Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан
от 2 марта 2012 г. N А-03/15-12
Резолютивная часть решения оглашена: 17.02.2012 г.
В полном объеме решение изготовлено: 02.03.2012 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
<_>
Члены комиссии:
<_>
<_>
<_>
В присутствии представителей:
от заявителя - <_> (паспорт серии <_> номер <_> выдан <_>);
от ответчика - <_> (доверенность N08/818 от 15.02.2012 года, паспорт серии <_> номер <_> выдан <_>);
от заинтересованного лица - <_> (руководитель ГУ Архангельское лесничество), <_> (юрисконсульт ГУ Архангельское лесничество, паспорт серии <_> номер <_> выдан <_>).
Рассмотрев дело NА-03/15-12 по признакам нарушения Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан (450006, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ленина, д. 86) части 1 статьи 15 Федерального закона N135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступило обращение от <_> на действия Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан.
Из обращения <_> следует, что 20 декабря 2011 года Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан провело открытый аукцион по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной собственности по графику N41 (далее - Аукцион), по результатам которого <_> были выданы протокол о результатах аукциона, а также две квитанции по оплате услуг по отводу и оформлению договора.
На основании части 3 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2010 N135-ФЗ "О защите конкуренции" Башкортостанским УФАС России было принято решение о возбуждении дела NА-03/15-12 и создании комиссии по рассмотрению дела в отношении Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", выразившиеся в совершении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе путем установления для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые представляют собой такие товары.
Из представленных пояснений и материалов установлено, что согласно результатам аукциона по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, находящихся на территории Архангельского лесничества Республики Башкортостан по лоту N85 со стартовой ценой 2259 рублей за 1 гектар и лоту N86 со стартовой ценой 2358 рублей за 1 гектар <_> был признан победителем аукциона как единственный участник.
По итогам аукциона организаторами были выданы <_> протокол о результатах аукциона, а также две квитанции на сумму 13802 рубля 72 копейки и на сумму 13637 рублей 72 копейки, назначением платежа которых являются услуги по отводу и оформлению договора, а наименованием получателя платежа - Министерство финансов РБ (ГУ Архангельское лесничество л/с 02110250050).
Кроме того, на заседании Комиссии по рассмотрению данного дела, представителем Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан <> было заявлено, что Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан договор с <_> не будет заключен без оплаты вышеуказанной квитанции об оказании услуг.
Однако комиссией было установлено, что в извещении о проведении аукциона отсутствовало требование о возмещении победителем аукциона соответствующему лесничеству денежных средств за услуги по отводу и оформлению договора.
На заседании комиссии по рассмотрению данного дела представители ГУ Архангельское лесничество представили Устав ГУ Архангельское лесничество, в пункте 2.3 которого прописано, что лесничество может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, а также указано оказание услуг по подготовке и оформлению установленной документации по лесопользованию как вид предпринимательской деятельности, которое лесничество осуществляет.
Кроме того, представлен перечень и стоимость услуг, оказываемых ГУ Архангельским лесничеством юридическим, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям на платной основе на 2011 год.
На обозрение комиссии также был представлен расчет стоимости услуг, оказываемых ГУ "Архангельское лесничество" <_> по результатам аукциона 20 декабря 2011 года, согласно которому видно из чего сформированы итоговые суммы по лоту N85 и по лоту N86.
Согласно письменным пояснениям первого заместителя министра лесного хозяйства Республики Башкортостан <_> лесничество является юридическим лицом и для достижения целей в своей деятельности вправе от своего имени заключать договоры с юридическими и физическими лицами на предоставление работ и услуг в соответствии с видами деятельности, в том числе на оказание услуг по подготовке и оформлению установленной документации по лесопользованию. Вместе с тем, по словам <_> услуги по отводу лесосек и оформлению договоров купли-продажи по результатам аукциона не являются государственной услугой, так как данные мероприятия связаны с непосредственной деятельностью ГБУ РБ "Архангельское лесничество", уставом которого предусмотрено оказание данного вида услуг на платной основе.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с частью 4 статьи 77 Лесного кодекса РФ заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации осуществляется органами государственной власти.
Вышеуказанные нормы законодательства приняты в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации, расширения возможностей для получения физическими и юридическими лицами прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.
Лесничества, являясь республиканскими государственными учреждениями, не вправе заключать договоры купли-продажи лесных насаждений, поскольку не являются органами государственной власти. Соответственно, заключение договора купли-продажи лесных насаждений - обязанность органа исполнительной власти, который не вправе взимать за осуществление своих функций денежные средства.
Более того, согласно положений Лесного кодекса Российской Федерации, у органа исполнительной власти существует безусловная обязанность заключить с победителем торгов договор купли-продажи лесных насаждений.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора.
Однако, по итогам торгов между <_> и Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан соответствующий договор не заключался.
Согласно части 2 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации в случаях, если осуществление мероприятий по защите, охране и воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Кроме того, необходимо отметить, что стоимость услуг лесничеств по оформлению документов и отводу лесосек по отношению к стоимости аукционной единицы достаточно высока.
Так, начальная цена аукционных единиц Аукциона, победителем по которым признан <_> составила: аукционная единица N85 - 2259 рублей, а аукционная единица N86 - 2358 рублей. При этом сумма услуг лесничеству составила 13802 рубля 72 копейки и 13637 рублей 72 копейки соответственно.
Вместе с тем, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, услуги по оформлению документов и отводу выигранных аукционных единиц относятся к возмездному оказанию услуг. Согласно части 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В данном случае, установление Министерством лесного хозяйства Республики Бакшкортостан неправомерных требований о возмещении победителем соответствующему лесничеству услуг по оформлению документов и отводу выигранных им аукционных единиц может необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами по приобретению лесных насаждений, поскольку может привести к отказу от заключения договора со стороны победителя аукциона - <_> что в свою очередь приводит к ограничению конкуренции.
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан приходит к выводу, что действия Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан нарушают требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившиеся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, а именно в установлении требования о возмещении победителем соответствующему лесничеству услуг по оформлению документов и отводу выигранных им аукционных единиц.
За нарушение антимонопольного законодательства предусмотрена административная ответственность в соответствии с частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания. Если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган выявит обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения, антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать действия Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, выразившиеся в установлении неправомерных требований о возмещении победителем государственному учреждению "Архангельское лесничество" денежных средств за услуги по оформлению документов и отводу выигранных им аукционных единиц, нарушающими положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Председатель комиссии:
<_>
Члены комиссии:
<_>
<_>
<_>
ПРЕДПИСАНИЕ N29-А-03/15-12
17.02.2012, г. Уфа, ул. Пушкина, 95
Комиссия Башкортостанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:
<_>
Члены комиссии:
<_>
<_>
<_>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего Решения от 17.02.2012 года (в полном объеме решение изготовлено 29.02.2012 года) по делу NА-03/15-12, о нарушении Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан (450006, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ленина, д. 86) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан устранить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. С целью исполнения предписания Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан необходимо совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно, заключить договор по результатам аукциона от 20.12.2011 года по лоту N 85 и лоту N 86 с <_> в соответствии с действующим законодательством без установления требований о возмещении победителем оплаты соответствующему лесничеству за услуги по отводу и оформлению договора.
3. Во исполнение настоящего предписания, Министерству лесного хозяйства Республики Башкортостан в срок, не превышающий 30 дней, с момента получения предписания, представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республики Башкортостан копию договора (заверенную надлежащим образом), заключенного с <_> по результатам аукциона от 20.12.2011 года.
Председатель комиссии:
<_>
Члены комиссии:
<_>
<_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 2 марта 2012 г. N А-03/15-12
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016