Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
N 114-12-А (опубликовано 22 марта 2012 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 13.03.2012 г.
В полном объеме решение изготовлено 22.03.2012 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
рассмотрев дело N114-12-а по признакам нарушения Администрацией Чайковского городского поселения (617760, г. Чайковский, ул. Ленина, 67/1), МУ "Жилкомэнергосервис" (617760, г. Чайковский, ул. Приморский бульвар, 34) ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции",
что приводит или может привести к ограничению конкуренции. установила:
24.11.2011 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее также - Пермское УФАС России) поступило заявление ИП Чернова В.А. (вх. N16890-11) о проверке на соответствие антимонопольному законодательству действий Администрации Чайковского городского поселения (далее - Администрация), МУ "Жилкомэнергосервис" (далее - Учреждение) по организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на территории Чайковского городского поселения.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Пермского УФАС России представители заявителя поддержали доводы жалобы, представили дополнительные доказательства по делу.
Представитель ответчиков с нарушением антимонопольного законодательства не согласился, представил в материалы дела письменную правовую позицию.
Изучив материалы дела, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения относится к вопросам местного значения.
Согласно ч. 4 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, необходимые для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
На основании постановления Главы Чайковского городского поселения от 01.07.2009 г. N328 полномочия по осуществлению управленческих функций в сфере пассажирских перевозок возложены на МУ "Жилкомэнергосервис" (далее - Учреждение).
Положение об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на поселенческих маршрутах Чайковского городского поселения, утверждено решением Думы Чайковского городского поселения от 17.11.2010 г. N352 (далее - Положение N352).
Проверка Чайковской городской прокуратуры (исх. от 19.10.2011 г.) установила, что в период с 2004 г. по 2010 г. по согласованию с Администрацией ИП Чернов В.А. осуществлял деятельность по пассажирским перевозкам автомобильным транспортом общего пользования на маршруте N5В, т.е. Администрация признавала законность данной деятельности. Учреждение занималось организацией транспортного обслуживания на территории поселения, в том числе утверждало маршрутное расписание.
В подтверждение данного факта в материалы дела представлены:
1) Расписание движения автобусов по маршруту N5В, согласованное Администрацией 29.01.2004 г.
2) Постановление Администрации Чайковского городского поселения от 25.07.2007 г. N862 "Об утверждении единой сети автобусных маршрутов".
К данному постановлению прилагается приложение - Единая сеть регулярных маршрутов муниципального образования "Чайковское городское поселение", в п. 5 которой указан маршрут N5В "Лесхоз - пл. К. Маркса" (далее - маршрут N5В).
3) Распоряжение главы Чайковского городского поселения от 26.07.2007 г. N295-р "Об изменении маршрутной сети в микрорайоне "Завьяловский".
В данном распоряжении указано, что в связи с проведением ремонтных работ МУП "Водоканал" на ул. Луговой с 30 июля по 9 августа 2007 г. в единую маршрутную сеть вносятся изменения по маршрутам N3Л, N5, N5В, N18.
4) Договор на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах регулярного сообщения г. Чайковский между Администрацией и ИП Черновым В.А. от 31.12.2008 г.
В приложении N1 к данному договору (график движения и маршрутов) указан маршрут N5В. Срок действия договора: с 01.01.2009 г. по 31.12.2009 г.
5) Справка Учреждения (подписанная директором А.Н. Пойловым, инженером О.В. Васильевой) о распределении денежных средств от реализации СПД за декабрь 2009 г., согласно которой ИП Чернов В.А. осуществлял деятельность по перевозке пассажиров на основании СПД по маршрутам N1, N2, N5, N5В.
6) Маршрутное расписание движения автобусов городского сообщения (утвержденное Учреждением в лице А.П. Наборщикова, согласованное 30.04.2009 г. начальником сектора по организации пассажирских перевозок В.В. Гатиным), согласно которому ИП Чернов В.А. осуществляет деятельность на маршруте N5В.
Также Комиссией Пермского УФАС России была проанализирована информация официального сайта Администрации http://www.chaikovskiy.ru.
Комиссией было установлено, что согласно Постановлению Главы Чайковского городского поселения от 24.12.2008 г. N743 "Об утверждении новой редакции единой сети маршрутов регулярного сообщения" (п. 3 Постановления отменяет Постановление от 25.07.2007 г. N862) в единой сети присутствует маршрут N5В.
Таким образом, информация об осуществлении ИП Черновым А.В. деятельности на маршруте N5В с 2004 г. и о наличии маршрута N5В в Единой сети подтверждена имеющимися в материалах дела документами.
Довод Администрации и Учреждения о том, что "маршрут NВ не существует и не существовал" ответчиками документально не подтвержден.
2. ИП Черновым В.А. в адрес Администрации и Учреждения направлялись письма о заключении договоров на осуществление деятельности по перевозке пассажиров на маршрутах единой сети (17.12.2010 г., 29.12.2010 г., 20.01.2011 г., 13.05.2011 г., 23.05.2011 г., 21.08.2011 г.).
24.12.2010 г. Учреждением в адрес ИП Чернова В.А. направлено письмо с указанием на отсутствие необходимых документов для открытия маршрутов N1, N2, N5, N5В.
13.01.2011 г. Учреждением в адрес ИП Чернова В.А. направлено письмо с указанием на невозможность открытия маршрута N5В, так как по маршруту N5 деятельность осуществляет ИП Шадрин А.П., а движение по одному и тому же маршруту негативно повлияет на безопасность дорожного движения.
27.01.2011 г. Учреждением в адрес ИП Чернова В.А. направлено письмо с указанием на невозможность открытия маршрута N5В по причине нецелесообразности одновременного движения по одному и тому же маршруту нескольких транспортных средств, так как это доставляет неудобство пассажирам.
Документов, подтверждающих проведение Администрацией мероприятий по проверке безопасности дорожного движения, установления пассажиропотока, а также необходимости маршрута - в материалы дела не представлено.
15.06.2011 г. Администрацией в адрес ИП Чернова В.А. направлено письмо с указанием на отсутствие необходимых документов для открытия маршрута N5В и ссылкой на п.п. 2.3, 3.6 N352.
При этом в соответствии с п.п. 4.18 Положения N352 изменение и закрытие маршрутов осуществляется в том же порядке, что и их открытие в соответствии с п.п. 4.7 - 4.9 Положения N352.
Пункты 4.7 - 4.9 Положения N352 устанавливают следующее:
- обследование дорожных условий при открытии маршрутов регулярных перевозок производится комиссией в течение 30 календарных дней с момента поступления заявки от организатора транспортного обслуживания либо перевозчика, выступившего с инициативой открытия маршрута;
- результаты обследования оформляются актом, в котором даётся заключение комиссии о возможности эксплуатации действующих и открытии новых маршрутов регулярных перевозок;
- открытие маршрута регулярных перевозок осуществляется после подписания комиссией акта о готовности маршрута к началу движения либо после устранения недостатков, отмеченных в акте комиссии.
Вместе с тем, в нарушение действующего порядка Администрация и организатор перевозок не приняли соответствующих муниципальных правовых актов и документов о закрытии маршрута N5В.
25.02.2011 г. было принято Постановление Администрации Чайковского городского поселения от 25.02.2011 г. N162 "Об утверждении единой маршрутной сети пассажирских перевозок" (п. 3 Постановления отменяет Постановление от 24.12.2008 г. N743.), согласно которому в единой сети отсутствует маршрут N5В.
Таким образом, в 2011 году Администрация в нарушение вышеуказанных нормативно-правовых актов осуществила закрытие маршрута N5В - не включив его в Единую сеть маршрутов регулярного сообщения поселения, тем самым лишив заявителя возможности осуществлять предпринимательскую деятельность.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Таким образом, Администрацией Чайковского городского поселения нарушена ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Нарушение выразилось в необоснованном препятствовании деятельности ИП Чернову В.А. на рынке пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования в границах Чайковского городского поселения путем закрытия маршрута N5В (не включение его в Единую сеть маршрутов регулярного сообщения Чайковского городского поселения и не принятие соответствующих муниципальных правовых актов и документов о закрытии маршрута N5В), что приводит или может привести к ограничению конкуренции.
В действиях МУ "Жилкомэнергосервис" Комиссией Пермского УФАС России нарушение антимонопольного законодательства не установлено, так как Учреждение, действуя на основании Постановления Главы Чайковского городского поселения от 01.07.2009 г. N328, осуществляло управленческие функции в сфере пассажирских перевозок, мер по исключению маршрута N5В из единой маршрутной сети не предпринимало, что позволяет исключить Учреждение из числа ответчиков по настоящему делу.
При этом Комиссия Пермского УФАС России рекомендует Учреждению строго руководствоваться в своей деятельности действующим законодательством в области пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования и воздерживаться от оценочных понятий целесообразности наличия тех или иных маршрутов, так как экономическую востребованность услуги может определить только конечный потребитель в условиях ее предоставления на конкурентном рынке.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать факт нарушения Администрацией Чайковского городского поселения Пермского края ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованном препятствовании деятельности ИП Чернову В.А. на рынке пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования в границах Чайковского городского поселения путем закрытия маршрута N5В на основании Постановления Администрации Чайковского городского поселения от 25.02.2011 г. N162 "Об утверждении единой маршрутной сети пассажирских перевозок", не включив его в Единую сеть маршрутов регулярного сообщения Чайковского городского поселения и не приняв соответствующих муниципальных правовых актов и документов о закрытии маршрута N5В (в отсутствие документов, подтверждающих нарушение безопасности дорожного движения, невостребованности маршрута N5В у пассажиров), что приводит или может привести к ограничению конкуренции.
2. Прекратить производство по настоящему делу в отношении МУ "Жилкомэнергосервис" на основании п. 2 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Выдать Администрации Чайковского городского поселения Пермского края предписание о прекращении в срок до 27.04.2012 г. нарушения антимонопольного законодательства, выразившееся в необоснованном препятствовании деятельности ИП Чернову В.А. на рынке пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования в границах Чайковского городского поселения путем закрытия маршрута N5В на основании Постановления Администрации Чайковского городского поселения от 25.02.2011 г. N162 "Об утверждении единой маршрутной сети пассажирских перевозок", не включив его в Единую сеть маршрутов регулярного сообщения Чайковского городского поселения и не приняв соответствующих муниципальных правовых актов и документов о закрытии маршрута N5В (в отсутствие документов, подтверждающих нарушение безопасности дорожного движения, невостребованности маршрута N5В у пассажиров),
что приводит или может привести к ограничению конкуренции.
а именно:
- рассмотреть вопрос о согласовании паспорта маршрута N5В (в случае предоставления паспорта маршрута N5В ИП Черновым В.А.) в соответствии с действующим законодательством РФ;
- внести изменения в нормативно-правовые акты Администрации Чайковского городского поселения Пермского края в части включения маршрута N5В в Единую сеть маршрутов регулярного сообщения Чайковского городского поселения с последующим заключением договора с ИП Черновым В.А. на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на соответствующем маршруте.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N114-12-а
22 марта 2012 г. г. Пермь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьями 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 22.03.2012 г. по делу N114-12-а о нарушении Администрацией Чайковского городского поселения Пермского края (617760, г. Чайковский, ул. Ленина, 67/1) ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Администрации Чайковского городского поселения Пермского края в срок до 27 апреля 2012 г. прекратить нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в необоснованном препятствовании деятельности ИП Чернову В.А. на рынке пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования в границах Чайковского городского поселения путем закрытия маршрута N5В на основании Постановления Администрации Чайковского городского поселения от 25.02.2011 г. N162 "Об утверждении единой маршрутной сети пассажирских перевозок", не включив его в Единую сеть маршрутов регулярного сообщения Чайковского городского поселения и не приняв соответствующих муниципальных правовых актов и документов о закрытии маршрута N5В (в отсутствие документов, подтверждающих нарушение безопасности дорожного движения, невостребованности маршрута N5В у пассажиров),
что приводит или может привести к ограничению конкуренции.
а именно:
- рассмотреть вопрос о согласовании паспорта маршрута N5В (в случае предоставления паспорта маршрута N5В ИП Черновым В.А.) в соответствии с действующим законодательством РФ;
- внести изменения в нормативно-правовые акты Администрации Чайковского городского поселения Пермского края в части включения маршрута N5В в Единую сеть маршрутов регулярного сообщения Чайковского городского поселения с последующим заключением договора с ИП Черновым В.А. на осуществление пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на соответствующем маршруте.
О выполнении настоящего предписания сообщить в Пермское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю N 114-12-А (опубликовано 22 марта 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016