Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
от 29 июня 2015 г. N 240-18.1
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе: Чушкин Д.Ю. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления - начальник отдела; Колмаков Р.В. - член Комиссии, государственный инспектор; Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителей:
заказчика - ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" <_>
организатора торгов - ООО "Газэнергоинформ" <_>
заявителя - ООО "Перемена" <_> <_>
рассмотрев жалобу ООО "Перемена" на действия закупочной комиссии организатора закупки - ООО "Газэнергоинформ" при проведении открытого запроса предложений в электронной форме (извещение N 31502393214) (далее - запрос предложений, закупка), установила:
19.06.2015 года в Воронежское УФАС России поступила жалоба ООО "Перемена" (далее - заявитель) на действия закупочной комиссии организатора закупки - ООО "Газэнергоинформ" (далее - организатор закупки) при проведении запроса предложений для нужд заказчика - ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" (далее - заказчик).
По мнению заявителя были нарушены его права и законные интересы действиями закупочной комиссии, выразившимися в отказе ООО "Перемена" в допуске к участию в запросе предложений.
Представители заказчика, организатора закупки считают доводы, изложенные в жалобе необоснованными, действия закупочной комиссии соответствующими законодательству о закупках.
При рассмотрении дела объявлялся перерыв до 29.06.2015 года.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, руководствуясь требованиями Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), ч.ч. 16, 17 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N135-ФЗ), Комиссия Воронежское УФАС России установила следующее.
26.05.2015 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса предложений и документация о запросе предложений.
В соответствии с извещением о проведении запроса предложений к поставке требуется товар: "Устройство многофункциональное "Xerox WorkCentre5024DN"", в количестве 3-х штук.
Заказчик - ОАО "Газпром газораспределение Воронеж".
Организатор закупки - ООО "Газэнергоинформ".
ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" является хозяйствующим субъектом, на который распространяется действие Закона N 223-ФЗ.
По правилам ст. 18.1 Закон N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Частью 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения (ч.2 ст.2 Закона N 223-ФЗ).
Положение о закупках товаров, работ, услуг ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" утверждено 27.12.2013 года решением совета директоров ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" (далее - Положение о закупках).
Согласно п.п. 1.3.2.3, 1.3.2.4, 1.3.2.6, 1.3.2.12 п.1.3 Положения о закупках организатор закупки: осуществляет подготовку документов, необходимых для проведения закупки; проводит анализ технической части документации о закупке на предмет исключения требований, ограничивающих конкуренцию, а также обоснованности начальной (максимальной) цены предмета закупки; размещает извещение о закупке, документацию о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью документации о закупке, изменения, вносимые в извещение и документацию о закупке, разъяснения документации о закупке, протоколы, составляемые в ходе закупки, на официальном сайте; рассматривает заявки на участие в запросе предложений на предмет их соответствия требованиям документации о запросе предложений, принимает решение об отклонении заявок на участие в запросе предложений в установленных положением о закупке случаях.
Согласно п.п 1.4.2 п. 1.4 Положения о закупках заказчик (инициатор закупки) осуществляет подготовку и предоставление организатору закупки следующих сведений и документов для проведения закупки: технических требований и условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг; проектов договоров, предполагаемых к заключению по результатам закупки, согласованных в установленном в Обществе порядке; квалификационных требований к участникам закупки; сведений о начальной (максимальной) цене предмета закупки (цене договора); критериев оценки заявок на участие в закупке; другой информации, необходимой для подготовки и проведения закупки.
Заказчик (инициатор закупки) несет ответственность за качество, полноту и своевременность представления организатору закупки документов, необходимых для проведения закупки, указанных в пункте 1.4.2. Положения о закупке (п.п. 1.4.8 п. 1.4 Положения о закупках).
В соответствии с протоколом от 10.06.2015 года N 59776 открытия доступа к заявкам, поданным на участие в открытом запросе предложений - на участие в открытом запросе предложений подано 6 заявок.
Согласно протоколу от 17.06.2015 года N 59776 рассмотрения, оценки и сопоставления заявок участников запроса предложений, подведения итогов открытого запроса предложений - ООО "Перемена" отказано в допуске к участию в запросе предложений на основании п. м) п. 1.4.2 документации о запросе предложений в связи с непредоставлением в составе заявки "документа, подтверждающего в полном объеме полномочия участника на поставку предлагаемой им продукции".
На рассмотрении жалобы представители заказчика, организатора закупки пояснили, что в соответствии с требованиями п. м) п. 1.4.2 документации о запросе предложений заявка на участие в запросе предложений должна содержать: свидетельство предприятия-изготовителя (дилера) - если участник не является изготовителем или дилером предлагаемой им продукции. Свидетельство предприятия-изготовителя (дилера) должно соответствовать установленной документацией о запросе предложений форме (Форма 12), и подписано предприятием-изготовителем либо дилером. Если свидетельство подписано дилером, необходимо подтвердить его полномочия на выдачу данного свидетельства, приложив копию дилерского соглашения (дилерского договора); дилерское соглашение (дилерский договор) - если участник является официальным дилером. Представители заказчика, организатора закупки пояснили, что данные требования установлены с целью подтверждения того факта, что товар был приобретен на законных основаниях, и участник закупки имеет полномочия на поставку товара. По результатам рассмотрения заявок на участие в запросе предложений ООО "Перемена" не допущено к участию в закупке по основанию не предоставления в составе заявки документа, подтверждающего полномочия подписавшего свидетельство дилера, а именно: дилерского соглашения между ООО "О-Си-Эс-Центр" и предприятием-изготовителем "Xerox Cirporation".
В соответствии с п.13 ч.10 ст.4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно п.9 ч.10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Ознакомившись с содержанием документации о запросе предложений, Комиссией Воронежского УФАС России установлено следующее.
Согласно п.п. 1.4.2 м) п. 1.4 раздела 1, п. 3.2.5 раздела 3 (Информационная карта) документации о запросе предложений участники закупки должны включить в состав заявки документы, подтверждающие соответствие установленным документацией о запросе предложений требованиям:
- свидетельство предприятия-изготовителя (дилера) - если участник не является изготовителем или дилером предлагаемой им продукции (ее части); свидетельство предприятия-изготовителя (дилера) должно соответствовать установленной документацией о запросе предложений форме N 12 и подписано предприятием-изготовителем либо дилером. Если свидетельство подписано дилером, необходимо подтвердить его полномочия на выдачу данного свидетельства, приложив копию дилерского соглашения (дилерского договора).
- дилерское соглашение (дилерский договор) - если участник является официальным дилером.
Формой N 12 документации о запросе предложений предусмотрено предоставление предприятием - изготовителем (дилером) гарантии на отгрузку (поставку) товара в случае признания заявки участника закупки наилучшей.
В соответствии с инструкцией по заполнению формы N 12 документации о запросе предложений: участником закупки предоставляется свидетельство предприятия-изготовителя либо официального дилера предприятия-изготовителя, в случае если он не является ее изготовителем или официальным дилером предприятия - изготовителя. Свидетельство предприятия-изготовителя (дилера) оформляется на бланке предприятия-изготовителя (дилера), продукцию которого предлагает участник запроса предложений. Свидетельство предприятия-изготовителя (дилера) должно быть подписано от имени предприятия-изготовителя (дилера) и скреплено печатью. В случае предоставления участником свидетельства предприятия-изготовителя (дилера), должен быть приложен документ, подтверждающий полномочия предприятия, выдавшего свидетельство (заверенная дилером копия дилерского соглашения).
Ознакомившись с содержанием заявки ООО "Перемена" Комиссией Воронежского УФАС России установлено, что в заявке содержатся следующие документы: свидетельство от 04.06.2015 года с информацией о том, что ООО "О-Си-Эс-Центр", являющийся официальным дилером предприятия-изготовителя, гарантирует поставку (отгрузку) устройства многофункционального "Xerox WorkCentre5024DN" в случае признания заявки ООО "Перемена" на участие в запросе предложений N 59776 лучшей; договор N ЮГ-00012 от 01.09.2014 года между ООО "Перемена" и ООО "О-Си-Эс-Центр".
При этом данная заявка не содержит документа, подтверждающего полномочия дилера, а именно: дилерского соглашения между ООО "О-Си-Эс-Центр" и предприятием-изготовителем. Следовательно, заявка не соответствует требованиям, установленным п. п. 1.4.2 м) п. 1.4 раздела 1, п. 3.2.5 раздела 3 (Информационная карта) документации о запросе предложений.
Согласно п.п. 6.6.4 п. 6.6, п.п. 6.7.5 п. 6.7 Положения о закупках закупочная комиссия отклоняет заявку на участие в запросе предложений, если такая заявка не соответствует требованиям, установленным в документации о запросе предложений. Соответствующие положения установлены п.п.2.9.2 п. 2.9 документации о запросе предложений.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России не находит оснований для признания нарушений в действиях закупочной комиссии, выразившихся в принятии решения об отказе ООО "Перемена" в допуске к участию в запросе предложений на основании несоответствия заявки ООО "Перемена" требованиям документации о запросе предложений.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.
Согласно ч. 17 ст. 18.1 Закона N135-ФЗ при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В результате анализа содержания документации о запросе предложений, Комиссия Воронежского УФАС России пришла к выводу, что действия заказчика по установлению в запросе предложений требований, предусмотренных п.п. 1.4.2 м) п. 1.4 раздела 1, п. 3.2.5 раздела 3 (Информационная карта) документации о запросе предложений не соответствуют положениям ч.1 ст.3 Закона N 223-ФЗ, ч.1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ, по следующему основанию.
В силу ч.1 ст.1 Закона N 223-ФЗ целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц (заказчиков), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Частью 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что данный Закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, и в силу ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Частью 5 ст. 17 Закона N 135-ФЗ установлено, что положения части 1 указанной статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Таким образом, реализация права заказчика на самостоятельное установление требований к участникам закупки и перечню документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, должна осуществляться в системе действующего правового регулирования с учетом установленных Законом N 223-ФЗ принципов, а также запретов, установленных в ст. 17 Закона N 135-ФЗ.
Требование, установленное п.п. 1.4.2 м) п. 1.4 раздела 1, п. 3.2.5 раздела 3 (Информационная карта) документации о запросе предложений не относится к техническим или функциональным характеристикам товара, либо к иным характеристикам, связанным с определением соответствия поставляемого товара.
Данное требование не является также и квалификационным требованием к участникам закупки, так не характеризует квалификационный уровень поставщика товара.
По сути указанное требование - это понуждение участника заключать договоры с третьими лицами, т.е. обременение исполнением договорных обязательств перед третьими лицами в любом случае, независимо от победы в запросе предложений, что противоречит принципу свободы предпринимательской деятельности.
Предоставление в составе заявки на участие в закупке перечисленных в п.п. 1.4.2 м) п. 1.4 раздела 1, п. 3.2.5 раздела 3 (Информационная карта) документации о запросе предложений документов - обязательное условие допуска к участию в запросе предложений, что существенно снижает количество участников закупки, приводит к ограничению конкуренции.
Таким образом, Комиссия Воронежского УФАС России пришла к выводу, что в действиях заказчика - ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" содержится нарушение требований п. 2 ч.1 ст.3 Закона N 223-ФЗ, ч.1 ст. 17 Закона N135-ФЗ, выразившееся в установлении в документации о запросе предложений положений, влекущих необоснованное ограничение конкуренции, а именно: требование о предоставлении в составе заявки документов - свидетельство предприятия-изготовителя (дилера) - если участник не является изготовителем или дилером предлагаемой им продукции (ее части); свидетельство предприятия-изготовителя (дилера) должно соответствовать установленной документацией о запросе предложений форме N 12 и подписано предприятием-изготовителем либо дилером. Если свидетельство подписано дилером, необходимо подтвердить его полномочия на выдачу данного свидетельства, приложив копию дилерского соглашения (дилерского договора); дилерское соглашение (дилерский договор) - если участник является официальным дилером.
Комиссия Воронежского УФАС России не принимает во внимание довод представителей заказчика, организатора закупки о том, что данные требования установлены с целью подтверждения законности приобретения товара и права его поставки, по следующему основанию. Картриджи не относятся к товару, свободный оборот которого запрещен или ограничен, действующее законодательство не содержит нормы, обязывающей обладать специальным правом на приобретение или реализацию данного товара.
На основании изложенного, руководствуясь ч.20 ст.18.1 Закона N135-ФЗ, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Перемена" на действия закупочной комиссии организатора закупки - ООО "Газэнергоинформ" при проведении открытого запроса предложений в электронной форме (извещение N 31502393214) необоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" нарушение требований п.2 ч. 1 ст.3 Закона N 223-ФЗ, ч.1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ, выразившееся в установлении в документации о запросе предложений требований, влекущих необоснованное ограничение конкуренции.
3. Выдать заказчику - ОАО "Газпром газораспределение Воронеж" предписание об устранении выявленного нарушения путем аннулирования запроса предложений.
Резолютивная часть объявлена - 29.06.2015 года.
Решение изготовлено в полном объеме - 02.07.2015 года.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Д.Ю. Чушкин
Члены комиссии Р.В. Колмаков
Е.Л. Яковлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 29 июня 2015 г. N 240-18.1
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016