Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 28 января 2014 г. N 47-04/13
Резолютивная часть решения оглашена "15" января 2014 года
В полном объеме решение изготовлено "28" января 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
Семенова Е.Г. - заместитель руководителя Челябинского УФАС России; |
Члены Комиссии: |
Расторгуева Ю.М. - начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; |
|
Тараскина А.И. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России, |
(далее - Комиссия), в присутствии: заявителя, председателя СНТ "Тимер", представителя СНТ "Тимер", представителей "Челябэнергосбыт", рассмотрев дело N 47-04/13 по признакам нарушения СНТ "Тимер" пункта 6 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", выразившегося во введении ограничения режима потребления энергоснабжения объектов <> и невыдаче акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, установила:
<> является собственником земельного участка и садового дома, расположенного по адресу: Челябинская область, Аргаяшский район, СНТ "Тимер", улица N 10, участок N 10.
06.09.2010 <> обратилась в СНТ "Тимер" с просьбой разрешить подключение электричества к дому N 10 по улице N 10.
25.05.2011 между <> и СНТ "Тимер" заключен договор на право ведения садоводства в индивидуальном порядке на территории СНТ "Тимер".
09.04.2013 <> обратилась в ОАО "Челябэнергосбыт" с просьбой заключить договор энергоснабжения дома, расположенного по адресу: Челябинская область, Аргаяшский район, СНТ "Тимер", улица N 10, участок N 10, приложив свидетельство о праве собственности.
Письмом от 10.04.2013 ОАО "Челябэнергосбыт" обратилось в СНТ "Тимер" с запросом о наличии/отсутствии акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между <> и СНТ "Тимер".
16.04.2013 ОАО "Челябэнергосбыт" письмом N ЦФ-3/3448 сообщило <> что для заключения договора энергоснабжения потребителю необходимо представить недостающие следующие документы:
документ, подтверждающий, что <> не является леном СНТ "Дзержинец";
договор на пользование объектами инфраструктуры и иным имуществом общего пользования СНТ (ЛЭП, ТП, дороги, скважины и т. д.);
акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей (подлинник);
акт о приемке прибора учета электрической энергии в эксплуатацию, выданный специализированной организацией;
документ, подтверждающий право собственности (подлинник - для сличения);
паспорт.
Письмом от 17.04.2013 СНТ "Тимер" сообщило ОАО "Челябэнергосбыт", что акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности с <> не может быть подписан по причине наличия задолженности у <> перед СНТ "Тимер".
Между Заявителем и ОАО "Челябэнергосбыт" заключен договор энергоснабжения от 10.07.2013 N 3421401000.
18.07.2013 был установлен прибор учета электрической энергии на объекты Заявителя и принят в качестве расчетного, что подтверждается актом.
24.07.2013 Заявитель сообщила в ОАО "Челябэнергосбыт", что 21.07.2013 на принадлежащий <> жилой дом была прекращена подача электрической энергии силами председателя СНТ "Тимер" <>
ОАО "Челябэнергосбыт" письмом от 02.08.2013 N ЦФ-8/7781 разъяснило <> и СНТ "Тимер", что в пункте 5.1 договора энергоснабжения от 10.07.2013 N 3421401000 указано: "настоящий договор заключен на неопределенный срок и вступает в силу с момента подписания. Данный договор применяется к отношениям энергоснабжения между сторонами с момента первого фактического подключения в установленном порядке объекта, указанного в пункте 1.3 настоящего договора, а именно, получения технических условий от собственника электрических сетей, заключения договора на технологическое присоединение с собственником электрических сетей, получения акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности от собственника электрических сетей, а также выполнения фактического присоединения объекта к электрическим сетям".
09.08.2013 в адрес Челябинского УФАС России поступило заявление <> из которого следует, что с 21.07.2013 ограничено энергоснабжение объектов Заявителя по адресу: Челябинская обл., Аргаяшский р-н, СНТ "Тимер", ул. N 10, участок N 10.
Заявитель указывает, что ограничение введено действиями председателя СНТ "Тимер" <>, через электрические сети которого осуществлялось энергоснабжение объектов Заявителя.
01.11.2013 приказом N 329 Челябинским УФАС России было возбуждено дело N 47-04/13 в отношении СНТ "Тимер" по признакам нарушения пункта 6 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг".
Челябинским УФАС России 16.12.2013 выдано предупреждение N 51 ОАО "Челябэнергосбыт" о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем направления в адрес <> подписанного проекта договора энергоснабжения, соответствующего Основным положениям и проекту договора энергоснабжения, согласованного антимонопольным органом и размещенного на сайте ОАО "Челябэнергосбыт", исключив отлагательное условие о сроке начала исполнения сторонами обязательств по договору энергоснабжения.
Письмом от 13.01.2014 вх. N 258 ОАО "Челябэнергосбыт" представило доказательства исполнения предупреждения N 51 и направления в адрес <> подписанного проекта договора энергоснабжения от 31.12.2013, соответствующего Основным положениям и проекту договора энергоснабжения, согласованного антимонопольным органом и размещенного на сайте ОАО "Челябэнергосбыт", исключив отлагательное условие о сроке начала исполнения сторонами обязательств по договору энергоснабжения. На момент вынесения Комиссией решения по делу N 47-04/13 со стороны <> договор энергоснабжения от 31.12.2013 не подписан.
<> поддержала доводы, указанные в письмах от 09.08.2013 вх. N 9535, 06.09.2013 вх. N 10762, 18.10.2013 вх. N 85, 18.11.2013 вх. N 1679, 26.11.2013 вх. N 2120, 16.12.2013 вх. N 3159, и на заседаниях Комиссии 06.12.2013 и 15.01.2014 пояснила следующее.
<> считает, что со стороны СНТ "Тимер" допущено неправомерное ограничение режима энергоснабжения принадлежащего ей жилого дома N 10 по улице N 10 в СНТ "Тимер" при наличии заключенного договора энергоснабжения от 10.07.2013 N 3421401000 с ОАО "Челябэнергосбыт".
<> считает, что договор энергоснабжения от 10.07.2013 N 3421401000 заключен и действует, поскольку акт ввода в эксплуатацию прибора учета электрической энергии и разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 24.06.2012 передавался в ОАО "Челябэнергосбыт", следовательно, документы, подтверждающие технологическое присоединение, передавались гарантирующему поставщику.
Председатель СНТ "Тимер" и представитель СНТ "Тимер" поддержали доводы, указанные в письмах от 15.10.2013 вх. N 11110, 05.12.2013 вх. N 2568, 14.01.2014 вх. N 274, и на заседаниях Комиссии 06.12.2013 и 15.01.2014 пояснили следующее.
Энергопринимающие устройства и участок электрического кабеля, принадлежащие <> не отвечают техническим требованиям и находятся в аварийном состоянии, не оформлены документы, подтверждающие технологическое присоединение.
21.07.2013 ограничение режима энергоснабжения в отношении объектов <> не вводилось.
Сети в СНТ "Тимер" находятся в аварийном состоянии, в летний период возрастает нагрузка на объекты электросетевого хозяйства СНТ "Тимер" в связи с многочисленными подключениями электроприборов со стороны садоводов и происходит понижение максимально допустимого объема мощности.
В настоящее время максимально допустимая мощность на объекты <> выделена - примерно 0,6 кВт, поскольку у <> имеется задолженность за пользование объектами инфраструктуры СНТ "Тимер".
Представители ОАО "Челябэнергосбыт" поддержали доводы, указанные в письме от 29.08.2013 вх. N 10470, и на заседаниях Комиссии 06.12.2013 и 15.01.2014 пояснили следующее.
Представители ОАО "Челябэнергосбыт" считают, что договор энергоснабжения от 10.07.2013 N 3421401000 не мог и не может применяться к отношениям сторон по вопросам энергоснабжения, поскольку ни <> ни СНТ "Тимер" не представили в ОАО "Челябэнергосбыт" документы, подтверждающие технологическое присоединение объектов <> к сетям СНТ "Тимер".
По данной причине со стороны ОАО "Челябэнергосбыт" сотрудники по заявлению <> от 23.07.2013 об ограничении режима энергоснабжения не направлялись, а в СНТ "Тимер" вновь было направлено письмо от 02.08.2013 N ЦФ-8/7781 в целях получения документов, подтверждающих технологическое присоединение объектов <> и указано, что договор энергоснабжения от 10.07.2013 N 3421401000 начнет действовать с момента представления документов, подтверждающих технологическое присоединение объектов <>
Копия данного письма направлена в адрес <>
Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам администратора торговой системы.
Федеральная антимонопольная служба в рамках своих полномочий является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
Пунктом 6 Правил недискриминационного доступа предусмотрено, что собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Таким образом, под препятствованием перетоку понимаются действия владельца электросетевого оборудования, в отношении потребителя электроэнергии, заключившего в предусмотренном законом порядке договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком, выраженные в применении таким хозяйствующим субъектом ряда технических мер, направленных на недопущение передачи электроэнергии на объекты потребителя, а также препятствовании потребителю в заключении договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком.
Согласно статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством РФ и соглашением сторон обязательства.
<> указывает, что 21.07.2013 силами председателя СНТ "Тимер" <> было введено ограничение режима энергоснабжения на принадлежащий ей дом N 10 по улице N 10 в СНТ "Тимер" при наличии действующего договора энергоснабжения от 10.07.2013 N 3421401000.
09.04.2013 <> обратилась в ОАО "Челябэнергосбыт" с просьбой заключить договор энергоснабжения дома, расположенного по адресу: Челябинская область, Аргаяшский район, СНТ "Тимер", улица N 10, участок N 10, приложив свидетельство о праве собственности.
16.04.2013 ОАО "Челябэнергосбыт" письмом N ЦФ-3/3448 сообщило <> что для заключения договора энергоснабжения потребителю необходимо представить недостающие следующие документы:
документ, подтверждающий, что <> не является леном СНТ "Дзержинец";
договор на пользование объектами инфраструктуры и иным имуществом общего пользования СНТ (ЛЭП, ТП, дороги, скважины и т. д.);
акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей (подлинник);
акт о приемке прибора учета электричсекой энергии в эксплуатацию, выданный специализированной организацией;
документ, подтверждающий право собственности (подлинник - для сличения);
паспорт.
Между Заявителем и ОАО "Челябэнергосбыт" заключен договор энергоснабжения от 10.07.2013 N 3421401000.
Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Основные положения) определены порядок заключения договоров энергоснабжения и существенные условия таких договоров.
Пунктом 34 Основных положений установлено, что потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) (далее - заявитель), предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и, в том числе, следующие документы:
документы, подтверждающие право собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды и иные законные права владения и (или) пользования, предусмотренные законодательством Российской Федерации) на энергопринимающие устройства, либо документы, подтверждающие право владения и (или) пользования земельным участком, о снабжении которых электрической энергией указано в заявлении о заключении договора (предоставляются только потребителем, когда он выступает заявителем);
документы, подтверждающие технологическое присоединение (в том числе и опосредованно) в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств, о снабжении электрической энергией которых указано в заявлении о заключении договора (не предоставляются в случаях отсутствия таких документов у заявителя в соответствии с пунктом 37 настоящего документа);
документы о допуске в эксплуатацию приборов учета (предоставляются при наличии у заявителя приборов учета).
Также, в пунктах 40 и 41 определены существенный условия договора энергоснабжения, клторыми являются:
предмет договора;
дата и время начала исполнения обязательств по договору;
точка (точки) поставки по договору;
требования к качеству поставляемой электрической энергии, которые должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации;
соответствующий настоящему документу порядок определения объема покупки электрической энергии (мощности) по договору за расчетный период;
соответствующий настоящему документу порядок определения стоимости поставленной по договору за расчетный период электрической энергии (мощности) и др.
Таким образом, представление документов, подтверждающих технологическое присоединение объектов <> к сетям СНТ "Тимер", и определение точки поставки электрической энергии для ОАО "Челябэнергосбыт" - обязательные условия для заключения и действия договора от 10.07.2013 N 3421401000.
Что опровергает довод <> о том, что указанные документы не должны представляться потребителями в адрес гарантирующего поставщика при намерении заключить договор энергоснабжения.
<> не представлено доказательств, что документы, подтверждающие технологическое присоединение земельного участка N 10 по улице N 10 к сетям СНТ "Тимер", представлялись в ОАО "Челябэнергосбыт".
Председатель СНТ "Тимер" пояснил, что ограничение энергоснабжения на объекты <> не вводилось.
ОАО "Челябэнергосбыт" заключило договор энергоснабжения с <> от 10.07.2013 N 3421401000 с отлагательным условием начала действия данного договора: с момента первого фактического подключения в установленном порядке объекта, указанного в пункте 1.3 настоящего договора, а именно получения технических условий от собственника электрических сетей, заключения договора на технологическое присоединение с собственником электрических сетей, получения акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) и эксплуатационной ответственности от собственника электрических сетей, а также выполнения фактического присоединения объекта к электрическим сетям.
В связи с тем, что в договоре энергоснабжения ОАО "Челябэнергосбыт" с <> от 10.07.2013 N 3421401000 не определена точка поставки электрической энергии ввиду отсутствия документов, подтверждающих надлежащее технологическое присоединение объектов <> к сетям СНТ "Тимер", Челябинское УФАС России приходит к выводу, что договор энергоснабжения от 10.07.2013 N 3421401000 не может считаться заключенным и действующим.
Документов и/или иных доказательств, подтверждающих факт введения ограничения режима энергоснабжения 21.07.2013 силами председателя СНТ "Тимер" <> на принадлежащий <> дом N 10 по улице N 10 в СНТ "Тимер", со стороны <> не представлено, Челябинским УФАС России не установлено.
Согласно Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" гарантирующий поставщик - коммерческая организация, обязанная в соответствии с настоящим Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
Основные положения определяют, что обязательным условием оказания услуг по передаче электрической энергии является наличие заключенного покупателем и продавцом электрической энергии договора купли-продажи (поставки) электрической энергии. Гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация и потребитель, энергопринимающие устройства которого присоединены к электрическим сетям соответствующей сетевой организации, представляют сетевой организации для осуществления ею контроля за выполнением указанного условия следующие сведения:
наименование покупателя электрической энергии, передаваемой с использованием электрических сетей данной сетевой организации, - юридического лица (фамилия, имя и отчество физического лица), место нахождения юридического лица (место жительства физического лица), его точки поставки на розничном рынке, платежные реквизиты;
сведения о заключении, об изменении и о расторжении договора, на основании которого обеспечивается снабжение электрической энергией указанного покупателя, а также основные условия этого договора, позволяющие определить объем и режим подачи электрической энергии.
Согласно пункту 25 Основных положений, обязательным условием для начала оказания услуг по передаче электрической энергии потребителю услуг является начало исполнения потребителем услуг (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор) договора купли-продажи (поставки) электрической энергии / энергоснабжения на оптовом и (или) розничном рынках электрической энергии.
Потребитель для организации процесса энергоснабжения своего объекта обязан провести мероприятия по организации приема электроэнергии, установить приборы учета электрической энергии, то есть осуществить подключение своих энергопринимающих устройств в соответствии с действующим законодательством, а также заключить договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком.
В процессе рассмотрения дела N 47-04/13 Комиссия установила, что по состоянию на 21.07.2013 - дата предполагаемого ограничения режима энергоснабжения объектов <> договор энергоснабжения между <> и ОАО "Челябэнергосбыт" от 10.07.2013 N 3421401000 фактически не начал исполняться, поскольку в данном договоре не определены существенные условия, установленные в пунктах 40 и 41 Основных положений.
Таким образом, в отсутствии заключенного с гарантирующим поставщиком в соответствии с Основными положениями договора энергоснабжения правовых оснований для признания действий СНТ "Тимер" как препятствование перетоку электрической энергии на объекты <> не имеется.
Также, ввиду наличия акта ввода в эксплуатацию прибора учета электрической энергии и разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 24.06.2012 и выдачи со стороны СНТ "Тимер" нового акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 12.11.2013 N 1010/13, у Комиссии отсутствуют основания для признания действий СНТ "Тимер" по невыдаче акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности как нарушение пункта 6 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг".
2. Относительно довода <> о том, что договор энергоснабжения с ней, как с бытовым потребителем считается заключенным с момента первого фактического подключения и не требует обязательной письменной формы, Челябинское УФАС России сообщает следующее.
До 09.04.2013 (дата подачи <> заявления в ОАО "Челябэнергосбыт" о заключении прямого договора энергоснабжения) энергоснабжение осуществлялось через сети СНТ "Тимер" в рамках договоров энергоснабжения, заключенных между СНТ "Тимер" и ОАО "Челябэнергосбыт" от 01.12.2012 N 50 и 51.
Согласно пункту 28 Основных положений в отношении одного энергопринимающего устройства может быть заключен только один договор энергоснабжения.
Следовательно, довод заявителя о том, что договор энергоснабжения с ОАО "Челябэнергосбыт" имел место быть без письменного оформления не может быть принят и противоречит Основным.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, решила:
Прекратить рассмотрение дела N 47-04/13 в связи с отсутствием нарушения пункта 6 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг" в рассматриваемых Комиссией действиях СНТ "Тимер".
Председатель Комиссии
Е.Г. Семенова
Члены Комиссии
Ю.М. Расторгуева
А.И. Тараскин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 28 января 2014 г. N 47-04/13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016