Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 1 марта 2012 г. N 06-10.1/11-2012
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - Шаров В.А., заместитель руководителя Омского УФАС России,
члены Комиссии:
Морозов А.А. - начальник отдела рекламы;
Веретельник М.С. - главный специалист-эксперт отдела рекламы;
Цынгалова Е.А. - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы;
Невойт Е.А. - специалист-эксперт отдела рекламы,
рассмотрев дело N 06-10.1/11-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Закрытым акционерным обществом "Зап-СибТранстелеком" (далее - ЗАО "Зап-СибТранстелеком", Общество) рекламы, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - Закрытого акционерного общества "Зап-СибТранстелеком" в лице должностного лица Омского регионального представительства ЗАО "Зап-СибТранстелеком" <_> установила:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области поступило заявление гражданина <_> по факту несоответствия качества (характеристик) предоставляемой услуги доступа в интернет информации, распространяемой на сайте (ТТК) www.myttk.ru и в бумажных листовках рекламы ТТК "Взгляни на мир под другим углом. С новым интернетом! От 20 Мбит/с за 12 руб/день*. т. 409 000. Базовые тарифные планы":
Безлимитные тарифные планы |
Скорость в Интернет Ночью до 100 Мбит/с |
Абонентская плата руб./мес. |
Большой плюс |
от 30 Мбит/с |
990 |
Оптимальный плюс |
от 20 Мбит/с |
699 |
Начальный плюс |
от 11 Мбит/с |
549 |
Минимум |
от 4 Мбит/с |
490 |
Стандарт |
от 3 Мбит/с |
449 |
Эконом |
от 1 Мбит/с |
300 |
Согласно представленной заявителем информации (договор N ОМФ 47706/11 на оказание услуг связи от 01.10.2011 и заявление от 10.11.2011), абонент перешел с тарифного плана "Катюша" на тарифный план "КТВ+Начальный плюс". Данный тарифный план предполагал скорость доступа к сети интернет от 11 Мбит/с.
Согласно измерению скорости, проведенному заявителем с помощью служб www.internet.yandex.ru и www.speedtest.net, скорость доступа к сети интернет значительно меньше заявленной Обществом в рекламе.
Согласно пояснениям ЗАО "Зап-СибТранстелеком" (вх. 1428 от 14.02.2012 с дополнением), в пункте 1.4 приложения к договору N ОМФ 47706/11 об оказании услуг связи от 01.10.2011, отражено, что "скорость доступа - это пропускная способность соединения между портом Абонента и портом узла доступа в Интернет Оператора Связи, но не скорость получения данных между Абонентом и любым компьютером в сети Интернет. Скорость передачи данных между двумя точками в сети Интернет является величиной неопределённой и зависит от ряда параметров, в том числе, технических характеристик подключения данных точек, маршрута и текущей загрузки каналов. Все параметры являются переменными и не гарантируются Оператором Связи за пределами своей сети". Таким образом, по мнению Общества, оно предоставляет и гарантирует скорость доступа от 11 Мбит/с между портом абонента и портом узла доступа в Интернет оператора связи (т.е. между заявителем и Обществом), а не скорость соединения с третьими лицами.
Методика проведенных заявителем измерений, по мнению ЗАО "Зап-СибТрансте-леком", не аттестована, способ и средства измерений, применяемых абонентом не являются официальными сертифицированными в установленном законном порядке.
Рассмотрев представленные документы, пояснения заявителя и ЗАО "Зап-Сиб Транстелеком", Омское УФАС России считает, что в действиях Общества присутствуют признаки нарушения законодательства РФ о рекламе исходя из следующего.
По определению (пункт 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе"), реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с информацией, размещенной в общедоступном источнике "Викепедия" (http://ru.wikipedia. org/wiki/%C8%ED%F2%E5%F0%ED%E5%F2), интерне?т - всемирная система объединённых компьютерных сетей, глобальное информационное пространство.
По мнению Омского УФАС России, потребители рекламы при получении информации, "Взгляни на мир под другим углом. С новым интернетом! От 20 Мбит/с за 12 руб/день*. т.409 000. Базовые тарифные планы" воспринимают предложение приобрести услугу интернета на определенных условиях (по цене 12 руб./день при минимальной (гарантированной) скорости получения данных между абонентом и любым компьютером в сети интернет от 20 Мбит/с).
Отсутствие в рекламе информации, отраженной в пункте 1.4 приложения к договору об оказании услуг связи, согласно которой Общество фактически рекламирует свои услуги доступа между портом абонента и портом узла доступа в Интернет оператора связи, искажает смысл информации и может ввести в заблуждение потребителя рекламы относительно рекламируемой скорости доступа к различным интернет ресурсам, находящимися за пределами оборудования провайдера - ЗАО "Зап-СибТранстелеком".
При этом, согласно информации размещенной на сайте www.myttk.ru/city=omsk, Общество заявляет, что "От"личные тарифы ТТК. Скорость всегда выше гарантированной".
По мнению Омского УФАС России, ЗАО "Зап-СибТранстелеком" не может гарантировать потребителю рекламы (абоненту) "Взгляни на мир под другим углом. С новым интернетом! От 20 Мбит/с за 12 руб/день*. т.409 000. Базовые тарифные планы", скорость в интернете (всемирной системе объединённых компьютерных сетей) от 20 Мбит/с за пределами порта узла доступа в Интернет оператора связи (порта Общества), так как возможность доступа к другим ресурсам (операторам, сетям и т.п.) является величиной неопределенной и зависит от многих параметров.
Таким образом, информация ЗАО "Зап-СибТранстелеком", отражает исключительно привлекательные условия для потенциальных абонентов, не отражая при этом иные существенные условия о рекламируемом товаре (услуге), в результате чего потребители рекламы получают искаженную информацию о предлагаемой услуге, тем самым вводятся в заблуждение относительно приобретаемого товара.
Вместе с тем, согласно части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Исходя из смысла пунктов 5 и 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", Общество является рекламодателем (лицом, определившим объект рекламирования) и рекламораспространителем (лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств).
В силу статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу распространенную ЗАО "Зап-СибТранстелеком", поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ЗАО "Зап-СибТранстелеком" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении должностного лица ЗАО "Зап-СибТранстелеком" по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения законодательства
Российской Федерации о рекламе
по делу N 06-10.1/11-2012
01 марта 2012 года
г. Омск
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - Шаров В.А., заместитель руководителя Омского УФАС России,
члены Комиссии:
Морозов А.А. - начальника отдела рекламы;
Веретельник М.С. - главный специалист-эксперт отдела рекламы;
Цынгалова Е.А. - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы;
Невойт Е.А. - специалист-эксперт отдела рекламы,
на основании своего решения от 01.03.2012 по делу N 06-10.1/11-2012 о признании ненадлежащей рекламы ЗАО "Зап-СибТранстелеком" поскольку в ней нарушено требование части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе",
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, пунктом 3.56.1. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Закрытому акционерному обществу "Зап-СибТранстелеком" (ИНН 54072051445, местонахождение общества: 630004, г. Новосибирск, Комсомольский проспект, д.1, корпус 4) в срок до 17 марта 2012 года прекратить нарушение части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", внести в текст рекламы всю существенную информацию, исключающую введение в заблуждение потребителей рекламы относительно предлагаемых услуг связи (информацию, о том, что в рекламе указана пропускная способность соединения между портом Абонента и портом узла доступа в Интернет Оператора Связи).
2. Закрытому акционерному обществу "Зап-СибТранстелеком" представить в Омское УФАС России доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 20 марта 2012 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 1 марта 2012 г. N 06-10.1/11-2012
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016