Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
от 21 января 2014 г. N Т 14/01
Резолютивная часть объявлена 17.01.2014
Решение в полном объеме изготовлено 21.01.2014 г. Тюмень
Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению жалоб при проведении торгов в составе:
Председатель Комиссии:
Члены комиссии:
представителя ответчика - ГАУ СПО ТО "Тюменский медицинский колледж"
в присутствии: представителя заявителя - ОАО "Матмассыагропромстрой"рассмотрев дело NТ14/01 по признакам нарушения Государственным автономным профессиональным образовательным учреждением Тюменской области "Тюменский медицинский колледж" (далее - ГАУ СПО ТО "Тюменский медицинский колледж") действующего законодательства при проведении торгов, установила:
В Тюменское УФАС России 31.12.2013 г. в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также - Закон о защите конкуренции) поступила жалоба ОАО "Матмассыагропромстрой" о нарушении ГАУ СПО ТО "Тюменский медицинский колледж" действующего законодательства при проведении открытого конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту симуляционного центра, извещение N 31300782486 (далее также - открытый конкурс).
Указанная жалоба ОАО "Матмассыагропромстрой" (далее также - заявитель) признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению.
На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции информация о поступлении указанной жалобы и ее содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru/.
16.01.2014, в ходе заседании комиссии по рассмотрению настоящего дела представитель заявителя доводы, изложенные в жалобе, поддержал, пояснив, что требования конкурсной документации к участникам конкурса о предоставлении копий свидетельства о допуске по подготовке проектной документации, лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности, свидетельства о регистрации электролаборатории с правом выполнения испытаний, по мнению заявителя, являются незаконными.
Присутствующий в заседании Комиссии представитель ответчика не согласился с доводами заявителя, указав, что установленные в конкурсной документации требования не противоречат Положению о закупке товаров, работ, услуг для собственных нужд ГАУ СПО ТО "Тюменский медицинский колледж" (утв. Решением наблюдательного совета, протокол N2 от 18.06.2012 г.): требование разрешительной документации на работы, указанные в конкурсной документации и являющиеся предметом открытого конкурса, является правомерным и соответствующим ст.11 Закона о размещении заказов, поскольку данные виды работ подлежат лицензированию в соответствии с действующим законодательством.
В связи с необходимостью получения конкурсной документации, а также локально-сметного расчета по открытому аукциону на выполнение работ по капитальному ремонту симуляционного центра, в заседании Комиссии Тюменского УФАС России был объявлен перерыв до 17.01.2014 г. (16:00), с уведомлением лиц, участвующих в деле (письменные объяснения заказчика вх. N195 от 15.01.2014 г).
После объявления перерыва, Комиссия, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам.
ГАОУ СПО ТО "Тюменский медицинский колледж", являясь автономным учреждением, обязано при осуществлении закупки товаров, работ, услуг руководствоваться Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Так, согласно ст. 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки, в частности, Положением о закупке, утвержденным заказчиком.
В соответствии с ч. 9 ст. 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), Положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с названным Законом размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Указанная норма носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим.
Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). Согласно частям 1, 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, протоколом N2 от 18.06.2012 наблюдательного совета ГАОУ СПО ТО "Тюменский медицинский колледж" утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг для собственных нужд ГАОУ СПО ТО "Тюменский медицинский колледж" (далее - Положение).
Положение о закупках, извещение N31300782486 о проведении открытого конкурса, а также конкурсная документация размещены заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в соответствиями с положениями Закона о закупках.
Пунктом 5.6 Положения о закупках от 18.06.2012 установлено, что в конкурсной документации должны быть указаны, среди прочего, требования к содержанию, форме и составу заявки на участие в конкурсе.
В пункте 5.11. этого Положения предусмотрено, что комиссия по закупкам рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документации, и соответствие участников закупки требованиям, установленным разделом 11 Положения.
В соответствии с пунктом 5.9.3. непредставление документов, предусмотренных настоящим пунктом, а равно направление заявки на участие в конкурсе не по форме, установленной в конкурсной документации, является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе соответствующего участника закупок.
Требования к содержанию и форме заявки на участие в конкурсе предусмотрены в разделе 15 конкурсной документации, в том числе предоставлении в составе заявки:
- лицензии на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
- лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-V классов опасности;
- свидетельства о регистрации электролаборатории с правом выполнения испытаний и измерений электрооборудования и электроустановок напряжением до 1000В.
Поскольку размещенная заказчиком конкурсная документация не противоречит требованиям Положения о закупке, что не опровергнуто Заявителем, нарушений требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) не усматривается.
В связи с тем, что в ходе заседания установлено отсутствие обстоятельств, перечисленных в ч.10 ст. 3 Закона о закупках, Комиссия приходит к выводу об отсутствии у антимонопольного органа оснований рассмотрения жалобы ОАО "Матмассыагропромстрой" по существу в порядке, установленном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, обстоятельства, изложенные в жалобе, позволяют сделать вывод о необходимости проведения проверки и принятия процессуального решения на предмет наличия оснований для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства в части нарушения запретов, установленных статьей 17 Закона защите конкуренции, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Условием допуска к участию в закупке на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Также необходимо отметить, что лицо, осуществляющее капитальный ремонт, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
Таким образом, установление заказчиком требования о представлении в составе заявки разрешительной документации на работы, указанные в локально-сметном расчёте конкурсной документации, в случае наличия у участника закупок свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к работам по организации строительства, не является правомерным.
Вместе с тем, требование в составе заявки участника закупки, копии свидетельства о допуске по подготовке проектной документации объектов капитального строительства также является неправомерным, поскольку в локальном сметном расчете конкурсной документации данные виды работ не содержатся.
Кроме того, Порядок лицензирования деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями определяет Положение о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 255 (далее по тексту - Положение от 28.03.2012 N 255).
Согласно Перечню работ составляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I, II, III, IV классов опасности, являющемуся приложением к Положению от 28.03.2012 N 255, лицензируемая деятельность включала в себя сбор, использование, обезвреживание и размещение отходов I, II, III, IV классов опасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2013 N 84 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 255", вступившим в силу с 19.02.2013, пункты 1 - 8 из перечня работ, составляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I, II, III, IV классов опасности, исключены.
Таким образом, из перечня лицензируемых видов деятельности исключена деятельность по сбору и использованию отходов I - IV классов опасности.
Руководствуясь чч. 1,4, 20 ст.18.1, частями 1-4 статьи 41, частями 1,2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ОАО "Матмассыагропромстрой" на действия ГАПОУ ТО "Тюменский медицинский колледж" при проведении открытого конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту симуляционного центра (извещение N31300782486) необоснованной.
2. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела по признакам нарушения ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 21 января 2014 г. N Т 14/01
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016