Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
N 304 (опубликовано 2 июля 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 22 июня 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено ---01 июля 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии: (_); члены Комиссии: (_), (_),
в отсутствии представителя заинтересованного лица - ИП Лбова О.В.; в отсутствие представителя Прокуратуры Усть-Удинского района Иркутской области, представителя ответчика - администрации Игжейского муниципального образования (далее - Администрация), надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела, рассмотрев дело N 139, возбужденное по признакам нарушения администрацией Игжейского муниципального образования ч. 1 ст. 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 г., установила:
Приказом N 139 от 30.04.2015 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по обращению Прокуратуры Усть-Удинского района Иркутской области в отношении администрации Игжейского муниципального образования (далее - Администрация) возбуждено дело N 139, по признакам нарушения ч. 1 ст. 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), выразившегося в заключении договоров доверительного управления от 01.01.2013 г., от 01.01.2014 г., от 01.01.2015 г., на основании которых отдельному хозяйствующему субъекту - ИП Лбову передано во владение и (или) пользование муниципальное имущество - здания водонапорных башен и имущество (электрооборудование, инженерное оборудование, глубинный насос), расположенных по адресу: Иркутская область, Усть-Удинский район, с.Игжей, ул.Островского, д.17, д.1А, на срок с 01.01.2013 г. по 31.12.2015 г., без проведения торгов, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с доводами, изложенными в обращении Прокуратуры Усть-Удинского района Иркутской области, 01.01.2015 г. между администрацией Игжейского МО в лице главы Администрации Говорова Михаила Александровича и ИП Лбовым М.А. был заключен договор N 3 доверительного управления имуществом сроком действия по 31.12.2015 г.
Предметом Договора является передача, принадлежащих Администрации на праве собственности, 2 объектов холодного водоснабжения, здания водонапорных башен и имущества (электроснабжение, инженерное оборудование, глубинный насос), расположенных по адресу: Иркутская область, Усть-Удинский район, с.Игжей, ул.Островского, д.17, д.1А, а также автомобиль марки ГАЗ 3309-357 ЮНИОР 2010 года выпуска, государственный регистрационный знак В 091 УМ, мотопомпа с карбюраторным двигателем, в доверительное управление индивидуального предпринимателя Лбова О.В. на срок с 01.01.2013 г. по 31.12.2015 г., для обеспечения населению подвоза питьевой воды.
Указанное имущество Администрацией ИП Лбову О.В. по акту приема-передачи передано 01.01.2015 г.
Как следует из объяснений главы администрации Говорова М.А., представленных прокуратурой Усть-Удинского района Иркутской области, в 2013 году им был заключен договор доверительного управления с ИП Лбовым О.В. После заключения договора администрация на сайте госзакупок разместила извещение о проведении конкурса на заключение договора доверительного управления. На указанное предложение никто не откликнулся, никаких предложений о заключении договора ни от кого не поступало. ИП Лбов О.В. участие в конкурсе не принимал, от него никаких предложений не поступало. В связи с тем, что конкурс не состоялся, а договор доверительного управления был заключен с ИП Лбовым О.В. ранее, ИП Лбов О.В. продолжал работать и возить населению воду. Так как договор заключался на 1 год, то есть до 31.12.2013 г., то в 2014 г. был заключен новый договор доверительного управления, а от 01.01.2015 г. вновь заключен договор доверительного управления с ИП Лбовым О.В. сроком до 31.12.2015 г. Ни в 2014 г., ни в 2015 г. конкурс на право заключения договора на передачу муниципального имущества во временное возмездное владение и (или) пользование Администрацией не проводился.
Как следует из обращения Прокуратуры Усть-Удинского района Иркутской области, правовой акт Администрации, как органа местного самоуправления, и письменное согласие антимонопольного органа при заключении договора от 2015 г. отсутствуют. Ни одна из перечисленных целей в ст. 19 ФЗ "О защите конкуренции" договором от 2015 г. не достигалась.
Таким образом, при заключении договора N 3 доверительного управления имуществом от 01.01.2015 г., без проведения торгов, был нарушен порядок предоставления муниципальных преференций, предусмотренный гл. 5 ФЗ "О защите конкуренции".
Договор N 3 доверительного управления имуществом от 01.01.2015 г. влечет нарушение публичных интересов, поскольку нарушает установленный законодателем порядок предоставления муниципальных преференций, а так же нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, так как последние лишены возможности заключить договор аренды транспортного средства, 2 объектов холодного водоснабжения.
Согласно ч. 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст. 14.9, 14.31, 14.31.1- 14.33 КоАП РФ, является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства РФ.
Возбуждение дел об административных правонарушениях за нарушение антимонопольного законодательства возможно лишь после установления факта нарушения соответствующего правонарушения комиссией антимонопольного законодательства в порядке, предусмотренном гл. 9 ФЗ "О защите конкуренции".
Исходя из положений КоАП РФ и ФЗ "О защите конкуренции", дело об административном правонарушении по ст.ст. 14.9, 14.31, 14.31.1-14.33 КоАП РФ подлежит возбуждению после принятия Решения комиссией антимонопольного органа (изготовления Решения в полном объеме).
Вышеизложенная информация направлена Прокуратурой Усть-Удинского района Иркутской области в УФАС России по Иркутской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела в соответствии с ФЗ "О защите конкуренции" и последующего привлечения виновных лиц к административной ответственности.
Администрация в своих письменных пояснениях сообщает следующее.
К обязанностям главы Администрации Говоров М.А. приступил со 2 ноября 2012 г. На тот момент подвоз воды населению не осуществлялся. Говорову М.А. пришлось заниматься этим вопросом в первую очередь. С 01.01.2013 г. был заключен договор доверительного управления с единственным кандидатом ИП Лбовым О.В. Договор был заключен на основании заключенных ранее договоров предыдущей главой Администрации Хохловой И.Н. с ИП Медведевым И.Н. за 2011-2012 гг., без проведения торгов. О необходимости проведения торгов на право заключения договора доверительного управления муниципального имущества Говоров М.А. был не осведомлен. По требованию прокуратуры в конце января 2013 года Администрацией был объявлен конкурс по передаче муниципального имущества в доверительное управление со сроком заключения договора 5 лет. Заявки на участие в конкурсе поданы не были. Документы о проведении торгов были направлены в прокуратуру Усть-Удинского района Иркутской области. Представлений о нарушений законодательства от прокуратуры больше не поступало. ИП Лбов О.В. работает по настоящее время, выполняет свою работу добросовестно и качественно, жалоб от населения не поступало.
С 01.01.2015 г. здание водонапорной башни и имущество по улице Островского, д. 1 А исключено из акта передачи.
Заинтересованным лицом - ИП Лбовым О.В. письменные пояснения не представлены.
Изучив материалы дела, объяснения ответчика, Комиссия УФАС по Иркутской области пришла к следующим выводам.
30.06.2011 г. Администрация в лице главы Администрации Хохловой И.Н. и ИП Медведев И.Н. заключили договор доверительного управления имуществом, без проведения торгов, согласно которому Администрация передала в доверительное управление ИП Медведеву И.Н. в период с 30.06.2011 г. по 30.06.2012 г. следующее имущество: здания водонапорных башен и имущество (электрооборудование, инженерное оборудование, глубинный насос), расположенные по адресу: Иркутская область, Усть-Удинский район, с.Игжей, ул. Островского, д.17, автомобиль марки ГАЗ -3309-357 ЮНИОР vin; 2010 года выпуска; государственный регистрационный знак В091УМ38.
Согласно акта приема-передачи к договору доверительного управления имуществом, указанное имущество было передано ИП Медведеву И.Н. 30.06.2011 г.
01.12.2011 г. Администрация в лице главы Администрации Хохловой И.Н. и ИП Медведев И.Н. заключили договор доверительного управления имуществом, без проведения торгов, согласно которому Администрация передает в доверительное управление ИП Медведеву И.Н. в период с 01.12.2011 г. по 30.06.2012 г. следующее имущество: здания водонапорных башен и имущество (электрооборудование, инженерное оборудование, глубинный насос), расположенные по адресу: Иркутская область, Усть-Удинский район, с.Игжей, ул. Островского, д.17, д.1А, автомобиль марки ГАЗ -3309-357 ЮНИОР vin; 2010 года выпуска; государственный регистрационный знак В091УМ38, мотопомпу с карбюраторным двигателем.
Согласно акта приема-передачи к договору доверительного управления имуществом, указанное имущество было передано ИП Медведеву И.Н. 01.12.2011 г.
Согласно Решения Усть-Удинской территориальной избирательной комиссии N 77/625 от 19.10.2012 г., главой Администрации был избран Говоров М.А.
01.01.2013 г., 01.01.2014 г., 01.01.2015 г. Администрация в лице главы Администрации Говорова М.А. и ИП Лбовым О.В. заключили договоры доверительного управления имуществом, без проведения торгов, согласно которым Администрация передала в доверительное управление ИП Лбову О.В. в периоды с 01.01.2013 г. по 01.01.2014 г., с 01.01.2014 г. по 01.01.2015 г., с 01.01.2015 г. по 31.12.2015 г. следующее имущество: здания водонапорных башен и имущество (электрооборудование, инженерное оборудование, глубинный насос), расположенные по адресу: Иркутская область, Усть-Удинский район, с.Игжей, ул. Островского, д.17, д.1А, автомобиль марки ГАЗ -3309-357 ЮНИОР vin; 2010 года выпуска; государственный регистрационный знак В091УМ38, мотопомпу с карбюраторным двигателем.
Согласно актов приема-передачи к указанным договорам доверительного управления имуществом, имущество было передано ИП Лбову О.В. 01.01.2013 г., 01.01.2014 г., 01.01.2015 г.
Согласно документов, предоставленных администрацией, 31.01.2013 г. администрация разместила извещение N 310113/2740143/04 на сайте www.torgi.gov.ru о проведении открытого конкурса на право заключения договора доверительного управления имуществом, указанного в Лоте N1 (водонапорная башня, расположенная по адресу: Иркутская область, Усть-Удинский район, с.Игжей, ул.Островского, д.17), Лоте N 2 (автомобиль марки ГАЗ - 3309-357 ЮНИОР vin, 2010, государственный регистрационный знак В091УМ38), Лоте N 3 (водонапорная башня, расположенная по адресу: Иркутская область, Усть-Удинский район, с.Игжей, ул.Островского, д.1А) и Лоте N 4 (мотопомпа с карбюраторным двигателем) (далее - Конкурс).
Дата создания извещения: 31.01.2013 г.
Срок отказа от проведения торгов: 09.02.2013 г.
Дата окончания приема заявок: 13.02.2013 г.
Дата и время вскрытия конвертов: 13.02.2013 г. 12:00.
Согласно пояснений ответчика, на Конкурс по Лотам N1, N2, N3, и N4 на право заключения договора доверительного управления имуществом не было представлено ни одного конверта с заявкой на участие в указанном конкурсе.
Согласно п. 102 Приказа ФАС от 10.02.2010 г. N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" (далее - Правила), в случае если конкурс признан несостоявшимся по основаниям, не указанным в п. 101 настоящих Правил (по причине подачи единственной заявки на участие в конкурсе либо признания участником конкурса только одного заявителя), организатор конкурса вправе объявить о проведении нового конкурса либо аукциона в установленном порядке; при этом в случае объявления о проведении нового конкурса организатор конкурса вправе изменить условия конкурса.
Вместе с тем, Администрация не объявила о проведении нового конкурса.
Более того, Администрация заключила 01.01.2013 г. с ИП Лбовым О.В. договор доверительного управления имуществом до объявления Конкурса (31.01.2013 г.).
Кроме того, согласно п.29 Правил, извещение о проведении конкурса размещается на официальном сайте торгов не менее чем за тридцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
Вместе с тем, дата окончания приема заявок: 13.02.2013 г., тогда как дата создания извещения: 31.01.2013 г., то есть, извещение о проведении конкурса на право заключения договора доверительного управления указанным имуществом было размещено менее чем за тридцать дней до окончания подачи заявок.
Следовательно Конкурс был проведен с нарушением Правил.
В 2014 г., в 2015 г. конкурсы на право заключения договоров на передачу зданий во владение и (или) пользование не проводились Администрацией.
17.03.2015 г. Администрация в лице главы Администрации Говорова М.А. и ИП Лбов О.В. заключили дополнительное соглашение к договору N 3 доверительного управления имуществом от 01.01.2015 г., согласно которому из акта приема-передачи исключен пункт следующего содержания: "Здание водонапорной башни и имущество (электрооборудование, инженерное оборудование, глубинный насос), расположенное по адресу: Иркутская область, Усть-Удинский район, с.Игжей, ул. Островского, д. 1А.
Согласно выписок N 11 и N 12 из Реестра муниципального имущества Игжейского МО от 01.06.2015 г., от 05.06.2015 г., содержащих сведения из Реестра муниципального имущества по состоянию на 01.06.2015 г., на 05.06.2015 г., сооружение недвижимого имущества - нежилое помещение общей площадью 21 кв.м., а так же оборудование движимого имущества, находящееся по адресу: Иркутская область, Усть-Удинский район, с.Игжей, ул.Островского, д.1, находятся в муниципальной собственности и включены в Реестр муниципального имущества Игжейского МО, на основании Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 30.08.2011 г. N 424 г.Москвы за реестровыми номерами 3 и 57. Инвентарный номер скважины 99200002, балансовая стоимость скважины 72528, 18 руб.,дата возникновения муниципальной собственности на скважину 30.07.2004 г. Инвентарный номер движимого имущества 992110134008, балансовая стоимость движимого имущества 20987,48 руб., дата возникновения муниципальной собственности на движимое имущество 01.04.2014 г.
Согласно пп.1-2 ст. 1012 ГК РФ, по договору доверительного управления имуществом, одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.
Согласно ст. 1013 ГК РФ, объектами доверительного управления могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество.
Согласно ст. 17.1 ФЗ "О защите конкуренции", заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров
Действия администрации, связанные с передачей зданий водонапорных башен и имущества (электрооборудование, инженерное оборудование, глубинный насос), расположенных по адресу: Иркутская область, Усть-Удинский район, с.Игжей, ул. Островского, д.17, д.1А, автомобиля марки ГАЗ -3309-357 ЮНИОР vin; 2010 года выпуска; государственный регистрационный знак В091УМ38, мотопомпы с карбюраторным двигателем во владение и (или) пользование по договорам доверительного управления, без проведения торгов, приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что является нарушением ч. 1 ст. 17.1 ФЗ "О защите конкуренции".
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 41, ст. 49, ст. 50 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства N 139 от 30.04.2015 г. решила:
1. Признать администрацию Игжейского муниципального образования нарушившей ч. 1 ст. 17.1 ФЗ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции""), в связи с заключением договоров доверительного управления от 01.01.2013 г., от 01.01.2014 г., от 01.01.2015 г., на основании которых отдельному хозяйствующему субъекту - ИП Лбову передано во владение и (или) пользование муниципальное имущество - здания водонапорных башен и имущество (электрооборудование, инженерное оборудование, глубинный насос), расположенных по адресу: Иркутская область, Усть-Удинский район, с.Игжей, ул.Островского, д.17, д.1А, автомобиль марки ГАЗ 3309-357 ЮНИОР vin, 2010 года выпуска, государственный регистрационный знак В091УМ38, мотопомпа с карбюраторным двигателем, на срок с 01.01.2013 г. по 31.12.2015 г., без проведения торгов, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. Выдать администрации Игжейского муниципального образования предписание о совершении действий направленных на обеспечение конкуренции, путем проведения конкурса на право заключения договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества - зданий водонапорных башен и имущество (электрооборудование, инженерное оборудование, глубинный насос), расположенных по адресу: Иркутская область, Усть-Удинский район, с.Игжей, ул.Островского, д.17, д.1А, автомобиля марки ГАЗ 3309-357 ЮНИОР vin, 2010 года выпуска, государственный регистрационный знак В091УМ38, мотопомпы с карбюраторным двигателем, в соответствии с действующим федеральным законодательством.
3. Копию решения направить в Прокуратуру Усть-Удинского района Иркутской области и заинтересованному лицу.
4. Копии решения и предписания направить ответчику.
Председатель Комиссии (_)
Члены Комиссии (_)
(_)
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 163
01.07.2015 г. г. Иркутск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии: (_); члены Комиссии: (_), (_), в отсутствии представителя заинтересованного лица - ИП Лбова О.В., в отсутствие представителя Прокуратуры Усть-Удинского района Иркутской области и представителя ответчика - администрации Игжейского муниципального образования (далее - Администрация), надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела, рассмотрев дело N 139, возбужденное по признакам нарушения администрацией Игжейского муниципального образования ч. 1 ст. 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" N 135-ФЗ от 26.07.2006 г., предписывает:
1. Администрации Игжейского муниципального образования в срок до 01 октября 2015 г. устранить нарушение ч. 1 ст. 17.1 ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" N 135-ФЗ, выразившееся в заключении договоров доверительного управления от 01.01.2013 г., от 01.01.2014 г., от 01.01.2015 г. на основании которых отдельному хозяйствующему субъекту - ИП Лбову передано во владение и (или) пользование муниципальное имущество - здания водонапорных башен и имущество (электрооборудование, инженерное оборудование, глубинный насос), расположенных по адресу: Иркутская область, Усть-Удинский район, с.Игжей, ул.Островского, д.17, д.1А, на срок с 01.01.2013 г. по 31.12.2015 г., без проведения торгов, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, путем совершения действий направленных на обеспечение конкуренции, путем проведения конкурса на право заключения договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества - зданий водонапорных башен и имущество (электрооборудование, инженерное оборудование, глубинный насос), расположенных по адресу: Иркутская область, Усть-Удинский район, с.Игжей, ул.Островского, д.17, д.1А, автомобиля марки ГАЗ 3309-357 ЮНИОР vin, 2010 года выпуска, государственный регистрационный знак В091УМ38, мотопомпы с карбюраторным двигателем, в соответствии с действующим федеральным законодательством.
2. Информацию об исполнении предписания (с приложением подтверждающих документов) предоставить в срок до 01 октября 2015 г.
Председатель Комиссии (_)
Члены Комиссии (_)
(_)
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области N 304 (опубликовано 2 июля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016