Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
от 1 июля 2015 г. N 009844
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия антимонопольного органа, Комиссия Пермского УФАС России) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии:
Баранов Д.Е., начальник отдела контроля органов власти и процедур торгов;
Члены комиссии:
Литвинов П.И., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов;
Ваганова Е.Д., ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и процедур торгов,
при участии представителей: ООО "Многоотраслевая строительная компания" - Федосеева О.А. (доверенность N 3 от 07.05.2015 г.); КГАУ "Управление общежитиями среднего профессионального образования Пермского края" - Клюкина А.Н. (доверенность N 254 от 20.01.2015 г.),
рассмотрев жалобу ООО "Многоотраслевая строительная компания" (вх. N 009844) (далее - заявитель) на действия КГАУ "Управление общежитиями среднего профессионального образования Пермского края" (далее - заказчик), комиссии по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг КГАУ "Управление общежитиями среднего профессионального образования Пермского края" при организации и проведении открытого конкурса на право заключения гражданско-правового договора на выполнение работ по ремонту кровли здания общежития, расположенного по адресу: Пермский край, г. Кудымкар, ул. Плеханова, 28, извещение N 31502404403 опубликовано на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru в сети "Интернет" (далее - официальный сайт) (далее - закупка), установила:
24.06.2015 г. в Пермское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия конкурсной комиссии заказчика при организации и проведении открытого конкурса. Заявитель указывает, что конкурсная комиссия заказчика неправомерно отказала ему в допуске к участию в открытом конкурсе по причине предоставления в составе заявки несоответствующих требованиям конкурсной документации коэффициентов ТЗМ (заработная плата машинистов) и ЗПМ (трудозатраты машинистов).
Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные возражения на жалобу, в которых ссылается на правомерность отказа в допуске заявителя к участию в открытом конкурсе, отсутствие иных нарушений.
Изучив документы и материалы, представленные сторонами на рассмотрение жалобы, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1, п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) по правилам статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Общие принципы и основные требования к проведению закупок товаров, работ и услуг автономными учреждениями установлены Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (п. 1 ч. 2 ст. 1) (далее - Закон о закупках).
В силу ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг могут быть обжалованы в антимонопольный орган участниками закупки, указанными в ч. 5 ст. 3 Закона о закупках, в следующих случаях:
1) неразмещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению на таком официальном сайте, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, согласно частям 1 и 5 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Таким образом, полномочия антимонопольного органа по принятию мер реагирования в отношении закупок, осуществляемых в рамках Закона о закупках, ограничены.
В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 4 Закона о закупках, при проведении закупок заказчик - автономное учреждение обязан руководствоваться в том числе утверждённым наблюдательным советом учреждения положением о закупке, в котором должны содержаться требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.
В ч. 2 ст. 4 Закона о закупках установлено, что заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 г. N 932 "Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана" (далее - Правила формирования плана закупки товаров)).
Пунктом 5 Правил формирования плана закупки товаров установлено, что план закупки формируется заказчиком в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными актами заказчика, а также положением о закупке, утвержденным в установленном порядке, в том числе с учетом сроков проведения закупочных процедур исходя из требуемой даты поставки товаров (работ, услуг).
Согласно п. 9 Правил формирования плана закупки товаров, в случае если закупка товаров (работ, услуг) осуществляется путем проведения конкурса или аукциона, внесение изменений в план закупки осуществляется в срок не позднее размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг извещения о закупке, документации о закупке или вносимых в них изменений.
Размещение плана закупки, информации о внесении в него изменений на официальном сайте осуществляется в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений. План закупки считается размещенным на официальном сайте надлежащим образом после размещения в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения в общедоступной части официального сайта структурированного вида плана закупки и (или) электронного вида плана закупки либо структурированного вида плана закупки и графического вида такого плана (п.п. 14, 17 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 г. N 908).
Согласно ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и Положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
На основании ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;
12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке (ч. 5 ст. 3 Закона о закупках).
В силу ч. 6 ст. 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).
28.05.2015 г. заказчиком на официальном сайте размещены: извещение о проведении открытого конкурса N 31502404403, конкурсная документация, проект договора, иные подлежащие размещению документы.
Датой окончания подачи заявок указано 17.06.2015 г. Датой вскрытия конвертов указано 18.06.2015 г. Датой рассмотрения и подведения итогов указано 22.06.2015 г.
Протокол вскрытия конвертов с заявками от 18.06.2015 г. опубликован 19.06.2015 г. Протокол рассмотрения заявок, оценки и сопоставления заявок от 22.06.2015 г. опубликован 23.06.2015 г.
План закупок заказчика на 2015 год в первоначальной редакции опубликован на официальном сайте 27.03.2015 г. Рассматриваемая закупка в план закупок внесена путем внесения изменений от 16.04.2015 г. (позиция N 15).
Положение о закупках товаров, работ и услуг КГАУ "Управление общежитиями среднего профессионального образования Пермского края" утверждено наблюдательным советом учреждения 24.02.2012 г. (протокол N 17) и опубликовано на официальном сайте 28.09.2012 г. (в ред. от 12.05.2014 г.). Разделом 2 предусмотрено проведение закупок способом конкурса.
Согласно протокола вскрытия конвертов с заявками от 18.06.2015 г. на участие в открытом конкурсе поступило четыре заявки: ООО "Строительная компания "СтройПарнер", ООО "КамаРегион", ОАО "Кудымкаррайагропромстрой", ООО "Многоотраслевая строительная компания".
Согласно протокола рассмотрения заявок, оценки и сопоставления заявок от 22.06.2015 г. ООО "Многоотраслевая строительная компания" отказано в допуске к участию в открытом конкурсе по причине предоставления в составе заявки документов, несоответствующих конкурсной документации и извещению о проведении конкурса (завышены коэффициенты ТЗМ (заработная плата машинистов) и ЗПМ (трудозатраты машинистов).
Согласно разделу 3 конкурсной документации в цену договора включены в том числе расходы на оплату труда работников (в том числе расходы, связанные с выездом и пребыванием работников в населенных пунктах Пермского края).
В разделе 6 конкурсной документации установлено, что заявка на участие в конкурсе должна содержать в том числе расчет предлагаемой цены договора и её обоснование в случае подачи участником закупки конкурсной заявки, содержащей предложение о цене договора на 20 или более процентов ниже максимальной цены договора, указанной в извещении о проведении конкурса.
В п. 4 подраздела "Требования к выполнению работ" раздела 14 Техническое задание конкурсной документации указано, что индексы перевода в текущий уровень цен должны быть разработаны организацией, имеющей лицензию, а также должны соответствовать значению здания по виду строительства.
Согласно разделу 11 конкурсной документации основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе является в том числе непредставление документов, предусмотренных конкурсной документацией, либо наличие в представленных документах исправлений, недостоверных (неполных, противоречивых) сведений об участнике закупки или о товарах, о работах, об услугах.
Под "недостоверными (неполными, противоречивыми)" понимаются вызывающие сомнения в своей достоверности сведения (информация), указанные в заявке участника закупки, которые не могут использоваться без дополнительной проверки, в том числе расхождение в адресе места нахождения участника закупки, в информации о поставляемых товарах, выполняемых видах и объемах работ, услуг, сроках поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, цене договора и иных условиях исполнения договора.
Индексы изменения сметной стоимости работ на 2 квартал 2015 года определены в письме ФАУ ФЦЦС от 08.05.2015 г. N 01-02-15-ПФИ. Из данного документа следует, что к ТЗМ (заработная плата машинистов) и ЗПМ (трудозатраты машинистов) необходимо применять индекс равный 15,46.
В ходе изучения заявки ООО "Многоотраслевая строительная компания" Комиссия антимонопольного органа установила, что представленные в локальном сметном расчете индексы по ТЗМ (заработная плата машинистов) и ЗПМ (трудозатраты машинистов) равны 101,536.
Так, рассчитанные участником индексы не соответствуют индексу, определенному в письме ФАУ ФЦЦС от 08.05.2015 г. N 01-02-15-ПФИ.
Заявителем не представлено доказательств того, что указанные индексы рассчитаны им в соответствии с требованиями в области сметного нормирования.
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа не считает указанные документы, приложенные к заявке заявителя, соответствующими требованиям конкурсной документации. В связи с этим, нарушений в действиях комиссии заказчика при отклонении заявки заявителя не усматривается.
С учетом изложенного, отсутствуют основания для признания данной жалобы обоснованной. Доказательств нарушения прав заявителя не представлено.
Комиссия Пермского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для применения к рассматриваемой закупке положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На основании изложенного, руководствуясь ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции, Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "Многоотраслевая строительная компания" (вх. N 009844) на действия КГАУ "Управление общежитиями среднего профессионального образования Пермского края", комиссии по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг КГАУ "Управление общежитиями среднего профессионального образования Пермского края" при организации и проведении открытого конкурса на право заключения гражданско-правового договора на выполнение работ по ремонту кровли здания общежития, расположенного по адресу: Пермский край, г. Кудымкар, ул. Плеханова, 28, извещение N 31502404403 опубликовано на официальном сайте РФ для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru в сети "Интернет", необоснованной.
Заместитель Председателя Комиссии Д.Е. Баранов
Члены Комиссии П.И. Литвинов
Е.Д. Ваганова
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Литвинов Павел Игоревич,
+7 (342) 235-10-36.
to59-litvinov@fas.gov.ru
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 1 июля 2015 г. N 009844
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016