Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 4 февраля 2015 г. N 25-ВП/2015
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: - заместителя руководителя Челябинского УФАС России,
Членов Комиссии: - специалиста-эксперта отдела закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
- главного специалиста-эксперта отдела закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на основании поступившей в адрес Челябинского УФАС России информации о нарушении законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона N 0169300000114007392 на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Реконструкция детского сада по пер. Мамина, 3-а г. Челябинск" в отсутствие представителей сторон, установила:
В Челябинское УФАС России поступило обращение ООО "АкадемСтройПроект" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 0169300000114007392 на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Реконструкция детского сада по пер. Мамина, 3-а г. Челябинск" (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 30.12.2014 Управление муниципального заказа администрации города Челябинска объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 434 185, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 15.01.2015 09:00.
На момент проведения внеплановой проверки контракт N 2015.27702 от 04.02.2015 заключен с ОАО Проектный институт гражданского строительства, планировки и застройки городов и поселков "Магнитогорскгражданпроект"
В обращении заявителя указано, что заказчиком неправомерно объединены в один лот работы по подготовке проектной документации и работы по инженерным изысканиям, так как указанная деятельность различается по целям, задачам, специфике выполнения работ, а также результатам деятельности.
Кроме того, для выполнения работ по подготовке проектной документации требуется наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, тогда как для выполнения работ по инженерным изысканиям требуется свидетельство о допуске к отдельным видам работ по инженерным изысканиям.
В письменных пояснениях заказчика и уполномоченного органа указано, что работы по подготовке проектной документации и работы по инженерным изысканиям технологически и функционально взаимосвязаны между собой, так как результатам работ является составление проектной документации и задание на выполнение инженерных изысканий, являющиеся объектом государственной экспертизы.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении аукциона в электронной форме должны содержаться предъявляемые к участникам такого аукциона требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
При этом, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны находить отражение в том числе документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в статье пункте 1 части 1 статьи 31 Федерального закона.
Согласно системному толкованию указанных положений Закона участник закупки должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.
В соответствии с извещением и документацией о закупке, пунктом 1.1 проекта контракта объектом закупки является выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Реконструкция детского сада по пер. Мамина, 3-а г. Челябинск".
В соответствии с градостроительным законодательством заказчик в пункте 10 технического задания в рамках подготовки проектной и рабочей документации предусмотрел задание на выполнение инженерных изысканий, а именно инженерно-геологических и топографо-геодезических изысканий с указанием исходных данных, необходимых для выполнения указанных работ.
Согласно части 5.2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) договором о подготовке проектной документации, заключенным застройщиком или техническим заказчиком с физическим или юридическим лицом, может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий.
Как следует из буквального толкования части 5.2 статьи 48 ГрК РФ для подготовки проектной документации, включая необходимость выполнения инженерных изысканий, достаточным и необходимым требованием является наличие у подрядчика свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, без необходимости наличия свидетельства о допуске к работам по инженерным изысканиям.
Так, генеральный проектировщик осуществляет организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий, что свидетельствует о праве подрядчика привлекать для выполнения указанных работ субподрядные организации, имеющие соответствующее свидетельство о допуске к выполнению работ по инженерным изысканиям.
С учетом специфики объекта закупки, а также в силу части 5.1 статьи 48, части 4 статьи 55.8 ГрК РФ для выполнения работ по подготовке проектной документации участник закупки должен иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, включенных в пункт 13 Перечня.
Таким образом, установление в извещении о проведении закупки, подпункте 2 пункта 13 части 1 информационной карты, пункте 12.1 части 2 информационной карты документации об аукционе требование к участнику закупки, а также соответствующего требования к документам, предоставляемым в составе второй части заявки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в части наличия у участника закупки свидетельства о допуске к работам по инженерным изысканиям, влияющим на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует требованиям градостроительного законодательства.
Указанные выводы также подтверждаются разъяснениями Федерального агентства по строительному и жилищно-коммунальному хозяйству Министерства регионального развития Российской Федерации от 08.11.2012 исх. N 1696-ЮР/005/ГC, а также разъяснениями ФАС России от 23.10.2012 N АК/34368.
Кроме того, в пункте 5.1.14 проекта контракта указано, что подрядчик (проектировщик) вправе выполнять работы, определенные контрактом, самостоятельно или с привлечением других лиц, что подтверждает право участника закупки иметь исключительно свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации для выполнения работ по инженерным изысканиям.
С учетом изложенного, в нарушение пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении и документации об аукционе установленное требование о наличии у участника закупки и предоставлении во второй части заявки не только свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, но и по инженерным изысканиям, что не соответствует требованиям градостроительного законодательства и ограничивает возможность участия хозяйствующих субъектов, имеющих статус генерального проектировщика, которые вправе привлекать к выполнению работ лиц, обладающих свидетельством о допуске к работам по инженерным изысканиям.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года N 498 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений", решила:
1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 63, частей 5,6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что контракт заключен.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 4 февраля 2015 г. N 25-ВП/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016