Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
от 29 июня 2015 г. N 3-01/28-2015
Резолютивная часть решения объявлена 26 июня 2015 года.
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
<_>
Члены Комиссии:
<_>
рассмотрев дело N 3-01/28-2015, возбужденное в отношении гр-ки К<_> (паспорт: <_>N <_> выдан <_>, г. Пенза, ул. <_> <_>), по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),
- в отсутствие лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе гр-ки К<_>, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. установила:
В рамках осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о рекламе, отделом контроля органов власти и рекламы установлено следующее.
В рекламно-информационном еженедельнике "Счастливый случай" N 11 от 25 марта 2015 г. на странице 7 в разделе "Медицинские услуги" размещена реклама медицинского центра "Персональное здоровье" с признаками нарушения законодательства о рекламе.
Пензенским УФАС России определением от 28.05.2015 по факту распространения в рекламно-информационном еженедельнике "Счастливый случай" рекламы медицинского центра "Персональное здоровье" возбуждено дело N 3-01/28-2015 по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 7 статьи 24 "О рекламе" в отношении ООО "Персональное здоровье" (ИНН 5837056618). Определением от 16.06.2015 ненадлежащий ответчик ООО "Персональное здоровье" заменен на надлежащего ответчика гр-ку К<_> Рассмотрение дела назначено на 26.06.2015. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечена гр-ка К<_>
Из письменных пояснений ООО "Персональное здоровье" (вх. от 15.06.2015 N 2364) следует, что договор на размещение рекламы в газете "Счастливый случай" N 11 от 25 марта 2015 г. на странице 7 в разделе "Медицинские услуги" ООО "Персональное здоровье" не заключало. Рекламодателем, рассматриваемой рекламы медицинских услуг, является К<_>
В материалах дела имеются письменные пояснения К<_> в которых факт нарушения законодательства о рекламе не отрицается.
Изучив представленные документы, Комиссия пришла к следующему выводу.
В рекламно-информационном еженедельнике "Счастливый случай" N 11 от 25 марта 2015 г. на странице 7 в разделе "Медицинские услуги" размещена информация следующего содержания: "Выезд медицинской сестры на дом: выполнение в/м, в/в инъекций; постановка капельниц; забор крови на анализы. Мед. центр "Персональное здоровье". Лиц. N ЛО-58-01-001321 от 24.12.13 т.32-08-02".
В соответствии со статьёй 3 ФЗ "О рекламе", рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:
-предназначаться для неопределенного круга лиц;
-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;
-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке.
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правонарушения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Согласно статье 3 ФЗ "О рекламе" в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Информация, размещенная в рекламно-информационном еженедельнике "Счастливый случай", содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования и продвижению услуг, оказываемых медицинским центром "Персональное здоровье", побуждает воспользоваться данными услугами медицинского центра "Персональное здоровье".
Объектом рекламирования в рекламе является: оказание медицинских услуг медицинским центром ""Персональное здоровье".
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская услуга представляет собой медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение; под медицинским вмешательством - выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности; под лечением понимается комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и качества жизни.
Понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1664н (далее - Номенклатура медицинских услуг).
В данной Номенклатуре перечень медицинских услуг разделен на два класса: "А" и "В", построенные по иерархическому принципу.
Разделы класса "А" обозначают определенный тип медицинской услуги и включают в себя "Артериально-стимулированный венозный забор крови" (код А06.12.012.001), "Внутримышечное введение лекарственных препаратов" (код А11.02.002), "Внутривенное введение лекарственных препаратов" (код А11.12.003).
Кроме того, согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 N 163 оказание услуг средним медицинским персоналом и лаборантами (банки, инъекции, перевязки и т.д.), входит в группу "медицинские услуги" (код 8).
Таким образом, "выполнение в/м, в/в инъекций", "постановка капельниц", "забор крови на анализы" являются медицинскими услугами.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Из рекламы следует, что услуги, оказываемые медицинским центром "Персональное здоровье", оказываются в соответствии с лицензией от 24.12.13 N ЛО-58-01-001321.
В ходе рассмотрения дела установлено, что лицензия от 24.12.13 N ЛО-58-01-001321 предоставлена Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области ООО "Персональное здоровье" (ИНН 5837056618) на медицинскую деятельность: "При оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: медицинскому массажу, организации сестринского дела, сестринскому делу, физиотерапии; при оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: педиатрии, терапии; при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: гематологии, кардиологии, мануальной терапии, неврологии, психиатрии, психотерапии, ревматологии, физиотерапии, функциональной диагностике" по адресам места осуществления деятельности: г. Пенза, ул. Калинина, д. 61А.
Из содержания распространяемой рекламы следует, что указание в ней таких слов, как "Выезд медицинской сестры на дом: выполнение в/м, в/в инъекций; постановка капельниц; забор крови на анализы" очевидно ассоциируется у потребителя не с самим фактом осуществления медицинской деятельности, а с конкретным перечнем оказываемых медицинских услуг, и направлено на привлечение внимания к медицинским услугам, которые оказываются медицинским центром "Персональное здоровье".
Услуга, указанная в рассматриваемой рекламе, предлагается потребителю в виде выполнения в/м, в/в инъекций, постановки капельниц, забора крови на анализы, то есть комплекса медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является восстановление или улучшение здоровья пациента, его трудоспособности и качества жизни.
Из вышеизложенного следует, что реклама по выполнению в/м, в/в инъекций, постановки капельниц, забора крови на анализы является медицинской услугой, следовательно, должна соответствовать требованиям, предъявляемым рекламным законодательством.
Требования к рекламе медицинских услуг установлены статьей 24 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Иных исключений часть 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" не содержит.
Реклама медицинского центра "Персональное здоровье" не сопровождается предупреждением о наличии противопоказаний при оказании медицинских услуг, необходимости получения консультации специалистов, что является нарушением части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с положениями части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Поскольку распространение рекламы медицинских услуг направлено на формирование у потребителя желания воспользоваться ими, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные такой рекламой. Отсутствие информации с предупреждением о наличии противопоказаний при оказании медицинских услуг и необходимости предварительной консультации может привести к неблагоприятным последствиям.
Следовательно, рассматриваемая реклама содержит нарушение части 7 статьи 5, части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Ответственность за нарушение части 7 статьи 5, части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" в соответствии со статьей 38 названного закона несет рекламодатель (часть 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе").
Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, распространившего рассматриваемую рекламу, т.е. ее рекламодотеля - гр-ки К<_>
В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований части 7 статьи 5, части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе" К<_> представлено не было.
В связи с чем, Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу предписания о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.
В силу части 4 статьи 38 ФЗ "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу медицинского центра "Персональное здоровье", распространяемую гр-кой К<_> в рекламно-информационном еженедельнике "Счастливый случай" N 11 от 25 марта 2015 г. на странице 7 в разделе "Медицинские услуги", без соблюдения требований к сопровождению рекламы предупредительной надписью о наличии противопоказаний к их применению, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать К<_> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 29 июня 2015 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 29 июня 2015 г. N 3-01/28-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016