Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия
N 02-03/81-2011 (опубликовано 20 марта 2012 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 05.03.2012
Решение в полном объеме изготовлено 20.03.2012
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<_> - руководителя управления,
<_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
рассмотрев дело N 02-03/81-2011 по признакам нарушения МУ "Управление транспорта и связи администрации г. Улан-Удэ" (670002, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Октябрьская, 2) части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
при участии:
заявителя - гражданина <_>
ответчика - <_> - главного специалиста Правового управления администрации г. Улан-Удэ, доверенность от 15.12.2011,
заинтересованного лица - представитель ООО "Колонна 4" на заседание Комиссии не явился, о времени и месте проведения заседания извещен надлежащим образом,
лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах:
от МУ "Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ" <_> - начальник отдела по муниципальной собственности и земельным отношениям Правового управления администрации г. Улан-Удэ, доверенность от 21.12.2011 N 155,
представитель МУП "Городские маршруты" на заседание Комиссии не явился, о времени и месте проведения заседания извещен надлежащим образом, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Бурятское УФАС России) поступило заявление гражданина <_> (вх. от 10.10.2011 N 7494) в отношении МУ "Управление транспорта и связи администрации г. Улан-Удэ" (далее - Управление, ответчик), указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В заявлении гр. <_> указано, что он не согласен с результатами проводимых открытых конкурсов на право транспортного обслуживания населения по городским маршрутам г. Улан-Удэ. В порядке уточнения при рассмотрении дела N 02-03/81-2011 гр. <_> конкретизировал свои требования и привел следующие доводы:
02.11.2011 Управлением проведен открытый конкурс на право транспортного обслуживания населения по городским маршрутам г. Улан-Удэ N 7, 36, 56, 97 (далее - открытый конкурс), состоящий из 3 лотов.
Заявитель принял участие в открытом конкурсе по лоту N 2 - "Городской постоянный автобусный маршрут N 36 "Нефтебаза - поликлиника N 3" и "Городской постоянный автобусный маршрут N 56 "1 микрорайон - поликлиника N 3".
Помимо заявителя участие в открытом конкурсе по лоту N 2 приняло ООО "Колонна 4", с которым по результатам конкурса заключен договор на право транспортного обслуживания населения по городским маршрутам N 36, 56 г. Улан-Удэ от 22.11.2011 N 17.
<_> указывает, что в приложении N 1 к конкурсной документации установлено минимальное количество и вид транспортных средств необходимых для осуществления пассажирских перевозок по маршрутам N 36, 56.
ООО "Колонна 4" заявило 55 автобусов малой вместимости вместо требуемых конкурсной документацией - 69 автобусов.
Следовательно, по мнению заявителя, заявленное ООО "Колонна 4" минимальное количество автобусов малой вместимости не соответствует требованиям конкурсной документации, что должно было явиться основанием для отказа ООО "Колонна 4" в допуске к участию в конкурсе.
Кроме того, гр. <_> указывает, что заявленные ООО "Колонна 4" автобусы большой вместимости находятся в муниципальной собственности и данные автобусы переданы МУ "Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ" (далее - Комитет) в аренду МУП "Городские маршруты", в связи с этим ООО "Колонна 4", не являющееся стороной по договору аренды, не вправе выставлять такие автобусы на участие в конкурсе.
Также заявитель считает, что критерий оценки заявок на участие в конкурсе - "Наличие в паспортах транспортных средств записи "Одобрение типа транспортного средства" является некорректным и дублирует имеющийся критерий - "Возраст транспортных средств, заявленных к осуществлению пассажирских перевозок". <_> указывает, что все новые автобусы имеют запись в ПТС "Одобрение типа транспортного средства" и все транспортные средства, выпущенные на территории Российской Федерации, имеют такую запись.
Заявитель просит провести проверку процедуры рассмотрения заявок на участие в конкурсе.
30.11.2011 Бурятским УФАС России возбуждено дело N 02-03/81-2011 по признакам нарушения Управлением, являющимся организатором открытого конкурса, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в необоснованном допуске к участию в конкурсе по лоту N 2 ООО "Колонна 4", конкурсная заявка которого не соответствовала требованиям конкурсной документации в части непредставления необходимого минимального количества автобусов малой вместимости, а также в отсутствии согласия Комитета - собственника транспортных средств - 11 автобусов большой вместимости марки ЛИАЗ 525626 и 1 автобуса большой вместимости марки ЛИАЗ 525635 на участие указанных транспортных средств в конкурсе, что приводит или может привести к ограничению конкуренции.
Определением от 30.11.2011 о назначении дела N 02-03/81-2011 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению рассмотрение дела назначено на 16.12.2011 в 13:00 часов.
На заседании комиссии по рассмотрению дела N 02-03/81-2011 представитель ответчика пояснила, что в соответствии с конкурсной документацией по проведению открытого конкурса по лоту N 2 определено следующее минимальное количество транспортных средств: 69 автобусов малой вместимости, 13 автобусов средней вместимости, 8 автобусов большей вместимости, итого - 90 транспортных средств.
ООО "Колонна 4" на участие в конкурсе заявило в общем 90 транспортных средств, в том числе 55 автобусов малой вместимости, 23 автобуса средней вместимости и 12 автобусов большой вместимости.
При проведении процедуры рассмотрения заявок на участие в конкурсе, конкурсной комиссией принят во внимание тот факт, что администрацией г. Улан-Удэ, в целях повышения качества транспортного обслуживания, проводятся мероприятия по замене автобусов малой вместимости на автобусы средней и большой вместимости. В связи с тем, что количество автобусов средней и большой вместимости, заявленных ООО "Колонна 4" превышает требуемое минимальное количество транспортных средств, а общее количество транспортных средств соответствует требованиям конкурсной документации, конкурсной комиссией было принято решение о допуске ООО "Колонна 4" к участию в открытом конкурсе.
По вопросу отсутствия согласия собственника транспортных средств - 11 автобусов большой вместимости марки ЛИАЗ 525626 и 1 автобуса большой вместимости марки ЛИАЗ 525635 на участие в конкурсе, Управление пояснило, что указанные транспортные средства, заявленные в составе конкурсной заявки ООО "Колонна 4", которые переданы Комитетом в аренду МУП "Городские маршруты", были привлечены к участию в конкурсе по лоту N 2 на основании договора о совместной деятельности от 01.04.2011, заключенного между МУП "Городские маршруты" и ООО "Колонна 4".
Согласно Федеральному закону от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственником имущества унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. Права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно Положению о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом городского округа "город Улан-Удэ", утвержденному Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 21.04.2010 N 272-21, согласование договоров простого товарищества (договоров о совместной деятельности) заключаемых унитарными предприятиями, относится к компетенции органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя предприятия. Кроме того, уставом МУП "Городские маршруты" предусмотрено, что заключение указанных договоров возможно по согласованию с учредителем.
Функции и полномочия учредителя МУП "Городские маршруты" осуществляет Управление, соответственно согласование указанного договора со стороны Комитета не требовалось.
Управлением согласовано заключение договора о совместной деятельности от 01.04.2011 между МУП "Городские маршруты" и ООО "Колонна 4".
В состав конкурсной комиссии, в том числе входили представители Управления, которые знали о наличии договорных отношений между указанными организациями.
Представитель ответчика 31.01.2012 при рассмотрении дела N 02-03/81-2011 о нарушении антимонопольного законодательства представила соглашение от 19.01.2012 о расторжении договора на право транспортного обслуживания населения по городским маршрутам N 36, 56 г. Улан-Удэ от 22.11.2011 N 17, заключенное между Управлением и ООО "Колонна 4" и заявила ходатайство о прекращении рассмотрения данного дела, в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
Представитель Комитета, привлеченный в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, пояснила, что Комитет не согласовывал передачу в субаренду муниципального имущества, переданного в аренду МУП "Городские маршруты" в виде автобусов большой вместимости, иным хозяйствующим субъектам. В связи с отсутствием договорных отношений между Комитетом и ООО "Колонна 4", правовые основания на дачу данному обществу согласия на участие в конкурсе транспортных средств у Комитета отсутствовали.
Представители ООО "Колонна 4" и МУП "Городские маршруты" на заседание Комиссии по рассмотрению дела N 02-03/81-2011 не явились, письменные пояснения по делу не представили.
Оценив доказательства и обоснованность доводов, представленных в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав выступления заявителя, представителей ответчика по делу, лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, Комиссия пришла к следующим выводам:
15 сентября 2011 года Управлением объявлен открытый конкурс, состоящий из 3 лотов.
Организатором открытого конкурса является Управление, структурное подразделение администрации г. Улан-Удэ.
Управление при проведении открытого конкурса руководствовалось Положением о порядке организации и проведении конкурса на право транспортного обслуживания населения по городским маршрутам г. Улан-Удэ, утвержденным Постановлением администрации г. Улан-Удэ от 16.12.2009 N 564.
Извещение о проведении конкурса опубликовано в газете "Правда Бурятии" от 15.09.2011 N 37 и размещено на официальном сайте администрации г. Улан-Удэ в разделе "Городские конкурсы".
Дата начала и окончания приема заявок на участие в конкурсе установлена с 16.09.2011 по 18.10.2011.
Участие в открытом конкурсе по лоту N 2 приняли ИП <_> и ООО "Колонна 4".
По результатам конкурса победителем признано ООО "Колонна 4" и с ним заключен договор на право транспортного обслуживания населения по городским маршрутам N 36, 56 г. Улан-Удэ от 22.11.2011 N 17, сроком на 5 лет.
26.10.2011 проведена процедура рассмотрения заявок на участие в конкурсе, конкурсной комиссией принято решение о допуске к участию в конкурсе по лоту N 2 - ИП <_> и ООО "Колонна 4".
I. В приложении N 1 к конкурсной документации установлено минимальное количество и вид транспортных средств. По лоту N 2 (городские маршруты N 36, 56) требуется следующее минимальное количество транспортных средств:
1. автобусы малой вместимости - 69 транспортных средств, (общее количество мест автобусов малой вместимости составляет до 15 мест);
2. автобусы средней вместимости - 13 шт. (общее количество мест автобусов средней вместимости составляет от 16 до 55 мест);
3. автобусы большой вместимости - 8 шт. (общее количество мест автобусов большей вместимости составляет от 56 мест).
В составе заявки на участие в конкурсе ООО "Колонна 4" содержится документ - "Перечень транспортных средств, заявляемых к осуществлению пассажирских перевозок по городским маршрутам N 36, 56 г. Улан-Удэ". В соответствии с указанным документом ООО "Колонна 4" заявило 55 автобусов малой вместимости, 23 автобуса средней вместимости и 12 автобусов большой вместимости.
Согласно пункту 4.4 конкурсной документации при рассмотрении заявок на участие в конкурсе претендент не допускается к участию в конкурсе в случае несоответствия конкурсной заявки требованиям конкурсной документации.
Таким образом, конкурсная заявка ООО "Колонна 4" должна была быть отклонена, в связи с несоответствием требованиям конкурсной документации в части непредставления необходимого количества транспортных средств малой вместимости.
II. В составе конкурсной заявки ООО "Колонна 4" имеется документ - "Согласие собственников транспортных средств на участие их транспортных средств в конкурсе на право транспортного обслуживания населения по городским маршрутам N 36, 56 г. Улан-Удэ". Заявленные ООО "Колонна 4" автобусы большой вместимости в количестве 11 автобусов марки ЛИАЗ 525626 и 1 автобуса марки ЛИАЗ 525635 находятся в муниципальной собственности. Собственником данных автобусов является орган местного самоуправления в лице Комитета.
Указанные ЛИАЗы переданы Комитетом в аренду МУП "Городские маршруты", в составе заявки ООО "Колонна 4" имеется договор аренды от 18.09.2009 N 2А, заключенный между Комитетом и МУП "Городские маршруты".
Согласие на участие в открытом конкурсе транспортных средств большой вместимости было дано МУП "Городские маршруты", так как указанные транспортные средства находятся во временном владении и пользовании у МУП "Городские маршруты". Основанием для дачи согласия на участие в конкурсе транспортных средств большой вместимости послужил заключенный договор о совместной деятельности от 01.04.2011 между МУП "Городские маршруты" и ООО "Колонна 4". Указанный договор согласован с Управлением, и конкурсная комиссия владела такой информацией.
Данные транспортные средства не передавались во владение и пользование ООО "Колонна 4", следовательно, согласие Комитета как собственника движимого муниципального имущества, не требовалось.
III. В конкурсной документации по проведению открытого конкурса содержится критерий оценки заявок на участие в конкурсе - "Наличие в паспортах транспортных средств записи "Одобрение типа транспортного средства".
Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения) определены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами данного закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (статья 1).
Статьей 3 Закона о безопасности дорожного движения установлено, что одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Статьей 15 Закона о безопасности дорожного движения установлено, что транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Порядок сертификации механических транспортных средств установлен Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 N 19, согласно которому под одобрением типа транспортного средства понимается процедура, посредством которой после проведения всех необходимых проверок, заявляется, что транспортное средство отвечает перечню требований по безопасности и охране окружающей среды, обязательных при сертификации транспортных средств в России, и в результате которой выдается одноименный документ.
Таким образом, транспортные средства подлежат сертификации для возможности их безопасного использования в лицензируемой деятельности на территории Российской Федерации, а также наличие одобрения типа транспортного средства является формой подтверждения соответствия транспортного средства конкретному виду перевозок по перечню требований по безопасности и охране окружающей среды.
При проведении открытого конкурса, организатор торгов не устанавливал к участникам конкурса, а также к заявке на участие в конкурсе требование о наличии в паспортах транспортных средств соответствующей записи в графе "Одобрение типа транспортных средств", тем самым не ограничивал круг участников торгов.
Указанный критерий не противоречит антимонопольному законодательству и не приводит к ограничению конкуренции среди хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынке пассажирских перевозок.
Управлением представлены доказательства о добровольном устранении нарушения антимонопольного законодательства: соглашение от 19.01.2012 о расторжении договора на право транспортного обслуживания населения по городским маршрутам N 36, 56 г. Улан-Удэ от 22.11.2011 N 17, заключенное между Управлением и ООО "Колонна 4".
Руководствуясь статьей 23, статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать МУ "Управление транспорта и связи администрации г. Улан-Удэ" нарушившим часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в части необоснованного допуска к участию в открытом конкурсе по лоту N 2 ООО "Колонна 4", конкурсная заявка которого не соответствовала требованиям конкурсной документации в части непредставления необходимого минимального количества автобусов малой вместимости.
2. Прекратить рассмотрение дела N 02-03/81-2011 в отношении МУ "Управление транспорта и связи администрации г. Улан-Удэ" в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
3. Передать материалы дела N 02-03/81-2011 должностному лицу Бурятского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия N 02-03/81-2011 (опубликовано 20 марта 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016