 48 Закона о защите конкуренции, у антимонопольного органа отсутствуют.
Иных обстоятельств, свидетельствующих о нарушении ответчиком антимонопольного законодательства, Комиссией не установлено.
Оснований для переквалификации нарушения ОАО "ИЗКИ" антимонопольного законодательства у Комиссии нет.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 43, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать действия ОАО "Ивановский завод керамических изделий" нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке "Услуга по приему и транспортировки стоков с использованием централизованной системы водоотведения" в географических границах объектов канализационной сети эксплуатируемых ОАО "ИЗКИ", при взимании платы на услуги водоотведения в 2011 и 2012 годах без установленного тарифа РСТ Ивановской области.
2. Основания для прекращения дела N 08-30/004 в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", отсутствуют.
3. Предписание ОАО "Ивановский завод керамических изделий" о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать в связи с отсутствием осуществления деятельности по транспортировке стоков в географических границах эксплуатации ОАО "ИЗКИ" и взиманием платы за услуги водоотведения.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России материалы настоящего дела для принятия решения в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Подписи членов Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 17 января 2014 г. N 08-30/004
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016