Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
от 30 июня 2015 г. N 3-01/31-2015
Резолютивная часть решения объявлена 30 июня 2015 года.
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
<_>
Члены Комиссии:
<_>
рассмотрев дело N 3-01/31-2015 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Магазин моего района" (г. Пенза, ул. Клары Цеткин, 55; ИНН 5834034246; далее - ООО "Магазин моего района") по факту распространения рекламы стимулирующего мероприятия, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 5; статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе (далее - ФЗ "О рекламе"),
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - представителя ООО "Магазин моего района" М<_> по доверенности от 24.06.2015, установила:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области установлен факт распространения в мае 2015 года в эфире телеканала "Наш дом" ("11" канал) в программе "Проснись и пой" рекламы о проведении беспроигрышной акции "возвращаем деньги за покупку" с признаками нарушения законодательства о рекламе.
Пензенским УФАС России определением от 04.06.2015 по факту распространения рекламы о проведении беспроигрышной акции "возвращаем деньги за покупку", возбуждено дело N 3-01/31-2015 по признакам нарушения части 7 статьи 5; статьи 9 ФЗ "О рекламе". Рассмотрение дела назначено на 30.06.2015. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ООО "Магазин моего района".
На рассмотрении дела представитель ООО "Магазин моего района" факт нарушения законодательства о рекламе признал. Согласился с тем, что в рекламе о проведении беспроигрышной акции "возвращаем деньги за покупку", распространяющейся на "11" канале в программе "Проснись и пой", отсутствуют сведения, предусмотренные статьей 9 законодательства о рекламе.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу.
В мае 2015 года в эфире телеканала "Наш дом" ("11" канал) в программе "Проснись и пой" транслировалась реклама следующего содержания: "В магазинах моего района беспроигрышная акция. Возвращает деньги за покупки. Приятных и правильных Вам покупок". Изображена скретч-карта с информацией: "Торговый Союз "Магазин Моего Района". Ваш добрый сосед! (указан номинал от 20 руб. до 5000 руб.). Удачных Вам покупок!" (видеоролик приложен в материалы дела).
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона "О рекламе" рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:
-предназначаться для неопределенного круга лиц;
-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;
-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке (т.е. возможность купить товар или воспользоваться услугой).
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ "О рекламе" объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Информация о проведении беспроигрышной акции "возвращаем деньги за покупку", распространяющаяся в эфире телеканала "Наш дом" ("11" канал) в программе "Проснись и пой", содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.
В соответствии со статьей 9 ФЗ "О рекламе" в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
1) сроки проведения такого мероприятия;
2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Для признания рекламы стимулирующим мероприятием необходимо установить такой признак как выполнение его участником обязательного условия - приобретение определенного товара.
Из текста распространяемой рекламы следует: "В магазинах моего района беспроигрышная акция. Возвращает деньги за покупки" (с изображением скретч-карты с номиналом от 20 руб. до 5000 руб.).
В ходе рассмотрения дела установлено, что ООО "Магазин моего района" в период с 11 мая по 21 июня проводило беспроигрышную акцию "возвращаем деньги за покупку". В соответствии с Условиями проведения данной акции, участниками, получившими скретч-карту, становятся покупатели, совершившие покупку на сумму от 500 руб. из группы товаров "Пепси" и "Черкизово".
Текст рекламного сообщения свидетельствует о намерении рекламодателя привлечь внимание потребителей и воспользоваться рекламируемой услугой. Для того, чтобы стать претендентом на получение скретч-карты на сумму от 20 руб. до 5000 руб., предлагается совершить покупку товаров группы "Пепси" и "Черкизово" на сумму от 500 руб. в период проведения акции.
Таким образом, реклама содержит информацию о проведении стимулирующего мероприятия, условием в котором является приобретение определенного товара.
Между тем, в указанной рекламе акции "возвращаем деньги за покупку" не указаны: срок проведения такого мероприятия, источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, что является нарушением статьи 9 ФЗ "О рекламе".
Отсутствие в рассматриваемой рекламе информации о том, что в акции участвуют лица, совершившие покупку товаров группы "Пепси" и "Черкизово" на сумму от 500 руб. в период проведения акции, искажает смысл информации и может ввести потребителей рекламы в заблуждение.
В силу части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Указанная норма принята в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемой услуге.
Поскольку в рекламе ООО "Магазин моего района" указана информация о проведении акции, которая направлена на формирование у потребителя желания ею воспользоваться, то существенной является также подробная информация, относящаяся к данной акции (кто может быть участником акции).
Таким образом, отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации об акции приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой акцией, является нарушением части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе.
Кроме того, указание срока проведения такого мероприятия, источника информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, является одной из гарантий информационного права потребителей.
Отсутствие в рекламе сведений о сроке проведения такого мероприятия, об источнике информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, является нарушением части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе.
Следовательно, рассматриваемая реклама содержит нарушения части 7 статьи 5, статьи 9 ФЗ "О рекламе".
Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьей 9 настоящего закона несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО "Магазин моего района", что подтверждается договором от 17.01.2014 с ЗАО "Телерадиокомпания "Наш дом" (рекламораспространитель).
Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что ООО "Магазин моего района" нарушило требования части 7 статьи 5; статьи 9 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований части 7 статьи 5; статьи 9 ФЗ "О рекламе" ООО "Магазин моего района" представлено не было.
В связи с чем, Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдать предписание о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.
В силу части 4 статьи 38 ФЗ "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу стимулирующего мероприятия "возвращаем деньги за покупку", распространяемую ООО "Магазин моего района" в мае 2015 года в эфире телеканала "Наш дом" (на "11" канале) в программе "Проснись и пой", поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5; статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ООО "Магазин моего района" предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 30 июня 2015 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 30 июня 2015 г. N 3-01/31-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016