Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области
от 1 июля 2015 г. N 03-6/1-58-2015
Резолютивная часть решения оглашена 18 июня 2015 года г. Тверь
Решение изготовлено в полном объёме 01 июля 2015 года г. Тверь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
- Фомин В.М. - руководитель управления;
Члены Комиссии:
- Посохова Л.В. - заместитель руководителя управления;
- Иванов С.Е. - начальник отдела антимонопольного контроля;
- Киртоакэ И.В. -специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля,
в присутствии:
- представителей ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (далее - ОАО "МРСК - Центра"), по доверенностям - <***><***>
- в отсутствие <***> уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (определение о назначении настоящего дела к рассмотрению вручено 14.05.2015);
рассмотрев дело N 03-6/1-58-2015 по признакам нарушения ОАО "МРСК - Центра" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, частями 1 и 2 статьи 49 Закона "О защите конкуренции", установила:
Настоящее дело возбуждено по заявлению <***> о невыполнении ОАО "МРСК Центра" технологического присоединения объектов энергоснабжения, расположенных по адресу: Тверская область, Бежецкий район, Филиппковское с/п, д.Филипиха, участок с кадастровым номером <***> что ущемляет его права.
В рамках рассмотрения настоящего дела Тверским УФАС России проведен обзор состояния конкуренции на рынке услуг по передаче электроэнергии в Бежецком районе Тверской области (и на территории д.Филипиха, Филиппковского с/п, в частности), в границах зон прилегания сетей ОАО "МРСК Центра" в целях установления доминирующего положения, по результатам которого положение ОАО "МРСК Центра" на рынке услуг по передаче электроэнергии в пределах расположения электросетей ОАО "МРСК Центра", предназначенных для передачи и распределения электроэнергии, в Тверской области, в том числе в границах Бежецкого района Тверской области (и на территории д.Филипиха, Филиппковского с/п, в частности) в 2014 году и январе - марте 2015 года являлось доминирующим.
ОАО "МРСК Центра" предоставляет услуги по передаче электрической энергии и в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" является субъектом естественной монополии. ОАО "МРСК Центра" состоит в Реестре естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в разделе 1 "Услуги по передаче электрической энергии и (или) тепловой энергии" с регистрационным номером N 77.1.25 (включено приказом ФСТ России от 31.03.2008 N 86-э).
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона "О защите конкуренции" положение на товарном рынке субъекта естественных монополий признается доминирующим.
Приказом Тверского УФАС России от 23.10.2008 г. N 146 ОАО "МРСК Центра" включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, по позиции: услуги по передаче электрической энергии в границах зон применения сетей ОАО "МРСК Центра" с долей на рынке указанного товара более 50 процентов в географических границах: Тверская область; ОКДП 40.12.10.
Согласно пункту 3.11 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 N 345, определение признаков наличия доминирующего положения хозяйствующих субъектов в вышеуказанных случаях не требуется.
Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон "Об электроэнергетике") услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Услуга по передаче электрической энергии в границах Бежецкого района Тверской области (и на территории д.Филипиха, Филиппковского с/п, в частности) предоставляется ОАО "МРСК Центра" посредством владения им, как сетевой организацией, объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям.
В силу части 2 статьи 26 Закона "Об электроэнергетике", пункта 10 Правил недискриминационного доступа, договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.
Таким образом, технологическое присоединение является необходимой технической операцией, осуществляемой сетевой организацией в рамках оказания услуг по передаче электрической энергии, поскольку техническая возможность отдельно приобрести электрическую энергию без организации технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям у потребителей отсутствует.
Исходя из изложенного, Комиссией установлено, что ОАО "МРСК Центра" в Тверской области, в том числе в границах Бежецкого района Тверской области (и на территории д.Филипиха, Филиппковского с/п, в частности) в пределах своих сетей занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электроэнергии.
В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения), сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 26 Закона "Об электроэнергетике" технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с абзацами 4, 7 части 1 статьи 26 Закона "Об электроэнергетике" порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством РФ, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.
Перечень существенных условий договора об осуществлении технологического присоединения, в т.ч., срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, установлен Правилами технологического присоединения (пункт 16).
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
<***> подпадает под категорию лиц, установленных пунктом 14 Правил технологического присоединения.
Из представленных сторонами документов следует, что ОАО "МРСК Центра" заключило с <***> договор от 29.10.2014 N 40988572 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям объектов энергоснабжения, расположенных по адресу: Тверская область, Бежецкий район, Филиппковское с/п, д.Филипиха (далее - Договор).
Согласно пункту 5 Договора установлен срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению - 4 месяца с даты заключения Договора.
24.02.2015, до истечения срока исполнения договора, между ОАО "МРСК Центра" и <***> было заключено дополнительное соглашение, которым срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению установлен до 31.12.2015.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
В соответствии с пунктом 4 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" Федеральная антимонопольная служба в рамках своих полномочий определена в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти по обеспечению контроля за соблюдением правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Согласно техническим условиям от 29.10.2014 N 691А/20338317, являющимся неотъемлемым приложением к Договору, технологическое присоединение объекта <***> не требует от ОАО "МРСК Центра" осуществления какого-либо строительства или реконструкции сетей и объектов, а предусматривает присоединение к существующим сетям энергопринимающих устройств заявителя. При этом, согласно пункту 8 Договора заявитель обязан уведомить сетевую организацию о выполнении им технических условий после выполнения предусмотренных техническими условиями мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ своего участка.
Заключение 24.02.2015 дополнительного соглашения, устанавливающего срок выполнения мероприятий до 31.12.2015, обусловлено тем, что энергопринимающие объекты <***> не были подготовлены к технологическому присоединению.
<***> уведомил ОАО "МРСК Центра" о выполнении технических условий письмом от 25.02.2015 (вх. от 25.02.2015 N 3). ОАО "МРСК Центра" сообщило <***> о ненадлежащем исполнении технических условий (письмо от 16.03.2015 N ТВ/Р-1-2/14/61).
19.05.2015 ОАО "МРСК Центра", после устранения недостатков, осуществило технологическое присоединение, что подтверждается представленным актом об осуществлении технологического присоединения от 19.05.2015. Факт технологического присоединения подтвержден <***> письмом от 02.06.2015.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона "О защите конкуренции" Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Прекратить рассмотрение дела в отношении ОАО "МРСК Центра" в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях по установлению в договоре об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 29.10.2014 N 40988572, в редакции дополнительного соглашения от 24.02.2015, срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению объекта энергоснабжения <***> расположенного по адресу: Тверская область, Бежецкий район, Филиппковское с/п, д.Филипиха, участок с кадастровым номером <***> превышающего предельный срок, установленный подпунктом "б" пункта 16 "Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
Председатель Комиссии ______________________ В.М.Фомин
Члены Комиссии: _____________________ Л.В. Посохова
_____________________ С.Е. Иванов
_____________________ И.В.Киртоакэ
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 1 июля 2015 г. N 03-6/1-58-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016