Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
от 25 июня 2015 г. N Т 15/120
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по рассмотрению жалоб при проведении торгов (далее - Комиссия), рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) дело N Т15/120 по жалобе ООО "Центр-Мед+" на действия АУ СОН ТО и ДПО "Областной геронтологический центр" при проведении запроса котировок на оказание услуг по проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников АУ СОН ТО и ДПО "Областной геронтологический центр" в 2015 году. В рамках настоящей закупки необходимо оказать услуги по проведению диспансеризации работников Заказчика (реестровый номер закупок на официальном сайте Российской Федерации для размещении информации о закупках отдельными видами юридических лиц www: zakupki.gov.ru: 31502462613). установила:
В Тюменское УФАС России 17.06.2015 г. поступила жалоба ООО "Центр-Мед+" о нарушении заказчиком действующего законодательства при проведении запроса котировок N 31502462613.
В соответствии с ч.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе, на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
Соответственно, жалобы на действия указанных лиц подаются в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Тюменским УФАС России вышеупомянутая жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению по существу.
Как следует из содержания жалобы, обращение заявителя в антимонопольный орган обусловлено наличием в закупочной документации положений, влекущих ограничение количества участников закупки.
В частности, объединив в рамках одной закупки (лота) такие услуги, как проведение предварительных и периодических осмотров (обследований) и проведение диспансеризации, заказчик создает тем самым дискриминационные условия для участия в названной публичной процедуре для отдельных хозяйствующих субъектов (медицинских организаций), не осуществляющих деятельность в системе обязательного медицинского страхования (ОМС).
Помимо этого, заявитель полагает, что Положение о закупках, которым руководствуется заказчик при осуществлении своей закупочной деятельности нарушает требования действующего законодательства, поскольку исключает применение к закупочным процедурам, не относящимся к торгам (конкурсы, аукционы) требований и запретов, указанных в статье 17 Закона о защите конкуренции.
В заседание комиссии ответчиком представлены материалы и документы по проведению обозначенного запроса котировок, а также письменные возражения на жалобу заявителя, согласно которых объединение в одной закупке услуг проведение предварительных и периодических осмотров (обследований) и проведение диспансеризации сотрудников заказчика не свидетельствует о нарушении антимонопольного законодательства. По мнению заказчика, обозначенные услуги относятся к медицинской деятельности, являются сходными по применению методов обследования и имеют единую цель - выявление заболеваний у населения и основных факторов риска их развития.
Кроме того, ссылаясь на приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.02.2015 г., заказчик указывает, что названным нормативным документом предусмотрена возможность любой медицинской организации осуществлять деятельность в сфере ОМС на основании уведомления соответствующего территориального органа, и такой орган не вправе отказать медицинской организации во включении в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС.
Комиссия, заслушав представителя ответчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), положения настоящего Закона распространяются, в том числе и на автономные учреждения, которые обязаны при осуществлении закупки товаров, работ, услуг руководствоваться указанным Федеральным законом.
Согласно статье 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положение о закупке).
В соответствии со ст. 2 и ч. 3 статьи 3 Закона о закупках для осуществления закупок на основании указанного Закона заказчику необходимо утвердить положение о закупке, в котором могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки.
Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, решением наблюдательного совета АУ СОН ТО и ДПО "Областной геронтологический центр" от 02.04.2014 г. ( протокол от 02.04.2014 г. N 04) во исполнение требований Закона о закупках и осуществления регламентации своей закупочной деятельности утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для собственных нужд АУ СОН ТО и ДПО "Областной геронтологический центр".
Положение о закупке является документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке товаров, работ, услуг для его нужд, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.
15.06.2015 г. (МСК+2) заказчиком извещением N 31502462613 на официальном сайте объявлено о проведении запроса котировок на оказание услуг по проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников АУ СОН ТО и ДПО "Областной геронтологический центр" в 2015 году. Также указано, что в рамках настоящей закупки необходимо оказать услуги по проведению диспансеризации работников заказчика.
В извещении о проведении данной закупки установлены предмет проводимой закупки, определены требования к участникам, порядок подачи и оценки заявок участников закупки, порядок подведения итогов конкурса и определения победителя, а также иные положения, регламентирующие данную публичную процедуру.
Как следует из материалов дела и пояснений заказчика до окончания установленного извещением срока подачи заявок 23.06.2015 в 15:00 (МСК+2) на участие в запросе котировок не подано ни одной заявки.
Комиссия, учитывая доводы, изложенные в жалобе заявителя, считает необходимым указать следующее.
Согласно ч. 10 ст. 3 Закона о закупках участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Данная норма определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган, при этом в число таких лиц входят иные лица, чьи права или законные интересы могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Таким образом, основанием подачи жалобы на действия организаторов торгов должно быть нарушенное право заявителя (участника закупки). Нарушение прав может заключаться либо в ограничении доступа к участию в торгах, ввиду неразмещения организатором торгов необходимой информации о порядке проведения торгов, о порядке подачи заявки на участие в данных торгах, либо в виде необоснованного отклонения заявки от участия в торгах или неправильной оценки заявки.
В частности, Закон устанавливает, что лица, не подавшие заявки, имеют право обратиться с жалобой на торги в антимонопольный орган, если их права нарушены действиями (бездействием), которые воспрепятствовали им подать заявку. Именно к такому результату приводят нарушения установленного порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.
При этом лица, не подавшие заявки на торги, должны указать в жалобе на обстоятельства, свидетельствующие о нарушении установленного порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах. Такие лица должны доказать нарушение их прав перечисленными действиями, при этом для соблюдения требований к порядку подачи жалобы заявителем достаточно указания на нарушение порядка.
В рассматриваемом же случае жалоба Общества содержит указание на обстоятельства, связанные с неправомерным, по мнению заявителя, объединением в рамках одной закупки (лота) услуг по проведению предварительных и периодических осмотров (обследований) и диспансеризации сотрудников заказчика.
Вместе с тем, в жалобе не содержится информации о нарушении заказчиком установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении указанной закупки, порядка подачи заявок на участие в аукционе, что в силу ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции является обязательным условием для обжалования в антимонопольный орган действий организатора торгов, лицами не подавшими заявки на участие в торгах.
На нарушения организатором закупки порядка объявления закупки, которые могли бы создать препятствия в реализации права в участии в закупке, Общество не ссылалось, что свидетельствует об отсутствии у заявителя в рассматриваемом случае права на обжалование действий АУ СОН ТО и ДПО "Областной геронтологический центр" в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Относительно довода заявителя о наличии в Положении о закупках АУ СОН ТО и ДПО "Областной геронтологический центр" норм, исключающих применению к данному документу требований и запретов, указанных в статье 17 Закона о защите конкуренции, Комиссия считает необходимым указать, что действующее законодательство не предоставляет антимонопольному органу полномочий устанавливать в действиях заказчика нарушения принятого им же Положения о закупках товаров, работ, услуг.
Руководствуясь частью 1,4, 20 ст.18.1, частями 1 - 4 статьи 41, частями 1, 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия, решила:
Признать жалобу ООО "Центр-Мед+" на действия АУ СОН ТО и ДПО "Областной геронтологический центр" при проведении запроса котировок N 31502462613 необоснованной.
В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 25 июня 2015 г. N Т 15/120
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016