Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
N 1091-ФАС52-03/11 (опубликовано 16 марта 2012 г.)
резолютивная часть решения оглашена 01.03.2012
решение изготовлено в полном объеме 16.03.2012
16 марта 2012 года г. Нижний Новгород
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
- Гребнев Ю.Н. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления; |
- Довгаль Р.Ю. |
- |
член комиссии, начальник отдела контроля естественных монополий; |
- Рябухина И.В. |
- |
член комиссии, главный государственный инспектор отдела контроля естественных монополий; |
- Горохова М.В. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, - |
с участием:
- Трофимова Д.С. |
- |
представителя ООО "Зефс-Энерго" (по доверенности от 14.01.2012 Nб/н); |
- Назарова И.В. |
- |
представителя ОАО "Нижегородская сбытовая компания" (по доверенности от 31.12.2011 N96), - |
рассмотрев дело N1091-ФАС52-03/11 по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью "Зефс-Энерго" (603029, г. Нижний Новгород, ул. Памирская, дом 11) Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило заявление ОАО "Нижегородская сбытовая компания" (далее также - ОАО "НСК", заявитель) на действия ООО "ЗЕФС-Энерго", связанные с необоснованным, с точки зрения заявителя, непредставлением информации о деятельности сетевой организации, а также сведений об источниках опубликования данной информации, предусмотренной пунктами 9, 11 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N24 (далее - Стандарты).
Руководствуюсь статьями 21 и 22 Федерального закона "Об электроэнергетике", пункта 3 Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N24, а также пунктом 9 Приказа ФАС России от 29.09.2005 N224, по результатам рассмотрения заявления Управлением принято решение о возбуждении дела в отношении ООО "Зефс-Энерго" (приказ от 30.12.2011 N457).
В связи с отсутствием процессуальных норм, регламентирующих порядок рассмотрения соответствующей категории дел, комиссия считает возможным при рассмотрении настоящего дела применить аналогию закона и руководствоваться процессуальными нормами главы 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На заседании комиссии представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в заявлении в территориальный орган ФАС России от 30.09.2011 N4473, а также в дополнительном письме от 30.11.2011 N5917 к ранее направленному заявлению.
Кроме того, представитель ОАО "НСК" на заседании комиссии обратил внимание, что по состоянию на 21.02.2012 официальный сайт ООО "Зефс-Энерго" -www.//zefs-energo.ru/ - не функционировал, что ограничивает заявителя в беспрепятственном получении информации, размещенной в соответствии со Стандартами.
Представитель ООО "Зефс-Энерго" поддержал позицию, изложенную в письменных пояснениях по делу (письма от 20.10.2011 NОКД-017-1259, от 02.11.2011 NОКД-017-1286, от 09.02.2012 NОКД-017-1468 и от 28.02.2012 NОКД-017-1513), а также сообщил, что в адрес ОАО "НСК" направлена информация на бумажном носителе о деятельности сетевой организации.
Комиссия, изучив материалы дела N1091-ФАС52-03/11 о нарушении Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков, считает установленными следующие фактические обстоятельства.
Между гарантирующим поставщиком - ОАО "Нижегородская сбытовая компания" (далее - ОАО "НСК") и сетевой организацией ООО "ЗЕФС-Энерго" заключен договор купли-продажи электрической энергии от 25.11.2008 N0821000.
Как следует из заявления и приложенных к нему документов, письмом от 15.09.2011 NНСК-01/3226-15/2 ОАО "НСК" обратилось к ООО "ЗЕФС-Энерго" о представлении в семидневный срок информации в письменном виде документов и информации о деятельности сетевой организации, не отраженной в сети Интернет, за период с января 2010 года по июнь 2011 года.
Кроме того, гарантирующий поставщик просил сетевую организацию указать сведения об источниках опубликования (печатные издания, интернет-сайты) данной информации.
В то же время письмом от 22.09.2011 NОКД-017-1256 ООО "ЗЕФС-Энерго" в адрес открытого акционерного общества "Нижегородская сбытовая компания" направило информацию в бумажном виде на 181 листе с указанием адреса официального сайта, представлением копии выпусков печатных изданий, а также информацией, опубликованной на сайте организации, что подтверждается почтовым уведомлением (N603006 43 12866 9).
Как сообщает заявитель в письме от 29.11.2011 N2440, направленном в адрес Нижегородского УФАС России, ООО "ЗЕФС-Энерго" частично представило документы и информацию о своей деятельности.
Так, например, по мнению гарантирующего поставщика, не представлены следующие документы и информация за 2010 и 2011 г.г., предусмотренные подпунктом "в" пункта 9 Стандартов:
подконтрольные (операционные) и неподконтрольные расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, норму доходности инвестиционного капитала, установленная федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий (с указанием акта об утверждении нормы доходности на инвестиционный капитал), фактический уровень доходности инвестиционного капитала, использованного при осуществлении регулируемой деятельности, и обоснование причин его отклонения от уровня доходности инвестиционного капитала, установленного федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий;
отчет о движении активов, включающий балансовую стоимость активов на начало года, балансовую стоимость на конец года, а также информацию о выбытии активов в течение года;
отчет о вводе активов в течение года, в том числе за счет переоценки, модернизации, реконструкции, строительства и приобретения нового оборудования.
Кроме того, гарантирующему поставщику не представлена информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 11 Стандартов раскрытия информации:
об объеме переданной электроэнергии по договорам об оказании услуг по передаче электроэнергии потребителям сетевой организации в разрезе уровней напряжений, используемых для ценообразования;
о потерях электроэнергии в сетях организации в абсолютном и относительном выражении по уровням напряжения, используемым для целей ценообразования;
о затратах сетевой организации на покупку потерь в собственных сетях;
об уровне нормативных потерь электроэнергии на текущий период с указанием источника опубликования решения об установлении уровня нормативных потерь;
о закупке сетевой организации электрической энергии для компенсации потерь в сетях и ее стоимости;
о размере фактических потерь, оплачиваемых покупателями при осуществлении расчетов за электрическую энергию по уровням напряжения.
В адрес ОАО "НСК" не направлены сведения, содержащиеся в подпункте "в" пункта 11 Стандартов:
о подданных заявках и объема мощности, необходимого для их удовлетворения;
о заключенных договорах об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, содержащих сведения об объеме присоединяемой мощности, сроках и плате по каждому договору;
об аннулированных заявках на технологическое присоединение;
о выполненных присоединениях и присоединяемой мощности.
Как сообщено ОАО "НСК", не представлена информация, предусмотренная подпунктами "г" и "з" пункта 11 Стандартов:
о результатах контрольных замеров электрических параметров режимов работы оборудования объектов электросетевого хозяйства, то есть замеров потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения;
о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для оказания услуг по передаче электроэнергии.
В письменных пояснениях (от 20.10.2011 NОКД-017-1259 и от 02.11.2011 NОКД-017-1286) ООО "ЗЕФС-Энерго" сообщает, что информация о деятельности сетевой организации, предусмотренная в соответствии Стандартами раскрытия информации, размещена на официальном сайте организации: www.//zefs-energo.ru/. Антимонопольному органу направлены документы и информация, которая была размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет за 2009, 2010 и 2011 годы.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в заявлении, письменном объяснении и устных выступлениях присутствующих на заседании комиссии представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, комиссия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 26.03.2003 N35-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктом 5.3.1.7 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в рамках своих полномочий осуществляет контроль за соблюдением Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 29.09.2006 N224 установлены правовые основы рассмотрения территориальным органом ФАС России заявлений об оспаривании отказа в предоставлении информации, предусмотренной Стандартами раскрытия информации.
Согласно пункту 1 Стандартов раскрытия информации, настоящий документ в соответствии со статьями 21 и 22 Федерального закона "Об электроэнергетике" устанавливает требования к составу информации, раскрываемой субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, за исключением потребителей электрической энергии, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия. В пункте 2 Стандартов раскрытия информации предусмотрено, что субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии со Стандартами раскрытия информации.
Исходя из статьи 37 Федерального закона "Об электроэнергетике", субъектами розничных рынков являются, в том числе территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии. Согласно статье 3 данного закона территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных Законом об электроэнергетике, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Согласно представленным материалам, ООО "Зефс-Энерго" является территориальной сетевой организацией, осуществляющей регулируемую деятельность и оказывающей услуги по передаче электрической энергии, и в соответствии со статьями 3, 4 Федерального закона от 17.08.95 N147-ФЗ "О естественных монополиях" является субъектом естественной монополии.
Таким образом, ООО "Зефс-Энерго" является субъектом естественной монополии в электроэнергетике и субъектом розничных рынков электрической энергии.
Следовательно, ООО "Зефс-Энерго", являясь субъектом розничных рынков электрической энергии, а также сетевой организацией, в силу пункта 2 Стандартов раскрытия информации обязано раскрывать информацию о своей деятельности.
В соответствии с пунктом 3 Стандартов раскрытия информации субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем:
опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти;
опубликования в электронных средствах массовой информации;
предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации.
Согласно пункту 9 Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии раскрывают следующую информацию:
а) годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность, а также аудиторское заключение (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлялась аудиторская проверка);
б) структура и объем затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг);
в) в случае применения метода доходности инвестированного капитала при государственном регулировании тарифов в отношении субъектов рынков электрической энергии:
подконтрольные (операционные) и неподконтрольные расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, норма доходности инвестированного капитала, установленная федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий (с указанием акта об утверждении нормы доходности на инвестированный капитал), фактический уровень доходности инвестированного капитала, использованного при осуществлении регулируемой деятельности, и обоснование причин его отклонения от уровня доходности инвестированного капитала, установленного федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий;
отчет о движении активов, включающий балансовую стоимость активов на начало года, балансовую стоимость активов на конец года, а также информацию о выбытии активов в течение года;
отчет о вводе активов в течение года, в том числе за счет переоценки, модернизации, реконструкции, строительства и приобретения нового оборудования.
В тоже время, сетевая организация помимо информации, предусмотренной пунктом 9 Стандартов, раскрывает следующую информацию:
а) о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий, в отношении которых применяется государственное регулирование (далее - регулируемые товары (работы, услуги)), включая информацию о тарифах на услуги по передаче электрической энергии и размерах платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на текущий период регулирования, с указанием источника официального опубликования решения регулирующего органа об установлении тарифов;
б) об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества, включая информацию:
о балансе электрической энергии и мощности, в том числе:
об отпуске электроэнергии в сеть и отпуске электроэнергии из сети сетевой компании по уровням напряжений, используемых для ценообразования, потребителям электрической энергии и территориальным сетевым организациям, присоединенным к сетям сетевой организации;
об объеме переданной электроэнергии по договорам об оказании услуг по передаче электроэнергии потребителям сетевой организации в разрезе уровней напряжений, используемых для ценообразования;
о потерях электроэнергии в сетях сетевой организации в абсолютном и относительном выражении по уровням напряжения, используемым для целей ценообразования;
о затратах на оплату потерь, в том числе:
о затратах сетевой организации на покупку потерь в собственных сетях;
об уровне нормативных потерь электроэнергии на текущий период с указанием источника опубликования решения об установлении уровня нормативных потерь;
о перечне мероприятий по снижению размеров потерь в сетях, а также о сроках их исполнения и источниках финансирования;
о закупке сетевыми организациями электрической энергии для компенсации потерь в сетях и ее стоимости;
о размере фактических потерь, оплачиваемых покупателями при осуществлении расчетов за электрическую энергию по уровням напряжения;
о перечне зон деятельности сетевой организации с детализацией по населенным пунктам и районам городов, определяемых в соответствии с границами балансовой принадлежности электросетевого хозяйства, находящегося в собственности сетевой организации или на ином законном основании;
о техническом состоянии сетей, в том числе:
о сводных данных об аварийных отключениях в месяц по границам территориальных зон деятельности организации, вызванных авариями или внеплановыми отключениями объектов электросетевого хозяйства, с указанием даты аварийного отключения объектов электросетевого хозяйства и включения их в работу, причин аварий (по итогам расследования в установленном порядке) и мероприятий по их устранению;
об объеме недопоставленной в результате аварийных отключений электрической энергии;
о наличии объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности с указанием текущего объема свободной мощности по центрам питания 35 кВ и выше;
о вводе в ремонт и выводе из ремонта электросетевых объектов с указанием сроков (сводная информация);
в) о наличии (об отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам (работам, услугам) субъектов естественных монополий и о регистрации и ходе реализации заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям, включая информацию, содержащую сводные данные в разрезе субъектов Российской Федерации о поданных заявках на технологическое присоединение к электрическим сетям и заключенных договорах об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по сетевой компании с указанием количества:
поданных заявок и объема мощности, необходимого для их удовлетворения;
заключенных договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, содержащих сведения об объеме присоединяемой мощности, сроках и плате по каждому договору;
аннулированных заявок на технологическое присоединение;
выполненных присоединений и присоединенной мощности;
г) о результатах контрольных замеров электрических параметров режимов работы оборудования объектов электросетевого хозяйства, то есть замеров потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения;
д) об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (работ, услуг) субъектами естественных монополий, и (или) об условиях договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с указанием типовых форм договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии, типовых договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и источника официального опубликования нормативного правового акта, регулирующего условия этих договоров;
е) о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с технологическим присоединением к электрическим сетям, включая перечень мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения к электрическим сетям, и порядок выполнения этих мероприятий с указанием ссылок на нормативные правовые акты;
ж) об инвестиционных программах (о проектах инвестиционных программ) и отчетах об их реализации, включая:
отчеты о выполнении годовых планов капитальных вложений и планов капитального ремонта (инвестиционных программ) с указанием достигнутых результатов в части расширения пропускной способности, снижения потерь в сетях и увеличения резерва для присоединения потребителей отдельно по каждому центру питания напряжением 35 кВ и выше по форме, утверждаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
планы капитальных вложений и планы капитального ремонта (инвестиционные программы), касающиеся реконструкции и развития электрических сетей, согласованные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с указанием характеристик сетевого оборудования, даты расширения пропускной способности, снижения потерь в сетях и увеличения резерва для присоединения потребителей по каждому центру питания напряжением 35 кВ и выше по форме, утверждаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (для объектов капитального строительства (основных строек) указываются сроки начала и окончания строительства, стоимостная оценка инвестиций в целом по объекту и за рассматриваемый календарный год, а также основные проектные характеристики. Для объектов долгосрочных финансовых вложений также указывается стоимостная оценка инвестиций в целом по объекту и за рассматриваемый календарный год.);
з) о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для оказания услуг по передаче электроэнергии, включая информацию:
о корпоративных правилах осуществления закупок (включая использование конкурсов, аукционов);
о проведении закупок товаров, необходимых для производства регулируемых услуг (включая использование конкурсов, аукционов), с указанием наименований товаров и предполагаемых объемов закупок.
Таким образом, проанализировав письмо ООО "Зефс-Энерго" от 22.09.2011 NОКД-017-1256 с приложением документов на 181 листе, направленных в адрес ОАО "НСК", а также документов, представленных по письменному запросу Нижегородского УФАС России от 20.10.2011 NОКД-017-1259, можно констатировать факт отказа сетевой организации в представлении по письменному запросу гарантирующего поставщика информации, предусмотренной пунктами 9 и 11 Стандартов раскрытия информации.
Таким образом, из материалов дела N1091-ФАС52-03/11 следует, что ООО "Зефс-Энерго" гарантирующему поставщику не представило следующую информацию:
о выбытии активов в течение года (п/п "в" п. 9 Стандартов);
о закупке сетевыми организациями электрической энергии для компенсации потерь в сетях и ее стоимости, о затратах на покупку потерь в собственных сетях; о размере фактических потерь, оплачиваемых покупателем при осуществлении расчетов за электрическую энергию по уровням напряжения (п/п "б" п. 11 Стандартов);
об аннулированных заявках на технологическое присоединение; поданных заявок и объема мощности, необходимого для их удовлетворения (п/п "в" п.11 Стандартов раскрытия информации);
о результатах контрольных замеров электрических параметров режимов работы оборудования объектов электросетевого хозяйства, то есть замеров потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения (п/п "г" п.11 Стандартов);
о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для оказания услуг по передаче электроэнергии, включая информацию (п/п "з" Стандартов).
В соответствии с пунктом 8 Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии несут ответственность за полноту и достоверность раскрываемой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, непредставление ООО "Зефс-Энерго" в полном объеме информации по письменному запросу заинтересованного лица, в данном случае по запросу открытого акционерного общества "Нижегородская сбытовая компания", свидетельствует о факте отказа в представлении запрашиваемых сведений о деятельности организации.
Статьей 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) установлена ответственность за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.
С учетом изложенного комиссия,
решила:
1. Признать факт отказа ООО "Зефс-Энерго" в представлении по письменному запросу ОАО "Нижегородская сбытовая компания" от 15.09.2011 информации, предусмотренной Стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.
2. Материалы дела N1091-ФАС52-03/11 передать должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области для решения вопроса о привлечении ООО "Зефс-Энерго" к административной ответственности по статье 9.15 КоАП РФ.
Председатель Комиссии Ю.Н. Гребнев
Члены Комиссии Р.Ю. Довгаль
И.В. Рябухина
М.В. Горохов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области N 1091-ФАС52-03/11 (опубликовано 16 марта 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016