Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва
N 05-13-01/32-15-11 (опубликовано 12 марта 2012 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 21.02.2012 г.
Решение в полном объеме изготовлено 07.03.2012 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва по рассмотрению дела N 05-13-01/32-15-11 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия Тывинского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: Хаджиева Ф.А. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России;
Членов Комиссии:
Монгуш С.Ю. - главного государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России;
Коржавиной О.А. - государственного инспектора отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России;
Хитаришвили А.Т. - ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России;
при участии в рассмотрении дела:
представителя Администрации Тандинского района Республики Тыва по доверенности "_"
в отсутствии надлежащим образом извещенных предпринимателей "_" (почтовые уведомления о вручении от 25.01.2012 г.)
рассмотрев материалы дела N 05-13-01/32-15-11, возбужденного на основании приказа от 14 октября 2011 г. N 319 о возбуждении дела N 05-13-01/32-15-11 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Администрации Тандинского района Республики Тыва "_" по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о защите конкуренции), выразившегося в направлении в адрес хозяйствующих субъектов Тандинского района писем от 09.07.2010 г. N 387, N 388, N 389, N 390 о поддержки местного товаропроизводителя ГУП РТ "Чагытай", занимающегося производством и продажей вино - водочной продукции и переработкой дикорастущих ягод (бальзамы, сиропы) путем заключения договоров на реализацию продукции указанного предприятия, что в свою очередь приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке розничной реализации алкогольной продукции, установила:
Рассмотрение дела N 05-13-01/32-15-11 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции было назначено на 07 ноября 2011 г. в 14 часов 00 минут.
На рассмотрение дела N 05-13-01/32-15-11 явилась "_", представившаяся директором ООО "_", представляющим интересы "_" без представления документа, подтверждающего полномочия на представление интересов индивидуального предпринимателя "_", в связи, с чем "_" не была допущена к рассмотрению дела в качестве представителя заинтересованного лица "_"
Надлежащим образом извещенные Администрация Тандинского района Республики Тыва, заинтересованные лица - индивидуальные предприниматели "_" на рассмотрение дела не явились, а так же не представили письменные пояснения, запрошенные определением от 14.10.2011 г. в связи с чем определением от 07.11.2011 г. рассмотрение дела было отложено на 25.11.2011 г. на 11 часов 00 минут.
В установленное определением от 07.11.2011 г. время надлежащим образом извещенные Администрация Тандинского района Республики Тыва, заинтересованные лица - индивидуальные предприниматели "_" на рассмотрение дела не явились. От индивидуальных предпринимателей "_" поступили письменные пояснения, запрошенные определением от 07.11.2011 г., а так же ходатайства о рассмотрении дела N 05-13-01/32-15-11 в их отсутствии.
На основании вышеизложенного и в связи с необходимостью получения письменных пояснений заинтересованных лиц по делу N 05-13-01/32-15-11, а именно индивидуального предпринимателя "_", в соответствии с частями 1, 5 статьи 47 Закона о защите конкуренции Комиссия Тывинского УФАС России определением от 25.11.2011 г. отложила рассмотрение дела на 16 декабря 2011 г. 15 часов 00 минут.
В установленное определением от 25.11.2011 г. время надлежащим образом извещенные Администрация Тандинского района Республики Тыва, заинтересованные лица - "_" на рассмотрение дела не явились, в свою очередь у Комиссии отсутствуют доказательства надлежащего извещения индивидуальных предпринимателей "_" о времени и месте рассмотрения дела. Так же, на основании информации ОФМС России по Республике Тыва, представленной на запрос Тывинского УФАС России, установлен адрес место жительства "_", который не соответствует адресу, имеющемуся в материалах дела.
На основании изложенного определением Комиссии Тывинского УФАС России от 16.12.2011 г. рассмотрение дела было отложено на 13.01.2012 г. в 16 часов 00 минут.
На рассмотрение дела 13.01.2012 г. явились:
Представители Администрации Тандинского района Республики Тыва:
- "_", доверенность от 01.02.2011 г. N 71;
- "_", доверенность от 23.11.2011 г. N 900;
Надлежащим образом извещенные заинтересованные лица: индивидуальный предприниматель "_" на рассмотрение дела не явились, а так же не заявили ходатайства об отложении рассмотрения дела.
В ходе рассмотрения дела N 05-13-01/32-15-11 представитель Администрации Тандинского района Республики Тыва по доверенности "_" пояснила, что письма хозяйствующим субъектам Тандинского района Республики Тыва направлены во исполнение писем Правительства Республики Тыва о необходимости поддержки местного товаропроизводителя ГУП "Чагытай", указанные письма находятся в Администрации Тандинского района Республики Тыва.
На основании вышеизложенного и в связи с необходимостью получения дополнительных документов по делу N 05-13-01/32-15-11 и в соответствии со статьей 46 Закона о защите конкуренции в заседании Комиссии объявлен перерыв до 18.01.2012 г. 12 часов 00 минут, а рассмотрение дела N 05-13-01/32-15-11 определением от 13.01.2012 г. на основании части 1 статьи 45 Закона о защите конкуренции продлено до 14.03.2012 г.
На рассмотрение дела 18.01.2012 г. в 12 часов 00 минут явилась представитель Администрации Тандинского района Республики Тыва по доверенности "_", которая заявила письменное и устное ходатайство об отложении рассмотрения дела на более поздний срок в связи с необходимостью направления запроса в Правительство Республики Тыва о предоставлении копий писем о поддержке местного товаропроизводителя ГУП "Чагытай".
На основании вышеизложенного и в связи с необходимостью получения дополнительных документов по делу N 05-13-01/32-15-11, в соответствии с частями 1, 5 статьи 47 Закона о защите конкуренции Комиссия Тывинского УФАС России отложила рассмотрение дела до 17.02.2012 г. 11 часов 00 минут.
На рассмотрение дела 17.02.2012 г. в 11 часов 00 минут явилась представитель Администрации Тандинского района Республики Тыва по доверенности б/н от 17.02.2012 г. "_", которая пояснила, что письма о поддержке местного товара производителя ГУП "Чагытай" направлены в адрес хозяйствующих субъектов во исполнение протокола Правительства Республики Тыва от 09 марта 2010 г. N 9 и коллегии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва 28.04.2010 г., указанные протокола находятся в администрации Тандинского района Республики Тыва и для их предоставления необходимо дополнительное время.
На основании вышеизложенного и в связи с необходимостью получения дополнительных документов по делу N 05-13-01/32-15-11, в соответствии со статьей 46 Закона о защите конкуренции Комиссия Тывинского УФАС России объявила в рассмотрении дела перерыв до 21.02.2012 г. 16 часов 00 минут.
На рассмотрение дела 21.02.2012 г. в 16 часов 00 минут явилась представитель Администрации Тандинского района Республики Тыва по доверенности б/н от 17.02.2012 г. "_", которая предоставила Комиссии копию протокола Правительства Республики Тыва от 09 марта 2010 г. N 9 и копию протокола коллегии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва 28.04.2010 г.
Комиссия Тывинского УФАС России выслушав доводы лица участвующего в деле, рассмотрев материалы дела N 05-13-01/32-15-11 приходит к следующему:
На основании поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Зубкова В.А. (пункт 2 раздела 2 протокола от 29.12.2010 года N 8), поручения ФАС России от 25.01.2011 г. N ИА/359-Пр и приказа руководителя Тывинского УФАС России от 15.09.2011 г. N 287 "О проведении внеплановой выездной проверки юридического лица" инспекцией в составе: Хаджиева Феликса Алексеевича - заместителя руководителя - начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, Саая Аяны Владимировны - специалиста - эксперта отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти, проведено контрольное мероприятие по проверке соблюдения Закона о защите конкуренции Администрацией Тандинского района Республики Тыва.
В ходе проведения проверки журналов учета входящей и исходящей корреспонденции за 2010 год, истекший период 2011 годы, протоколов совещаний при администрации Тандинского района Республики Тыва, установлено, что Администрацией Тандинского района Республики Тыва в связи с поступлением обращения Государственного унитарного предприятия Республики Тыва "Чагытай" (далее ГУП РТ "Чагытай") об оказании содействия в заключении договоров по реализации продукции ГУП РТ "Чагытай" в адрес хозяйствующих субъектов Тандинского района направлены письма от 09.07.2010 г. N 387, N 388, N 389, N 390 согласно которым Администрация Тандинского района Республики Тыва в целях поддержки местного товаропроизводителя ГУП РТ "Чагытай", занимающегося производством и продажей вино - водочной продукции и переработкой дикорастущих ягод (бальзамы, сиропы) убедительно просит хозяйствующих субъектов заключить договора на реализацию продукции данного предприятия (акт проверки от 10.10.2012 N 05-06/29-11).
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее Закона о торговле) - органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции - федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции - конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Для квалификации действий субъекта права по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции необходимо установить совокупность таких условий как: отсутствие нормы права, разрешающей органу власти действовать определенным образом; наступление или возможность наступления негативных последствий для конкурентной среды; причинно-следственную связь между поведением органа публичной власти и наступившими (возможными) негативными последствиями в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции на определенном товарном рынке (сфере обращения определенного товара либо взаимозаменяемых товаров).
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" установлены ограничения, в части наделения правом осуществления розничной продажи алкогольной продукции только организациями имеющими лицензию на розничную продажу спиртосодержащей продукции, полученную в установленном законодательством порядке.
В ходе рассмотрения дела N 05-13-01/32-15-11 Комиссия Тывинского УФАС России установила, что Администрация Тандинского района Республики Тыва направляла письма о необходимости поддержки местного товаропроизводителя спиртосодержащей продукции ГУП РТ "Чагытай" в адрес индивидуальных предпринимателей Тандинского района Республики Тыва, которые в силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не имеют право осуществлять розничную продажу спиртосодержащей продукции (за исключением пива и пивных напитков), об этом так же свидетельствует реестр обособленных объектов по районам Республики Тыва имеющих право на розничную продажу алкогольной продукции, предоставленный Службой по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва, согласно которому индивидуальные предприниматели "_" розничную продажу алкогольной продукции на территории Тандинского района Республики Тыва и Республики Тыва в целом не осуществляют.
Таким образом, направление Администрацией Тандинского района Республики Тыва писем о необходимости поддержки местного товаропроизводителя ГУП РТ "Чагытай" в адрес хозяйствующих субъектов не являющихся участниками ранка по реализации алкогольной продукции не могло повлечь за собой ограничения конкуренции на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с информацией ИП "_", направленной на определение Комиссии Тывинского УФАС России, никаких писем от Администрации Тандинского района Республики Тыва о поддержке местного товаропроизводителя ГУП РТ "Чагытай" она не получала (вх. N 5971 от 18.11.2011 г.). ИП "_" письмом от 22.11.2011 г. за исходящим номером 49 сообщила, что письмо Администрации Тандинского района Республики Тыва о поддержке местного товаропроизводителя ГУП РТ "Чагытай" оставлено ею без внимания и дальнейшего движения, так как ИП "_" не имеет право осуществлять розничную продажу вино - водочной продукции (вх. N 6031 от 22.11.2011 г.). Согласно письменным пояснениям ИП "_" розничную продажу вино - водочной продукции он не осуществляет, сдает в аренду часть помещения принадлежащего ему магазине ООО "_", которое осуществляет розничную продажу вино - водочной продукции (вх. N 6356 от 09.12.2011 г.).
ИП "_" информацию на определения Комиссии Тывинского УФАС России не направила по причине возврата писем с адреса места регистрации в связи с отсутствием адресата по указанному в справке ОФМС России по Республике Тыва адреса.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Тывинского УФАС России не установлено, что направленные в адрес Администрации Тандинского района Республики Тыва протокола Правительства Республики Тыва от 09 марта 2010 г. N 9 и коллегии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва 28.04.2010 г. повлекли ограничение конкуренции на соответствующем товарном рынке, либо создавали ее угрозу.
Таким образом, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела N 05-13-01/32-15-11 приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемых действиях Администрации Тандинского района Республики Тыва нарушений антимонопольного законодательства и Закона о торговле.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, статьей 39, статьей 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела N 05-13-01/32-15-11, решила:
Дело N 05-13-01/32-15-11 в отношении Администрации Тандинского района Республики Тыва на основании пункта 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" прекратить в связи с отсутствием нарушений антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссий Тывинского УФАС России действиях.
Председатель Комиссии Ф.А. Хаджиев
Члены Комиссии С.Ю. Монгуш
О.А. Коржавина
А.Т. Хитаришивли
В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции - решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения в Арбитражный суд Республики Тыва.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва N 05-13-01/32-15-11 (опубликовано 12 марта 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016