Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
от 24 апреля 2015 г. N РХ-06/6304
Комиссия Татарстанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <_>
рассмотрев дело N06-52/2015 по признакам нарушения Исполнительным комитетом Заинского муниципального района Республики Татарстан (423520, РТ, г. Заинск, ул. Крупской, д. 6) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в предоставления Исполнительным комитетом Заинского муниципального района Республики Татарстан земельных участков расположенных по адресу: РТ, г. Заинск, ул. Автозаводская, 3-1 А, и РТ, г. Заинск, ул. Промышленная, д. 3 под парковки автотранспорта без заключения соответствующих договоров, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в присутствии представителя Исполнительного комитета Заинского муниципального района РТ <_> (по доверенности N 1093/ИК от 26.03.2015 г.), установила:
На основании приказа от 25.09.2014 г. N 02/371-пр Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан была проведена плановая проверка Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан.
В ходе изучения постановлений Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан, инспекцией Татарстанского УФАС России было установлено, что постановлением Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан от 15.08.2014 года N1754 <_> [физическому лицу1] разрешено выполнить площадку под парковку автотранспорта по адресу: РТ, г.Заинск, ул.Автозаводская, 3-1 А.
Аналогичным образом распоряжением Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан от 30.06.2014 года N134 <_> [физическому лицу2] разрешено выполнить площадку под парковку автотранспорта по адресу: РТ, г.Заинск, ул.Промышленная, д.3.
Вместе с тем, как было установлено Инспекцией договоры на земельные участки, указанные в Постановлении Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан от 15.08.2014 года N1754, распоряжении Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан от 30.06.2014 года N134 не заключались.
Фактически земельные участки используются под парковки автотранспорта без заключения соответствующих договоров, а, следовательно, без каких-либо правовых оснований.
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", приказом Татарстанского УФАС России от 26.02.2015 года N02/120-к было возбуждено дело N06-52/2015 по признакам нарушения Исполнительным комитетом Заинского муниципального района Республики Татарстан части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в предоставлении Исполнительным комитетом Заинского муниципального района Республики Татарстан земельных участков расположенных по адресу: РТ, г. Заинск, ул. Автозаводская, 3-1 А, и РТ, г. Заинск, ул. Промышленная, д. 3 под парковки автотранспорта без заключения соответствующих договоров, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Проверив обоснованность доводов, проанализировав предоставленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.
В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.
Статья 36 Конституции РФ гарантирует собственникам земли свободное владение, пользование и распоряжение землей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (ред. от 28.12.2013 г.) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (ред. от 28.12.2013 г.) предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 указанного Кодекса.
Согласно с ч. 1 п. 2 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
П. 1 ст. 43 Земельного кодекса РФ гласит, что граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно части 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношений принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В то же время, частью 3 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, в том числе находящимся в государственной собственности.
Таким образом, совершение любых сделок с имуществом, в том числе и передача данного имущества в аренду, безвозмездное пользование хозяйствующим субъектам, должно производиться с соблюдением требований действующего законодательства, включая нормы антимонопольного законодательства.
В соответствии со статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. При этом существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно части 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленными законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения.
Одним из основных условий законности предоставления земельных участков является максимальное обеспечение равных возможностей гражданам и юридическим лицам при приобретении земельных участков, а также условия предоставления достаточно полной и достоверной информации.
Публичность и открытость процедуры предоставления земельных участков органом местного самоуправления хозяйствующему субъекту, являются одними из признаков добросовестной конкуренции, предупреждая и пресекая тем самым монополистическую и недобросовестную конкуренцию хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на конкурентном рынке.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством определен в статье 34 ЗК РФ (ред. от 28.12.2013 г.).
В соответствии с указанной статьей органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
- принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
- уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
- обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Данные положения призваны обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан.
Правовая позиция Конституционного суда Российской Федерации, изложенная в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 25.11.2010 N 1549-О-О, не допускает установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; органы местного самоуправления обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Поскольку законом не предусмотрены форма и содержание сообщения о предоставлении земельного участка, следует исходить из того, что необходимая информация должна быть размещена способом, обеспечивающим к ней свободный доступ и возможность ознакомления. При этом данная информация должна содержать сведения о земельном участке, позволяющие его идентифицировать.
Реализация права хозяйствующих субъектов на информацию, обеспечение свободного доступа к имеющей общественное значение информации, информационная открытость органов местного самоуправления являются важнейшими условиями функционирования органов местного самоуправления.
В силу ст. 6 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст.ст. 1 1, 22 и 29 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), п. 10 ст. 3 Федерального закона 25.10.2001 N137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" и Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2002 N576 "О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю" решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также распоряжение землями, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю и их предоставление гражданам и юридическим лицам в аренду относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
В рассматриваемом случае разрешение Исполнительным комитетом Заинского муниципального района РТ выполнить площадку под парковку автотранспорта постановлением N1754 от 15.08.2014 года <_> [физическому лицу1], распоряжением от 30.06.2014 года N134 <_> [физическому лицу2], минуя установленные законодательством РФ процедуры, в том числе, не заключив договора аренды на земельные участки по адресу: РТ, г.Заинск, ул.Автозаводская, 3-1 А, РТ, г.Заинск, ул.Промышленная, д.3 содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
По мнению Татарстанского УФАС России действия Исполнительного комитета Заинского муниципального района РТ противоречат статьям 30, 34 Земельного Кодекса Российской Федерации (ред. от 28.12.2013 г.), в соответствии с которыми, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, и не отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Кроме того Исполнительный комитет Заинского муниципального района Республики Татарстан не выполнил обязанность по публичному информированию населения и заинтересованных лиц о предоставлении земельного участка на выполнение площадки под парковку автотранспорта, исключил возможность эффективного распоряжения данными участками, а также ущемил права других лиц обратиться с заявлением о предоставлении земельных участков в аренду и приобрести его на равных условиях.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" данный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Согласно части 2 статьи 1 целями ФЗ "О защите конкуренции" являются в том числе обеспечение свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Под конкуренцией в силу пункта 7 статьи 4 ФЗ "О защите конкуренции" понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 29 ноября 2011 года по делу NА66-7056/2010 указал, что из положений части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении антимонопольного законодательства является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
На основании вышеизложенного, действия Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан являются нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в предоставления Исполнительным комитетом Заинского муниципального района Республики Татарстан земельных участков расположенных по адресу: РТ, г. Заинск, ул. Автозаводская, 3-1 А, и РТ, г. Заинск, ул. Промышленная, д. 3 под парковки автотранспорта без заключения соответствующих договоров, что выразилось в вынесении постановления Исполнительного комитета Заинского муниципального района РТ от 15.08.2014 г. N 1754 и распоряжения Исполнительного комитета Заинского муниципального района РТ от 30.06.2014 г. N 134, согласно которым <_> [физическому лицу1] и <_> [физическому лицу2] разрешено выполнить площадку под парковку автотранспорта без заключения каких-либо договоров, что привело к использованию указанных земельных участков без каких-либо правовых оснований.
Согласно статье 55 Федерального закона N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст.41,42,65 Бюджетного кодекса РФ поступления от использования муниципального имущества являются не налоговыми доходами местных бюджетов.
Муниципальное имущество является одним из источников формирования финансовой основы органов местного самоуправления.
В результате незаконных действий Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан, выразившихся в предоставлении земельных участков расположенных по адресу: РТ, г. Заинск, ул. Автозаводская, 3-1 А, и РТ, г. Заинск, ул. Промышленная, д. 3 под парковки автотранспорта без заключения соответствующих договоров, бюджет Звинского муниципального района Республики Татарстан понес сокращение доходов от неналоговых платежей.
В соответствии со статьями 23, 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу, в частности о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Согласно части 1 статьи 37 Закона о защите конкуренции, за нарушение антимонопольного законодательства должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, должностные лица иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностные лица государственных внебюджетных фондов, коммерческие и некоммерческие организации и их должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 15, 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49, пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия Татарстанского УФАС России, решила:
Признать Исполнительный комитет Заинского муниципального района Республики Татарстан нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", в части предоставления земельных участков расположенных по адресу: РТ, г. Заинск, ул. Автозаводская, 3-1 А, и РТ, г. Заинск, ул. Промышленная, д. 3 под парковки автотранспорта без заключения соответствующих договоров, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Выдать Исполнительному комитету Заинского муниципального района Республики Татарстан предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:
- отменить постановление Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан от 15.08.2014 года N1754;
- отменить распоряжение Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан от 30.06.2014 года N134;
- привести отношения по предоставлению земельных участков по адресу: РТ, г. Заинск, ул. Автозаводская, 3-1 А, и РТ, г. Заинск, ул. Промышленная, д. 3 под парковки автотранспорта в соответствии с требованиями земельного законодательства РФ;
- направить в Татарстанское УФАС России заверенные надлежащим образом документы, подтверждающие исполнение предписания.
Передать имеющиеся материалы должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 24 апреля 2015 г. N РХ-06/6304
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016