Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области
от 25 июня 2015 г. N 14/2015
Резолютивная часть оглашена 18 июня 2015 г.
Решение в полном объеме изготовлено 25 июня 2015 г. г. Вологда
РЕШЕНИЕ N 14/2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: Щепелин В.П.- Заместитель руководителя Управления;
члены Комиссии:
Власов А.А. - начальник отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и торговли,
Галанина О.В. - государственный инспектор отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и торговли,
Есина Е.М. - специалист 1 разряда отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и торговли,
рассмотрев дело N 14/2015 по признакам нарушения Шиловым Дмитрием Вячеславовичем, Федерального закона 2006 года N38-ФЗ (далее - Закон "О рекламе"),
в присутствии: лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- <_> (далее - гражданин);
заинтересованного лица:
- представитель ООО "Ва Рестро" - <_> по доверенности от 23.03.15 г. (далее- представительно Общества), установила:
Должностным лицом отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и торговли Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее- Управление), в ходе рассмотрения заявления <_> о признаках нарушения рекламного законодательства, установлено, что на сайте http://vk.com на странице пользователя "Кирилл Тимофеев" (http://vk.com/restaurant_watergate), размещенная реклама следующего содержания: "Отпразднуйте детский день рождения в ресторане "Watergate" в марте и получите в подарок торт!* у нас самое вкусное детское меню и самая уютная атмосфера1. ". которая имеет признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, поскольку в ней усматривается нарушение п. 1 ч.3 ст. 5 Закон "О рекламе".
На основании п.1 ч. 3 ст. 5 Закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими производителями или реализуются другими продавцами.
Из материалов дела следует, что реклама: "Отпразднуйте детский день рождения в ресторане "Watergate" в марте и получите в подарок торт!* у нас самое вкусное детское меню и самая уютная атмосфера1. " размещалась на сайте http://vk.com.
В данной рекламе присутствует информация, содержащая сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями, без указания на конкретный критерий, по которому идет сравнение, что нарушает п.1 ч. 3 ст. 5 Закона "О рекламе".
На заседании Комиссии представитель Общества пояснил, что страница пользователя "Кирилл Тимофеев" (http://vk.com/restaurant_watergate), отношения к ООО "ВА Рестро" не имеет. Данную страницу создал <_> только у него есть доступ (логин, пароль) страницы пользователя "Кирилл Тимофеев". Доступ иных лиц к странице невозможен. Макет рекламы создал и разместил по личной инициативе <_> признал нарушение рекламного законодательства.
Комиссией установлено, что вышеуказанная реклама размещалась на сайте http://vk.com, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, Комиссия приходит к выводу, что данная реклама не соответствует пункту 1 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе".
В соответствии со статьей 3 Закона "О рекламе" рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с помощью любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Объектом рекламирования является товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимание к которым направлена реклама.
Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
На основании п.1 ч. 3 ст. 5 Закона "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими производителями или реализуются другими продавцами.
Нарушение п.1 ч. 3 ст. 5 Закона "О рекламе" заключается в том, что в рекламе Общества искажается смысл информации и вводит потребителей рекламы в заблуждение, которая содержит не соответствующие действительности сведения: о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими производителями или реализуются другими продавцами.
В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителей верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший" "первый" "номер один" должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.
Таким образом, в рекламе не допускается использование информации не соответствующие действительности и аналогичных сведений о преимуществах рекламируемого товара.
В данном случае при оценке текста размещенной рекламы действующему законодательству Комиссия пришла к выводу о том, что в спорной рекламе приводятся не обладающие достоверностью сведения о превосходстве (преимуществе) объекта рекламирования - "самое вкусное детское меню и самая уютная атмосфера" на - над такими же товарами иных хозяйствующих субъектов, что может вызвать неверные представления у потребителей относительно объекта рекламирования и негативно повлиять на выбор товаров того или иного производителя или продавца товара.
Комиссия считает, что общее восприятие рекламы не содержит соответствующие действительности сведения, вводит потребителей рекламы в заблуждение, поскольку преимущества рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами не находят подтверждения превосходства товара в тексте рекламы.
Действующее законодательство в регулируемой сфере правоотношений исходит из того, что достоверность распространяемой рекламы с использованием утверждений в превосходной степени "самый" должна соответствовать реальной действительности в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
По мнению Комиссии, применительно к использованию в рекламе терминов в превосходной степени, например утверждений о "самом" "лучшем" "абсолютном" "единственном" "N 1" и т.п., действует презумпция несоответствия действительности таких терминов в превосходный степени и утверждений, если рекламодатель не подтвердит их истинность, предоставив документальные доказательства. При этом использование в рекламе сравнительной характеристики посредством утверждений в превосходной степени без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию.
Таким образом, в рекламе: "Отпразднуйте детский день рождения в ресторане "Watergate" в марте и получите в подарок торт!* у нас самое вкусное детское меню и самая уютная атмосфера1. ", присутствует информация сравнительной характеристики посредством утверждений в превосходной степени "самые" без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, что нарушает требования пункта 1 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе".
В силу части 4 статьи 3 Закона "О рекламе", ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Рекламодателем данной рекламы, т.е. изготовителем или продавец товара либо иное определившее объект рекламирование и (или) содержание рекламы лицо, является гражданин.
В соответствии с частями 6 статьи 38 Закона "О рекламе", рекламодатель несет ответственность за нарушение пункта 1 части 3 статьи 5 названного Федерального закона.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 36 Закона "О рекламе", в соответствии с пунктом 37 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу: "Отпразднуйте детский день рождения в ресторане "Watergate" в марте и получите в подарок торт!* у нас самое вкусное детское меню и самая уютная атмосфера1. ", размещенной на сайте http://vk.com на странице пользователя "Кирилл Тимофеев" (http://vk.com/restaurant_watergate), поскольку она не соответствует требованиям пункта 1 части 3 статьи 5 Закона "О рекламе".
Выдать <_> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Вологодского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в суд в трехмесячный срок со дня вынесения решения.
Подача заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа не приостанавливает исполнение решения, если судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения решения.
Председатель Комиссии |
_________________: |
|
В.П. Щепелин
|
|
_________________:
_________________: |
|
А.А. Власов
О.В. Галанина
|
|
_________________: |
|
Е.М. Есина
|
8(8172)72-99-64
"26" июня 2015 г. N 3068
|
<_>
|
ПРЕДПИСАНИЕ N 14/2015
"25" июня 2015 г. г. Вологда
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: Щепелин В.П.- Заместитель руководителя Управления;
члены Комиссии:
Власов А.А. - начальник отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и торговли,
Галанина О.В. - государственный инспектор отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и торговли,
Есина Е.М. - специалист 1 разряда отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и торговли,
рассмотрев дело N 14/2015 по признакам нарушения Шиловым Дмитрием Вячеславовичем, Федерального закона 2006 года N38-ФЗ (далее - Закон "О рекламе"), руководствуясь п. 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. <_> - рекламодателю, в 10-дневный срок, со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации 2006 года N38-ФЗ "О рекламе",
а именно прекратить распространение ненадлежащей рекламы: "Отпразднуйте детский день рождения в ресторане "Watergate" в марте и получите в подарок торт!* у нас самое вкусное детское меню и самая уютная атмосфера1. ", размещенной на сайте http://vk.com на странице пользователя "Кирилл Тимофеев" (http://vk.com/restaurant_watergate).
2. <_> представить в Управление письменные доказательства исполнения п. 1 настоящего предписания в пятидневный срок со дня исполнения настоящего предписания, путем предоставления документов (фотографий), подтверждающих прекращение распространение указанной рекламы на сайте http://vk.com.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Управление ФАС по Вологодской области вправе в соответствии с ч. 2.4 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в трех месячный срок со дня его выдачи.
Подача заявления о признании недействительным предписания антимонопольного органа не приостанавливает исполнение предписания, если судом не будет вынесено определение о приостановлении исполнения предписания.
Председатель Комиссии |
_________________: |
|
В.П. Щепелин
|
|
_________________:
_________________: |
|
А.А. Власов
О.В. Галанина
|
|
_________________: |
|
Е.М. Есина
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 25 июня 2015 г. N 14/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016