Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 22 января 2014 г. N 05-04.1/4-14
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
<_>
рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), жалобу ООО "Альтаир" (далее также - Заявитель) на действия конкурсной комиссии ОАО "Сбербанк России" в лице Омского отделения N 8634 ОАО "Сбербанк России" (далее также - Ответчик) по проведению конкурса с ограниченным количеством участников по выбору организации на выполнение работ по реконструкции нежилого помещения, расположенного по адресу: 644073, Омская область, г. Омск, ул. Дианова, 26/1 (далее также - Конкурс),
при участии:
представителей Заявителя - <_> (доверенность N 5 от 20.01.2014, предъявлен паспорт), <_> (доверенность от 21.01.2014 г., предъявлен паспорт);
от Ответчика - <_> (доверенность N 01-470 от 18.07.2011 г., предъявлен паспорт), <_> (доверенность от 01.08.2012 г., предъявлен паспорт), установила:
1. В Омское УФАС России 13.01.2014 г. поступила жалоба Заявителя (вх. N 169), который считает, что конкурсная комиссия ОАО "Сбербанк России" в лице Омского отделения N 8634 ОАО "Сбербанк России" по проведению конкурса с ограниченным количеством участников по выбору организации на выполнение работ по реконструкции нежилого помещения, расположенного по адресу: 644073, Омская область, г. Омск, ул. Дианова, 26/1 (далее также - Конкурсная комиссия), необоснованно признала его заявку несоответствующей требованиям конкурсной документации по проведению Конкурса (далее также - Конкурсная документация).
Заявитель полагает, что его заявка соответствовала требованиям Конкурсной документации, ООО "Альтаир" соответствует требованиям, предъявляемым к участникам Конкурса. Принятие решения Конкурсной комиссией о признании его заявки не соответствующей требованиям, установленным в Конкурсной документации, без указания конкретных нарушений неправомерно и нарушает интересы Заявителя.
На заседании Комиссии 22.01.2014 г. представители Заявителя пояснили, что заявка Заявителя соответствовала требованиям Конкурсной документации в полном объеме. Заявитель имеет свидетельство НП СРО строителей "Строительные ресурсы" от 01.07.2013 г. N 6763 о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - свидетельство СРО), на основании которого ООО "Альтаир" вправе заключать договоры по осуществлению организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, стоимость которых по одному договору не превышает (составляет) 10000000 рублей. Согласно пункту 3.4 Конкурсной документации в стоимость договора, являющегося предметом Конкурса, входит стоимость давальческих материалов. Исходя из формы коммерческого предложения, прилагающейся к Конкурсной документации, коэффициент дисконтирования применяется ко всем фактически выполненным работам и материалам, кроме давальческих материалов. По мнению Заявителя, при исчислении стоимости работ, которые Заявитель вправе осуществлять при наличии свидетельства СРО, Конкурсной комиссии надлежало из начальной стоимости договора в 12210000 рублей вычесть стоимость давальческих материалов, после чего полученную разность умножить на предложенный заявителем коэффициент дисконтирования 0,8. Заявитель из Конкурсной документации не усмотрел общую стоимость давальческих материалов. Однако Заявитель полагал, что предложенный им коэффициент дисконтирования позволит уменьшить стоимость работ и материалов (за исключением давальческих материалов) до 10000000 рублей и менее, и воспользоваться допуском к осуществлению работ, подтвержденным свидетельством СРО. В связи с изложенным представители Заявителя полагают, что ООО "Альтаир", указав в коммерческом предложении на участие в Конкурсе наибольший по сравнению с другими участниками Конкурса коэффициент дисконтирования к цене договора - 0,8, должно быть признано победителем Конкурса.
Заявителем приложены к жалобе, в том числе, копии:
- протокола Конкурсной комиссии от 27.12.2013 г. N 81-13 о вскрытии конвертов с заявками на участие в Конкурсе, размещенного на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" zakupki.gov.ru;
- свидетельства СРО;
- конкурсной заявки ООО "Альтаир".
2. На основании запросов Омского УФАС России (исх. от 17.01.2014 г. N 05-224, от 21.01.2014 г. N 05-320ф) Ответчиком представлены надлежащим образом заверенные копии:
- извещения о проведении Конкурса;
- протокола Конкурсной комиссии N 73-13 от 04.12.2013 г.;
- Конкурсной документации;
- коммерческих предложений участников Конкурса - ООО "Строительная компания "Сириус", ООО "Альтаир", ООО "Строительная компания "Авант";
- протокола Конкурсной комиссии N 81-13 от 27.12.2013 г.;
- протокола Конкурсной комиссии N 82-13 от 27.12.2013 г.;
- договора N 3702 от 30.12.2013 г.
На заседании Комиссии 22.01.2014 г. представители Ответчика с доводами жалобы ООО "Альтаир" не согласились, пояснили, что в соответствии с протоколом Конкурсной комиссии N 82-13 от 27.12.2013 г. (вопрос N 3) коммерческое предложение ООО "Альтаир" было отклонено в связи с ограничением по сумме заключаемого договора (согласно свидетельству СРО - не более 10000000 рублей). Конкурсной комиссией установлено, что с учетом предложенного ООО "Альтаир" коэффициента дисконтирования 0,8 минимальная сумма по договору будет составлять 10035400 рублей, включая стоимость давальческих материалов 1337000 рублей. Перечень давальческих материалов изложен в Конкурсной документации, площадь помещения, подлежащего ремонту, также указана в Конкурсной документации. Общая стоимость давальческих материалов в Конкурсной документации не отражена, зависит от их рыночной стоимости и известна Ответчику из ранее заключенных им генеральных соглашений с поставщиками данных материалов.
3. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные материалы, данные, содержащиеся на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" zakupki.gov.ru, заслушав пояснения представителей Заявителя и Ответчика, Комиссия признала жалобу обоснованной, исходя из следующего.
3.1. В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 20.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Часть 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции указывает, что обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Из представленных материалов, информации, а также данных, содержащихся на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" zakupki.gov.ru, следует, что Ответчик разместил на указанном сайте Положение о закупках, пункт 8.6.3. которого содержит указание, что протокол рассмотрения конкурсных заявок размещается на сайте Ответчика, официальном сайте и сайте оператора ЭТП (в случае электронного документооборота) в срок не позднее 3 рабочих дней со дня его подписания.
В нарушение указанного правила протокол Конкурсной комиссии N 82-13 от 27.12.2013 г. был опубликован Ответчиком на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" zakupki.gov.ru 13.01.2014 г.
С учетом изложенного Комиссия полагает, что антимонопольный орган полномочен рассматривать жалобу Заявителя, поступившую в Омское УФАС России 13.01.2014 г.
3.2. 06.12.2013 г. Ответчиком было размещено извещение о проведении Конкурса (реестровый номер 31300731229).
Из пункта 4.1. Конкурсной документации следует, что участнику Конкурса следует обладать необходимыми свидетельствами о допуске на производство работ, подлежащих регулированию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
ООО "Альтаир" имеет свидетельство СРО, на основании которого вправе заключать договоры по осуществлению организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, стоимость которых по одному договору не превышает (составляет) 10000000 рублей. Анализируя формулировку, содержащуюся в свидетельстве СРО Заявителя, Комиссия приходит к выводу, что в случае, когда стоимость работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства по договору (предметом которого могут быть также иные работы, услуги, поставка товаров) составляет не более 10000000 рублей, ООО "Альтаир" вправе заключать такие договоры.
Из коммерческих предложений участников Конкурса ООО "Строительная компания "Сириус", ООО "Альтаир", ООО "Строительная компания "Авант" следует, что:
- ООО "Альтаир" предложило коэффициент дисконтирования в размере 0,8;
- ООО "Строительная компания "Авант" предложило коэффициент дисконтирования в размере 0,88;
- ООО "Строительная компания "Сириус" предложило коэффициент дисконтирования в размере 0,97.
Согласно протоколу Конкурсной комиссии N 82-13 от 27.12.2013 г. (вопрос N 3)
- коммерческое предложение ООО "Альтаир" отклонено в связи с ограничением по сумме заключаемого договора (согласно свидетельству СРО - не более 10000000 рублей). Конкурсной комиссией установлено, что с учетом предложенного ООО "Альтаир" коэффициента дисконтирования 0,8 минимальная сумма по договору будет составлять 10035400 рублей, включая стоимость давальческих материалов 1337000 рублей;
- коммерческое предложение ООО "Строительная компания "Авант" также отклонено;
- ООО "Строительная компания "Сириус" признано победителем Конкурса.
Оценивая вывод Конкурсной комиссии в части отклонения коммерческого предложения ООО "Альтаир", Комиссия находит его необоснованным по следующим основаниям.
Из пунктов 3.2., 3.4. Конкурсной документации следует, что максимальная цена договора составляет 12210000 рублей (с учетом НДС) и включает в себя стоимость давальческих материалов. Данной цене соответствует коэффициент дисконтирования 1.
В соответствии с формой 2 приложения N 3 к Конкурсной документации коэффициент дисконтирования применяется ко всем фактически выполненным работам, в том числе к материалам, кроме давальческих материалов.
Пункты 6, 10 приложения N 4 к Конкурсной документации содержат сведения о площади нежилого помещения, подлежащего ремонту, и перечень давальческих материалов. Стоимость давальческих материалов в Конкурсной документации не указана.
Согласно пункту 11 приложения N 4 к Конкурсной документации коэффициент дисконтирования не применяется к давальческим материалам.
В соответствии с пунктами 3.3. и 3.4. проекта договора (приложение N 4 к Конкурсной документации) при составлении актов о приемке выполненных работ (форма КС-2) подрядчик должен применять коэффициент дисконтирования ко всем фактически выполненным работам, в том числе к материалам, за исключением давальческих материалов.
Исходя из системной взаимосвязи указанных норм, Комиссия полагает, что с учетом предложенного ООО "Альтаир" коэффициента дисконтирования 0,8 стоимости работ и материалов, за исключением давальческих материалов, в случае заключения Ответчиком договора с ООО "Альтаир" стоимость подлежащих оплате Заявителю работ и материалов, за исключением давальческих материалов, не должна была превысить 8698400 рублей, которую надлежит определять как произведение коэффициента дисконтирования 0,8 и разницы между начальной ценой договора (12210000 рублей) и стоимостью давальческих материалов (1337000 рублей). Поскольку данная стоимость работ и материалов, за исключением давальческих материалов, не превышает 10000000 рублей, Заявитель на основании имеющегося у него свидетельства СРО правомочен заключить договор с Ответчиком на указанных условиях.
Таким образом Комиссия находит довод жалобы Заявителя о его соответствии требованиям, предъявляемым к участникам Конкурса обоснованным.
3.3. Из пояснений Ответчика и представленной копии договора от 30.12.2013 г. N 3702 следует, что Ответчиком с победителем Конкурса ООО "Строительная компания "Сириус" заключен договор на выполнение работ по реконструкции нежилого помещения, расположенного по адресу: 644073, Омская область, г. Омск, ул. Дианова, 26/1.
Частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
Согласно постановлению Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 г. N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов.
В соответствии с упомянутым постановлением Пленума ВАС РФ, Законом о защите конкуренции, приказом Федеральной антимонопольной службы России от 26.01.2011 г. N 30 "Об утверждении положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" рассмотрение вопроса о вынесении предписания в отношении договорных отношений, возникших по результатам проведенного Конкурса между победителем Конкурса и Ответчиком, не входит в компетенцию Омского УФАС России.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "Альтаир" на действия конкурсной комиссии ОАО "Сбербанк России" в лице Омского отделения N 8634 ОАО "Сбербанк России" по проведению конкурса с ограниченным количеством участников по выбору организации на выполнение работ по реконструкции нежилого помещения, расположенного по адресу: 644073, Омская область, г. Омск, ул. Дианова, 26/1.
2. В связи с заключением ОАО "Сбербанк России" в лице Омского отделения N 8634 ОАО "Сбербанк России" с ООО "Строительная компания "Сириус" договора от 30.12.2013 г. N 3702 основания для выдачи предписания отсутствуют.
Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии: <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 22 января 2014 г. N 05-04.1/4-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016