Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 20 января 2014 г. N 160/03
Резолютивная часть оглашена 20.01.2014
В полном объеме изготовлено 20.01.2014 Великий Новгород
Комиссия по контролю в сфере размещения заказов путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Комиссия) в составе:
Виниченко О.С. - председатель Комиссии, руководитель Управления;
Захарова О.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;
Раскоснов Д.А. - член Комиссии, специалист-эксперт Управления,
в присутствии представителей:
- муниципального заказчика - Администрации Боровичского муниципального района - Максименко С.В. (доверенность N 47/01-17 от 16.01.2014), Егоровой С.А. (доверенность N 46/01-17 от 16.01.2014);
податель жалобы Общество с ограниченной ответственностью "Нэкстэнерго" - надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, представители на рассмотрение жалобы не явились,
рассмотрев жалобу участника размещения заказа - Общества с ограниченной ответственностью "Нэкстэнерго" (199026, г. Санкт-Петербург, Большой пр. В.О., д. 78, литер В; далее - ООО "Нэкстэнерго") на действия муниципального заказчика - Администрации Боровичского муниципального района (174411, Новгородская обл., г. Боровичи, ул. Коммунарная, д. 48) при размещении муниципального заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по разработке схемы теплоснабжения муниципального образования города Боровичи Новгородской области на период с 2014 по 2029 годы, извещение N 0150300002413000117 о проведении которого было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 23.12.2013, и проведя внеплановую проверку размещения данного заказа, установила:
13.01.2014 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России) поступила жалоба участника размещения заказа - ООО "Нэкстэнерго" на действия муниципального заказчика - Администрации Боровичского муниципального района при размещении муниципального заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по разработке схемы теплоснабжения муниципального образования города Боровичи Новгородской области на период с 2014 по 2029 годы (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 N 94-ФЗ (с изм. и доп., далее - Закон о размещении заказов) и с соблюдением требований, предусмотренных статьями 57 - 58 данного закона.
В связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вступил в силу с 01.01.2014; далее - Закон о контрактной системе), Закон о размещении заказов утратил силу с 01.01.2014.
Согласно совместному письму Минэкономразвития России от 27.12.2013 N 29401-ЕЕ/Д28и, ФАС России от 30.12.2013 N АД/53811/13 "О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения законодательства Российской Федерации в отношении торгов, запроса котировок, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2014 года" размещение заказов, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте либо приглашения принять участие в которых направлены до 01.01.2014, осуществляется в соответствии с Законом о размещении заказов.
В связи с поступлением Жалобы Новгородским УФАС России на основании части 4 статьи 60 Закона о размещении заказов муниципальному заказчику - Администрации Боровичского муниципального района и оператору электронной площадки - ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" было направлено требование о приостановлении размещения вышеуказанного заказа до рассмотрения Жалобы по существу, которое указанными лицами исполнено, размещение муниципального заказа приостановлено, муниципальный контракт не заключен.
Из Жалобы следует, на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov 23.12.2013 года был размещен заказ N 0150300002413000117 на выполнение работ по разработке схемы теплоснабжения муниципального образования города Боровичи Новгородской области на период с 2014 по 2029 годы.
В документации об открытом аукционе, указаны требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме. Согласно пункту 3 части 1.2 Документации об аукционе "Вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и сведения: копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме (наличие свидетельства о допуске к работам, являющихся предметом открытого аукциона, выданного саморегулируемой организацией в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (пункт 3 и подпункт 5.1 пункта 5 раздела II Перечня видов работ: по подготовке конструктивных решений, по подготовке проектов наружных сетей теплоснабжения и их сооружений)).
ООО "Нэкстэнерго" считает необоснованным установленное в документации об аукционе требование Заказчика об обязательном наличии и предоставлении участником размещения заказа вышеуказанного документа, т.к. схема теплоснабжения не является проектной документации, а является документом, содержащим предпроектные материалы.
На основании вышеизложенного, просят признать Жалобу обоснованной и принять решение о выдаче предписания Заказчику на устранение нарушений.
Муниципальный заказчик - Администрация Боровичского муниципального района считает Жалобу необоснованной по причинам, изложенным в представленных возражениях на нее (исх. N 41/01-12 от 15.01.2014).
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень).
Разработка схем теплоснабжения - относится к проектированию, так как включает в себя:
- обследование систем теплоснабжения;
- выполнение гидравлических расчётов, обоснование выбора оборудования, определение параметров сетей теплоснабжения;
- изучение и аналитику ситуации района на текущий момент;
- решения о распределении тепловых нагрузок;
- предложения по строительству, реконструкции тепловых сетей;
- расчёт, анализ, разработка мероприятий, дающих экономическую эффективность;
- обеспечение безопасности и надёжности теплоснабжения потребителей в соответствии с требованиями технических регламентов, а так же иные мероприятия, определённые Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) и Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 154.
Кроме того, по мнению муниципального заказчика, СРО являются индикаторами экономической и политической стабилизации. Членство в СРО повышает статус в глазах заказчика. Целью разработки схем теплоснабжения городов и населенных пунктов является разработка технических решений, направленных на обеспечение наиболее экономичным образом качественного и надежного теплоснабжения потребителей при минимальном негативном воздействии на, окружающую среду. Схема теплоснабжения является основой для инвестиционных программ теплоснабжающих организаций.
Таким образом, муниципальный заказчик считает требование о наличии у участника размещения заказа допуска СРО, установленное документацией об аукционе в электронной форме, правомерным.
На рассмотрении Жалобы представители заказчика - Администрации Боровичского муниципального района поддержали доводы, изложенные в возражениях на Жалобу, в полном объеме.
В связи с поступлением Жалобы на основании части 5 статьи 17 Закона о размещении заказов Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка размещения рассматриваемого государственного заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
В результате рассмотрения Жалобы и проведения внеплановой проверки размещения заказа установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме, и такие требования предусмотрены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов участники размещения заказа должны соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 52 ГрК строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Таким образом, в случае, если работы, входящие в предмет размещения заказа, обладают следующими признаками:
- представляют собой работы по строительству, реконструкции либо капитальному ремонту объекта капитального строительства;
- оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и включены в Перечень,
заказчик должен установить в документации по проведению открытого аукциона в электронной форме обязательное требование к участникам размещения заказа, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, то есть требование о наличии у них свидетельства о допуске к таким видам работ, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а участники размещения заказа должны представить в составе своих заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме копии таких свидетельств.
В документации об открытом аукционе, указаны требования к содержанию и составу второй части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме. Согласно пункту 3 части 1.2 Документации об аукционе "Вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие документы и сведения: копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, которые являются предметом открытого аукциона в электронной форме (наличие свидетельства о допуске к работам, являющихся предметом открытого аукциона, выданного саморегулируемой организацией в соответствии с Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (пункт 3 и подпункт 5.1 пункта 5 раздела II Перечня видов работ: по подготовке конструктивных решений, по подготовке проектов наружных сетей теплоснабжения и их сооружений)).
Однако, согласно извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме предметом торгов является выполнение работ по разработке схемы теплоснабжения муниципального образования города Боровичи Новгородской области на период с 2014 по 2029 годы.
Согласно пункта 20 статьи 2 Закона о теплоснабжении" схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Также в Перечне отсутствует такой вид работ как подготовка схемы теплоснабжения.
Кроме того, как на рассмотрении Жалобы пояснили представители заказчика на основании данной схемы в дальнейшем, будет разрабатываться проект наружных сетей теплоснабжения, что также подтверждает тот факт, что схема теплоснабжения - это предпроектный документ.
Согласно части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов кроме указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи требований и установленных в соответствии со статьей 55.3 настоящего Федерального закона требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Таким образом, установленное заказчиком требование о наличии допуска СРО по подготовке проектов наружных сетей теплоснабжения и их сооружений является неправомерным.
Следовательно, Жалоба является обоснованной.
Таким образом, в действиях муниципального заказчика - Администрации Боровичского муниципального района содержится нарушение пункта 1 части 3 статьи 41.6 и части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов, выразившееся в установлении требования о предоставлении в составе второй части заявки копии свидетельства о допуске, выданное Саморегулируемой организацией, по подготовке конструктивных решений и по подготовке проектов наружных сетей теплоснабжения и их сооружений, тогда как сама документация об аукционе не содержала условия о соответствии участника размещения заказа указанным требованиям.
Кроме того, норма, предусмотренная пунктом 1 части 3 статьи 41.6 и части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов, сохранила свое действие и отражена в части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Установленные в действиях муниципального заказчика - Администрации Боровичского муниципального района нарушения носят существенный характер, что даёт основания для выдачи предписания об устранении данных нарушений.
Руководствуясь частью 5 статьи 17, статьями 11, 34, 41.6, 41.8 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу участника размещения заказа - Общества с ограниченной ответственностью "Нэкстэнерго" (199026, г. Санкт-Петербург, Большой пр. В.О., д. 78, литер В) на действия муниципального заказчика - Администрации Боровичского муниципального района (174411, Новгородская обл., г. Боровичи, ул. Коммунарная, д. 48) при размещении муниципального заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по разработке схемы теплоснабжения муниципального образования города Боровичи Новгородской области на период с 2014 по 2029 годы, заказ N 0150300002413000117, дата размещения извещения - 23.12.2013), обоснованной.
2. Признать в действиях муниципального заказчика - Администрации Боровичского муниципального района нарушение пункта 1 части 3 статьи 41.6 и части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
3. Выдать муниципальному заказчику - Администрации Боровичского муниципального района и его аукционной комиссии, оператору электронной площадки - ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
4. Направить материалы Жалобы и внеплановой проверки размещения заказа уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица муниципального заказчика - Администрации Боровичского муниципального района.
Председатель Комиссии О.С. Виниченко
Члены Комиссии О.А. Захарова
Д.А. Раскоснов
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 20 января 2014 г. N 160/03
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016