Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 13 марта 2012 г. N 13
Резолютивная часть решения оглашена "12" марта 2012 г.
В полном объеме решение изготовлено "13" марта 2012 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председателя комиссии Плетешкова А.Н. - руководителя управления; членов комиссии: ведущего специалиста-эксперта отдела за соблюдением антимонопольного законодательства - Журавлева А.А., ведущего специалиста-эксперта - Гисматуллина Р.Р., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти - Рединой Е.Н.;
в присутствии представителя:
от ООО "Управляющая компания" - <Ш_> (доверенность N б/н от 11.01.2012), <Ч_> - директора ООО "Управляющая компания" (решение N1 о создании общества от 25.03.2008 г.)
рассмотрев материалы дела N 13, возбужденного в отношении ООО "Управляющая Компания" (184670 Мурманская обл., г. Гаджиево ул. Душенова д. 95/3 ИНН 5113091689) по признакам нарушения пункта части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон "О защите конкуренции"), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области 28 ноября 2011 года поступило заявление от <Л_> (далее - заявитель) по факту завышенных тарифов на тепловую энергию для г. Гаджиево, а также на неправомерные действия ООО "Управляющая компания", осуществляющее управление многоквартирным домами в г. Гаджиево, выразившиеся в бездействии в части не осуществления корректировки размера платы за отопление многоквартирных домов в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам"
Согласно заявлению, в г. Гаджиево Мурманской области 100% жилых домов оборудованы коллективными приборами учета тепловой энергии. Пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, определен порядок определения размера платы за коммунальные услуги в жилом помещении при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета. Указанным нормативным правовым актом также установлена обязанность исполнителя производить 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с указанными Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам. Корректировка за 2009 и 2010 годы ни для населения, ни для арендаторов нежилого фонда не производилась.
По мнению заявителя, результатом указанных действий управляющей организации, занимающей доминирующее положение на товарном рынке по управлению многоквартирными домами в г. Гаджиево являются ущемление интересов потребителей коммунальных услуг и нарушение антимонопольного законодательства.
В соответствии с частью 1 раздела 1 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" утвержденного Приказом ФАС РФ от 26.01.2011 N 30 территориальный орган Федеральной антимонопольной службы (далее - территориальный орган) осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу).
Согласно части 1 статьи 2, 3 Закона "О защите конкуренции" антимонопольное законодательство Российской Федерации состоит из Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона "О защите конкуренции" конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Таким образом, антимонопольный орган осуществляет контрольные функции в сфере отношений, которые складываются при соперничестве между юридическими и физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.06.2004 N 332 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам" федеральная служба по тарифам (ФСТ России) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно пункту 5.3.1.11. Положения о Федеральной службе по тарифам к полномочиям данной службы относится установление предельных (минимальный и (или) максимальный) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
В соответствии с пунктом 5.3.10. указанного выше Положения, Федеральная служба по тарифам России осуществляет контроль за применением государственных регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса и проводит проверки хозяйственной деятельности организаций, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения этих цен (тарифов).
Таким образом, Мурманское УФАС России не уполномочено возбуждать и рассматривать дела в отношении структуры утвержденных тарифов.
Вместе с тем, изучив представленные документы и на основании следующих фактов:
а) ООО "Управляющая компания" занимает доминирующее положение на товарном рынке по управлению многоквартирными домами в географических границах г. Гаджиево Мурманской области.
б) жилые дома, находящиеся под управлением ООО "Управляющая компания" оборудованы коллективными приборами учета тепловой энергии;
в) обязанность исполнителя производить 1 раз в год корректировку размера платы за отопление предусмотрено Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307;
г) корректировка за 2010 год ни для населения, ни для арендаторов нежилого фонда не производилась.
д) частью 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" установлен запрет на осуществление занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом действий (бездействий), результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц;
Мурманским УФАС России в отношении ООО "Управляющая компания" было возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона О защите конкуренции, выразившегося в ущемлении интересов иных лиц путем не проведения в 2011 году управляющей компанией корректировки размера платы за отопление жилых помещений за 2010 год при оборудовании многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета, находящихся под управлением ООО "Управляющая компания".
По результатам рассмотрения представленных документов, Мурманским УФАС России установлено следующее.
Управление всеми многоквартирными домами в 2010 и 2011 г., расположенными на территории г. Гаджиево Мурманской области осуществляла ООО "Управляющая компания".
Доминирующее положение ООО "Управляющая компания" на товарном рынке предоставления услуг по управлению многоквартирными домами в границах территории г. Гаджиево Мурманской области, управление которыми осуществляет Общество подтверждается аналитическим отчетом, имеющимся в материалах дела, составленным по результатам исследования товарного рынка.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг гражданам" регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, распространяющиеся на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно письму управляющей организации (исх. N 73 от 19.01.2012 г.) во всех домах, находящихся под управлением ООО "Управляющая компания" установлены коллективные приборы учета тепловой энергии.
Согласно понятию содержащемуся в пункте 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам - ООО "Управляющая компания" является исполнителем коммунальных услуг.
Пунктом 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам установлено, что при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении для отопления определяется в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Материалами дела установлено, что в 2011 году ООО "Управляющая компания" корректировку размера платы за отопление, поставленное в 2010 году в многоквартирные дома, оборудованные коллективными (общедомовыми) приборами учета и находящиеся под управлением общества не производило, что является нарушением подпункта "б" пункта 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
При рассмотрении дела представитель управляющей организации пояснил, что корректировка в 2011 году не производилась в связи со спецификой начисления платы за коммунальные услуги потребителям г. Гаджиево, поскольку является военным городком, где основная масса потребителей - военнослужащие, большую часть времени проживающие на других территориях.
В результате бездействия управляющей компании в части не осуществления корректировки размера платы за отопление были ущемлены интересы потребителей - граждан, использующих коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, поскольку ограничило право потребителей на справедливую оплату поставленного товара.
Согласно части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться ущемление интересов других лиц.
Вместе с тем, ООО "Управляющая компания" в материалы дела представило Приказ N 16 от 29.02.2012 г. "О проведении корректировки за отопление нанимателям жилых помещений по договорам найма и арендаторам помещений муниципального жилого фонда г. Гаджиево, согласно которому производится корректировка за отопление, поставленное в 2010 году. Факт осуществления управляющей организацией корректировки размера платы за отопление также подтверждается счетом-квитанцией, выставленной за февраль 2012 г. одному из нанимателей помещений муниципального жилого фонда г. Гаджиево.
Таким образом, на момент вынесения Комиссией решения, ООО "Управляющая компания" добровольно устранило нарушение части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", а также его последствия, произведя корректировку и перерасчет размера платы за отопление.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 3 статьи 41, частью 1 статьи 48 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Рассмотрение дела N 13 о нарушении антимонопольного законодательства возбужденного в отношении ООО "Управляющая Компания" (184670 Мурманская обл., г. Гаджиево ул. Душенова д. 95/3 ИНН 5113091689) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на рынке услуг по управлению многоквартирными домами на территории г. Гаджиево путем бездействия в части не проведения в 2011 году управляющей компанией корректировки размера платы за отопление жилых помещений за 2010 год в которых отсутствуют индивидуальных и общие (квартирные) приборы учета, но при оборудовании многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета и находящихся под управлением ООО "Управляющая компания", что привело к ущемлению интересов потребителей коммунальных услуг, прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Предписание ООО "Управляющая Компания" (184670 Мурманская обл., г. Гаджиево ул. Душенова д. 95/3 ИНН 5113091689) не выдавать.
Передать материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрен статьей 14.31 "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Председатель Комиссии: А.Н. Плетешков
Члены комиссии: А.А. Журавлев, Р.Р. Гисматуллин, Е.Н. Редина
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 13 марта 2012 г. N 13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016