Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области
N 02/08-62-2015 (опубликовано 29 июня 2015 г.)
Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области
по делу N02/08-62-2015
Резолютивная часть решения оглашена 22 июня 2015 года. г. Курск
Решение в полном объеме изготовлено 23 июня 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
рассмотрев дело N02/08-62-2015 по признакам нарушения Фондом "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в присутствии генерального директора ООО "ЭкоСтрой" - В.Е.В., представителя ООО "ЭкоСтрой" (по доверенности) - Ш.В.В., представителей Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" (по доверенности) - И.А.А., В.Е.В., установила:
В Управление ФАС по Курской области 16.06.2015 г. поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтрой" на действия организатора торгов - Фонд "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" при проведении торгов посредством конкурса на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества (кровель, фасадов, внутридомовых инженерных систем, фундаментов) в многоквартирных домах на территории Курской области на 2014-2016 г. противоречащие, по мнению подателя жалобы, требованиям Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
В процессе рассмотрения поступившей жалобы было установлено следующее.
30 апреля 2015 года на официальном сайте Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" фондкр46.рф размещено извещение о проведении торгов посредством конкурса на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества (кровель, фасадов, внутридомовых инженерных систем, фундаментов) в многоквартирных домах на территории Курской области на 2014-2016 г. (реестровый номер конкурса 4.КР.2015) и конкурсная документация.
Закупка проводится на основании Постановления Администрации Курской области от 11.07.2014 г. N419-па "Об утверждении Порядка привлечения Фондом "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Порядок привлечения подрядных организаций).
Организатором конкурса согласно указанного постановления Администрации определен Фонд "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области".
Конкурсная документация разработана организатором конкурса и утверждена генеральным директором Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области".
Срок окончания подачи заявок на конкурс был установлен до 29 мая 2015 года, дата вскрытия конвертов - 1 июня 2015 года.
В течение срока приема заявок на участие в конкурсе на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества (кровель, фасадов, внутридомовых инженерных систем, фундаментов) в многоквартирных домах на территории Курской области на 2014-2016 г. было подано две заявки на участие в торгах: ООО "ЭкоСтрой", ООО "ССРР ДОМ", которые протоколом от 01.06.2015 г. были допущены к участию в открытом конкурсе.
В протоколе оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 05.06.2015 г. конкурсной комиссией произведен подсчет баллов, набранных участниками конкурса, по результатам которого был определен победитель торгов - ООО "ССРР ДОМ".
Договор по результатам проведенного открытого конкурса на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества (кровель, фасадов, внутридомовых инженерных систем, фундаментов) в многоквартирных домах на территории Курской области на 2014-2016 г. по состоянию на дату рассмотрения дела не заключены.
Как следует из материалов дела, в протоколе оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 11.06.2015 г. по критерию "квалификация претендента" заявке ООО "ЭкоСтрой" необоснованно, по мнению заявителя, присвоено "0 баллов". В составе заявки ООО "ЭкоСтрой" имеются 3 копии договоров, а также акты приемки на выполнение работ по капитальному ремонту, подтверждающие выполнение аналогичных работ за последние три года. В соответствии с требованиями п.22 ч.2 (Информационная карта) конкурсной документации оценка по критерию "Квалификация участника открытого конкурса" производится по трем подкритериям, одним из которых является опыт работы (количество успешно завершенных объектов-аналогов за последние 3 года по видам работ, подтверждаемое копиями актов приемки оказания услуги (или) выполненных работ по договорам), за который заявке участника конкурса начисляется 5 баллов при предоставлении от 3 до 5 копий актов.
Заявитель считает, что, предоставив в своей заявке копии 3 договоров с актами выполненных работ, члены конкурсной комиссии должны были ему присвоить 5 баллов по критерию "квалификация претендента".
На заседании Комиссии Управления ФАС по Курской области представитель заявителя представил дополнения к жалобе пояснив следующее. В связи с тем, что антимонопольный орган в соответствии со ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не уполномочен рассматривать жалобы в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе по критерию "квалификация участника", заявитель отказывается от ранее указанных доводов в части оценки данного критерия.
В то же время, заявитель полагает, что члены конкурсной комиссии необоснованно присвоили первое место ООО "ССРР ДОМ" нарушив при этом подпункт 9 пункта 11 части 2 (Информационная карта) конкурсной документации.
Согласно положению подпункт 9 пункта 11 части 2 (Информационная карта) конкурсной документации у претендента на участие в конкурсе должны отсутствовать за последние два года факты неисполнения обязательств по ранее заключенным договорам на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах и (или) фактов расторжения таких договоров, вследствие существенных нарушений условий договоров; отсутствие у претендента на участие в конкурсе нарушения сроков исполнения ранее заключенных договоров.
Согласно сведений с официального сайта Арбитражного суда Курской области http://kursk.arbitr.ru/ в производстве Арбитражного суда имеются несколько дел, по которым ответчиком выступает ООО "Союз Реставраторов Региона "ДОМ", о понуждении исполнения обязательств в натуре и взыскании штрафов.
Заявитель полагает, что решение конкурсной комиссии о допуске участника - ООО "ССРР "ДОМ", не отвечающего требованиям конкурсной документации, создает необоснованные преимущества для данного участника конкурса и противоречит нормам Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
В ходе рассмотрения дела представители Фонда "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" пояснили, что пункт 11 части 2 (Информационная карта) был установлен в конкурсной документации в связи с тем, что решение данного вопроса не было разрешено в Порядке проведения торгов, утвержденного Постановлением Администрации Курской области от 11 июля 2014 года N419-па. Однако при решении вопроса об отклонении заявок на участие в открытом конкурсе с реестровым номером 4.КР.2015 у конкурсной комиссии возникли сомнения относительно правомерности применения обжалуемого положения конкурсной документации (подпункт 9 пункта 11 Информационной карты). Конкурсная комиссия Заказчика пришла к выводу о том, что применение указанного пункта может привести к ограничению или устранению конкуренции, в связи с чем ни к одной из заявок на участие в торгах не предъявлялось требование об отсутствии фактов неисполнения обязательств, то есть подпункт 9 пункта 11 части 2 (Информационная карта) конкурсной документации. Указанный пункт конкурсной документации не применялся и при оценке и сопоставлении конкурсных заявок.
Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия Управления ФАС по Курской области приходит к следующему.
В соответствии с частью 5 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, порядок привлечения региональным оператором, органами местного самоуправления, муниципальными бюджетными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме устанавливается субъектом Российской Федерации.
Постановлением Администрации Курской области от 11 июля 2014 года N419-па утвержден Порядок привлечения фондом "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" подрядных организаций для оказания услуги (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме
Согласно данного нормативного акта организатором открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества (кровель, фасадов, внутридомовых инженерных систем, фундаментов) в многоквартирных домах на территории Курской области на 2014-2016 г. является Фонд "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области".
Подпунктом 9 пункта 11 части 2 (Информационная карта) конкурсной документации установлено требование к участникам конкурса в соответствии с которым у претендента на участие в конкурсе должны отсутствовать за последние два года факты неисполнения обязательств по ранее заключенным договорам на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах и (или) фактов расторжения таких договоров, вследствие существенных нарушений условий договоров; отсутствие у претендента на участие в конкурсе нарушения сроков исполнения ранее заключенных договоров.
Установление вышеуказанных требований Заказчиком в конкурсной документации при их практической реализации могут повлечь создание непрозрачных, дискриминационных условий для участников торгов, необоснованно затруднить доступ к участию в конкурсах для хозяйствующих субъектов, что в свою очередь приведет к ограничению конкуренции на торгах и ущемлению прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
В связи с тем, что данное требование было закреплено в конкурсной документации на момент проведение торгов, и участники конкурса не знали и не могли знать о намерении конкурсной комиссии не применять указанное положение конкурсной документации, Комиссия Курского УФАС России приходит к выводу о том, что данное обстоятельство могло привести к ограничению конкуренции, что является нарушением ч.1 ст.17 ФЗ "О защите конкуренции".
Кроме того, решением Комиссии Управления ФАС по Курской области по делу N02/08-48-2015 от 09.06.2015 г. было установлено, что действующим законодательством Российской Федерации (в том числе Порядком привлечения подрядных организаций, утвержденным Постановлением Администрации Курской области от 11 июля 2014 года N419-па) не предусмотрены дополнительные требования к участникам торгов, установленные пп.9 п.11 Информационной карты открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества (кровель, фасадов, внутридомовых инженерных систем, фундаментов) в многоквартирных домах на территории Курской области на 2014-2016 г.
Установление требований, не предусмотренных действующим законодательством, противоречащим порядку проведения конкурсов, установленному Постановлением Администрации Курской области N419-па от 11 июля 2014 г. может привести к ограничению доступа к торгам и ущемлению интересов хозяйствующих субъектов.
Таки образом, подпункт 9 пункта 11 части 2 (Информационная карта) конкурсной документации, устанавливающий требования отсутствия у участника конкурса за последние два года фактов неисполнения обязательств по ранее заключенным договорам на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах и (или) фактов расторжения таких договоров, вследствие существенных нарушений условий договоров; отсутствие у претендента на участие в конкурсе нарушения сроков исполнения ранее заключенных договоров признан незаконным и не подлежащим применению. В связи с чем, организатору торгов выдано предписание о внесении изменений в документацию о торгах. На дату рассмотрения настоящего дела предписание антимонопольного органа организатором торгов исполнено.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что конкурсная комиссия при решении вопроса о допуске заявок на участие в конкурсе с реестровым номером 4.КР.2015, при проведении оценки и сопоставления конкурсных заявок не применяла оспариваемое положение конкурсной документации. Таким образом, действия конкурсной комиссии при проведении вышеуказанных торгов не привели к ущемлению прав участников конкурса и ограничению конкуренции.
При таких обстоятельствах, у Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области отсутствуют правовые основания для выдачи предписания.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 17, статьей 18.1, частью 1 статьи 23, статьи 41, статьи 49 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ЭкоСтрой" частично обоснованной.
2. Признать организатора открытого конкурса на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества (кровель, фасадов, внутридомовых инженерных систем, фундаментов) в многоквартирных домах на территории Курской области на 2014-2016 г. - Фонд "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" нарушившим ч.1 ст.17 ФЗ "О защите конкуренции".
3. В связи с тем, что конкурсная комиссия при решении вопроса о допуске заявок на участие в конкурсе на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества (кровель, фасадов, внутридомовых инженерных систем, фундаментов) в многоквартирных домах на территории Курской области на 2014-2016 г., при проведении оценки и сопоставления конкурсных заявок не применяла положения, установленные подпунктом 9 пункта 11 части 2 (Информационная карта) конкурсной документации предписание организатору торгов - Фонду "Региональный оператор фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курской области" не выдавать.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области N 02/08-62-2015 (опубликовано 29 июня 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016