Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 26 июня 2015 г. N 48-18.1-2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии - Никитин Сергей Иванович, руководитель Ставропольского УФАС России.
Члены Комиссии:
Томиленко Сергей Юрьевич - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России;
Хаджебиеков Руслан Шабанович - государственный инспектор отдела контроля органов власти и соблюдения антимонопольного законодательства Ставропольского УФАС России.
При участии представителя АО "Международный аэропорт Ставрополь" - <__> (доверенность N18 от 08.06.2015 года).
При участии представителей ООО "Прогресс" - <__> (доверенность N71 от 25.06.2015 года) и <__> (доверенность N72 от 25.06.2015 года).
Рассмотрев жалобу ООО "Прогресс" на действия организатора торгов при проведении открытого конкурса на выполнение ремонтных работ по объекту "Теплотрасса протяженностью 700 м o219 на привокзальной площади вдоль аэровокзала по территории АО "Международный аэропорт Ставрополь" для нужд АО "Международный аэропорт Ставрополь" (Реестровый номер торгов N31502114152), руководствуясь пунктами 16, 20, 23 статьи 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия Ставропольского УФАС России, установила:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Прогресс" из содержания которой следует, что при проведении открытого конкурса на выполнение ремонтных работ по объекту "Теплотрасса протяженностью 700 м o219 на привокзальной площади вдоль аэровокзала по территории АО "Международный аэропорт Ставрополь" для нужд АО "Международный аэропорт Ставрополь" (Реестровый номер торгов N31502114152), организатором торгов был нарушен порядок определения победителя.
Указал, что критериями оценки являются цена договора и срок рассрочки платежа. В соответствии с пунктом 6.2.3 конкурсной документации в случае если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения договора и такие заявки получили одинаковые итоговые рейтинги, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие условия.
ООО "Прогресс" 25.05.2015 года в 13:00 была подана заявка на участие в данном конкурсе (вх. N872 от 25.05.2015 года) с ценой договора 2 100 000,00 рублей. Вскрытие конвертов состоялось 01.06.2015 года в 11:00. На участие в конкурсе было подано 2 заявки. Исходя из протокола вскрытия конвертов следует, что заявка ООО "Прогресс" была получена ранее остальных (заявка ООО "Еврострой" получена 29.05.2015 года 13:50). Предложенные цены договора у двух участников 2 100 000,00 рублей. Срок рассрочки платежа в протоколе вскрытия конвертов не указан. После вскрытия конвертов участником было получено письмо от заказчика, где было сказано, что в связи с равенством заявок заказчик просит уточнить письменную заявку по сумме и дате выполнения работ, а так же предоставить предварительную смету. По мнению заявителя, на основании технического задания конкурсной документации предварительную смету составить невозможно.
Данная жалоба в порядке ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" принята к рассмотрению, информация о поступлении жалобы размещена на сайте www.stavropol.fas.gov.ru
Рассмотрение жалобы было назначено на 26.06.2015 года на 10 часов 00 минут.
На рассмотрении жалобы представители ООО "Прогресс" поддержали доводы, изложенные в жалобе. Указали, что АО "Международный аэропорт Ставрополь" нарушен порядок проведения торгов.
Представитель АО "Международный аэропорт Ставрополь" пояснил, что по результатам рассмотрения заявок победителем признано ООО "Еврострой" (предложенная цена - 2 090 000 рублей, а срок отсрочки платежа - 90 дней). Вторым участником признан ООО "Прогресс" (предложенная цена - 2 049 934 рубля, а срок отсрочки платежа - 30 дней). АО "Международный аэропорт Ставрополь" согласно с требованиями ООО "Прогресс" о внесении изменений в техническое задание конкурсной документации для более точного составления сметных расчетов.
Комиссия Ставропольского УФАС России, изучив имеющиеся материалы дела, проведя расследование, в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", установила следующее.
В уставном капитале АО "Международный аэропорт Ставрополь" доля участия Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов. На основании части 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 года N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее Закон N223-ФЗ) при осуществлении закупок АО "Международный аэропорт Ставрополь" обязан руководствоваться требованиями Закона N223-ФЗ.
Положение о закупочной деятельности АО "Международный аэропорт Ставрополь" утверждено Советом директоров ОАО "Международный аэропорт Ставрополь" (Протокол N4 от 01.03.2013 года).
В рамках указанного Положения АО "Международный аэропорт Ставрополь" был объявлен открытый конкурс на выполнение ремонтных работ по объекту "Теплотрасса протяженностью 700 м o219 на привокзальной площади вдоль аэровокзала по территории АО "Международный аэропорт Ставрополь" для нужд АО "Международный аэропорт Ставрополь" (Реестровый номер торгов N31502114152).
Срок подачи заявок с 11.03.2015 года по 29.05.2015 года.
Дата вскрытия конвертов - 01.06.2015 года.
Дата рассмотрения заявок - 02.06.2015 года.
Место подведения итогов - 03.06.2015 года.
Согласно Протокола N1 от 01.06.2015 года для участия поступили две заявки:
1) ООО "Прогресс";
2) ООО "Еврострой".
АО "Международный аэропорт Ставрополь" своим письмом N611 от 02.06.2015 года запросила у участников конкурса уточненную информацию по сумме и дате выполнения работ, а также предоставить предварительную смету работ для уточнения соответствия заявки техническим требованиям.
Согласно Протокола N2 от 08.06.2015 года обе заявки были допущены к участию в конкурсе.
Согласно Протокола N3 от 09.06.2015 года победителем признано:
1) ООО "Еврострой" (предложенная цена - 2 090 000 рублей, а срок отсрочки платежа - 90 дней).
2) ООО "Прогресс" (предложенная цена - 2 049 934 рубля, а срок отсрочки платежа - 30 дней).
Проанализировав Конкурсную документацию и поступившие заявки Комиссия отмечает следующее.
Согласно пункта 2.1.1. Конкурсной документации заявителем подается отдельная заявка на участие в конкурсе, которая должна содержать:
1) Опись документов (рекомендуемая форма N1 раздела 12).
2) Заявка на участие в конкурсе по лоту, включающая предложение о цене договора, предложения об условиях исполнения договора по форме, установленной формой заявки на участие в конкурсе:
Цена договора;
Срок рассрочки платежа.
При описании предложений участниками размещения заказа должны применяться общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями, установленными действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации. Сведения, которые содержатся в заявке на участие в конкурсе, не должны допускать двусмысленных толкований. Заявка на участие в конкурсе не должна содержать противоречивых сведений.
3) Сведения и документы об участнике размещения заказа, подавшем заявку:
а) Полученную не ранее чем за шесть месяцев до дня размещения на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса, выписку из единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенную копию такой выписки (для юридических лиц), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранных лиц);
б) Документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа - юридического лица:
- копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени участника размещения заказа без доверенности (далее - руководитель).
В случае, если от имени участника размещения заказа действует иное лицо, заявка на участие в конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий участника размещения заказа, заверенную печатью участника размещения заказа и подписанную руководителем участника размещения заказа (для юридических лиц) или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенную копию такой доверенности. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем участника размещения заказа, заявка на участие в конкурсе должна содержать также документ, подтверждающий полномочия такого лица.
4) Документы или копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа установленным требованиям и условиям допуска к участию в конкурсе:
а) Копии учредительных документов участника размещения заказа.
5) Электронные копии: описи документов, письма-заявки на участие в конкурсе по лоту, предложения о цене договора. (Предоставление данных электронных копий является обязательным, для исключения неточностей при составлении Протоколов и Проекта договора).
6) Иные документы (или копии документов) по усмотрению участника размещения заказа (например, бухгалтерский баланс и т.д.), если иное не предусмотрено Информационной картой конкурса.
Таким образом, требование АО "Международный аэропорт Ставрополь" (письмо N611 от 02.06.2015 года) о предоставлении предварительной сметы работ для уточнения соответствия заявки техническим требованиям, не предусмотрено Конкурсной документацией.
Согласно пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 года N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Следовательно, АО "Международный аэропорт Ставрополь" запросила документ (предварительная смета работ), не предусмотренный Конкурсной документацией, что противоречит нормам пункта 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 года N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Кроме того, само по себе направление АО "Международный аэропорт Ставрополь" письма N611 от 02.06.2015 года не предусмотрено Конкурсной документацией, что является нарушением порядка определения победителя торгов, определенного конкурсной документацией.
ООО "Прогресс" 25.05.2015 года в 13:00 была подана заявка на участие в данном конкурсе (вх. N872 от 25.05.2015 года) с ценой договора 2 100 000,00 рублей. Срок рассрочки платежа: в течении 10 банковских дней со дня подписания акта выполненных работ. С учетом крайнего срока выполнения работ - 15.09.2015 года, срок рассрочки платежа - 25.09.2015 года.
ООО "Еврострой" 29.05.2015 года в 13:50 была подана заявка на участие в данном конкурсе (вх. N901 от 29.05.2015 года) с ценой договора 2 100 000,00 рублей. Срок рассрочки платежа: 15.10.2015 года.
Таким образом, заявки изначально не являются равными. ООО "Еврострой" изначально предлагает лучшие условия отсрочки платежа по сравнению с ООО "Прогресс", и должно было быть признано победителем.
Ссылка ООО "Прогресс" на то, что критерий "Срок рассрочки платежа" является незаконным, Комиссией отклоняется, так как согласно пункта 6.12.3 Положения о закупках оценка и сопоставление конкурсных заявок осуществляется по цене и иным критериям, указанным в конкурсной документации. Критериями оценки помимо цены могут быть:
- функциональные характеристики (потребительские свойства) или
качественные характеристики товара;
- качество работ, услуг и (или) квалификация участника закупок;
- расходы на эксплуатацию или техническое обслуживание товара;
- сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
- срок и объем предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
- иные критерии оценки, сформулированные в зависимости от характера
заказываемых товаров, работ, услуг.
Таким образом, Положением о закупках предусмотрено включения в Конкурсную документацию любых иных критериев.
Ссылка ООО "Прогресс" на то, что в конкурсной документации не указаны сроки оплаты, Комиссией отклоняется. Одним из критериев является "Срок рассрочки платежа", то есть претендент сам вправе установить срок оплаты.
Ссылка на то, что изменения в Конкурсную документацию были внесены 14.05.2015 года, а срок окончания подачи заявок 29.05.2015 года, что противоречит требованиям пункта 11 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 года N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и пункта 6.8.3 Положения о закупках, Комиссией признается обоснованным.
В соответствии с действующим законодательством, срок начинает начисляться со дня, следующего со дня совершения действия, то есть с 15.05.2015 года. Таким образом, срок окончания подачи заявок должен был продлен до 30.05.2015 года.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Ставропольского УФАС России приходит к выводу, что при проведении открытого конкурса на выполнение ремонтных работ по объекту "Теплотрасса протяженностью 700 м o219 на привокзальной площади вдоль аэровокзала по территории АО "Международный аэропорт Ставрополь" для нужд АО "Международный аэропорт Ставрополь" (Реестровый номер торгов N31502114152) организатором были допущены ряд нарушений требований действующего законодательства. Таким образом, жалоба ООО "Прогресс" - обоснованна.
На основании изложенного, руководствуясь частями 16, 20, 23 статьи 18.1 и статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия Ставропольского УФАС России, решила:
1) Признать жалобу ООО "Прогресс" на действия организатора торгов при проведении открытого конкурса на выполнение ремонтных работ по объекту "Теплотрасса протяженностью 700 м o219 на привокзальной площади вдоль аэровокзала по территории АО "Международный аэропорт Ставрополь" для нужд АО "Международный аэропорт Ставрополь" (Реестровый номер торгов N31502114152) - обоснованной.
2) Признать в действиях АО "Международный аэропорт Ставрополь" факт нарушения требований Федерального закона от 18.07.2011 года N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Положения о закупочной деятельности АО "Международный аэропорт Ставрополь" утвержденного Советом директоров ОАО "Международный аэропорт Ставрополь" (Протокол N4 от 01.03.2013 года) и Конкурсной документации на открытый конкурс на выполнение ремонтных работ по объекту "Теплотрасса протяженностью 700 м o219 на привокзальной площади вдоль аэровокзала по территории АО "Международный аэропорт Ставрополь" для нужд АО "Международный аэропорт Ставрополь" (Реестровый номер торгов N31502114152).
3) В соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" выдать обязательное для исполнения предписание - аннулировать итоги открытого конкурса на выполнение ремонтных работ по объекту "Теплотрасса протяженностью 700 м o219 на привокзальной площади вдоль аэровокзала по территории АО "Международный аэропорт Ставрополь" для нужд АО "Международный аэропорт Ставрополь" (Реестровый номер торгов N31502114152). При необходимости конкурс провести повторно.
В соответствии с пунктом 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 26 июня 2015 г. N 48-18.1-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016