Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 22 марта 2012 г. N 06-10.1/15-2012
Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
председатель Комиссии - Шаров В.А. заместитель руководителя Омского УФАС России,
члены Комиссии:
Морозов А.А. - начальник отдела рекламы;
Веретельник М.С. - главный специалист-эксперт отдела рекламы;
Цынгалова Е.А. - ведущий специалист-эксперт отдела рекламы;
Невойт Е.А. - специалист-эксперт отдела рекламы,
рассмотрев дело N 06-10.1/15-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения ООО "Лидер-О" рекламы, содержащей признаки нарушения пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - Общества с ограниченной ответственностью "Лидер-О" (далее - ООО "Лидер-О", Общество), в лице представителя ООО "Лидер-О" <_> (доверенность N9 от 16.03.2012) установил:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, специалистом отдела рекламы Омского УФАС России выявлен факт распространения на странице 52 журнала "Выбирай соблазны большого города. Омск" N 2 (125) 1-15 февраля 2012 года рекламы "Go!Garin. Заказ такси 910-310_", которая сопровождалась вложением "визитки - вкладыша" с рекламой "Первое и единственное правильное такси для клиента. Маршрут точно и честно считает таксометр по спутнику тел. 910-310".
По информации ООО "Оксюморон" (издатель журнала "Выбирай соблазны большого города. Омск"), рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО "Лидер-О" (договор N 103 об оказании услуг по размещению рекламы от 09.08.2010 г., приложение N 59 от 23.01.2012 к договору N 103, согласованные рекламные макеты, платежные поручения N 00874 от 27.12.2011 и N 00088 от 01.02.2012).
В рекламном тексте на "визитке - вкладыше" ООО "Лидер-О" используются слова "первый" и "единственный".
Согласно Толковому словарю русского языка (С.И. Ожегов и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка имени В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: "А ТЕМП", 2004, с.410):
- слово "первый" выражает: 1) Один. 2) Первоначальный, самый ранний, действующий раньше всех других. 3) Лучший из всех в каком-нибудь отношении, отличный;
- слово "единственный" выражает: 1) Только один. 2)Только эти, только данные. 3) Исключительный, выдающийся.
Буквальное толкование текста рекламы ООО "Лидер-О": "Первое и единственное правильное такси для клиента. Маршрут точно и честно считает таксометр по спутнику. тел. 910-310" предполагает наличие в Омске "первой, лучшей и единственной службы такси".
Вместе с тем, никаких доказательств того, что ООО "Лидер-О" является "первой, лучшей и единственной службой такси" Обществом представлено не было, критерии оценки, позволяющих Обществу позиционировать себя как "первое и единственное" такси не указано.
Таким образом, реклама услуг такси ООО "Лидер-О" придает рекламодателю статус превосходства и исключительности (единственности места, где можно приобрести качественную услугу) и воспринимается потребителем рекламы как заявление о преимуществе услуги перед услугами, предлагаемыми другими хозяйствующими субъектами, действующими на рынке пассажирских автоперевозок.
Согласно пояснениям ООО "Лидер-О" от 16.03.2012, формулировка "Первое и единственное правильное такси" использовалась в рекламе ООО "Лидер-О", распространяемой в СМИ. Ненадлежащая реклама ООО "Лидер-О" была распространена по вине должностного лица ООО "Лидер-О" <_>
Таким образом, в действиях Общества усматриваются признаки нарушений требований пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" не допускается недостоверная реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе") ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу "Go!Garin. Заказ такси 910-310_", которая сопровождалась вложением "визитки - вкладыша" с рекламой "Первое и единственное правильное такси для клиента. Маршрут точно и честно считает таксометр по спутнику тел. 910-310", распространенную ООО "Лидер-О", поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 2 и пункта 1 части 3 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
2. Не выдавать ООО "Лидер-О" предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в связи с тем, что на момент рассмотрения дела указанная реклама не распространялась.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении должностного лица ООО "Лидер-О" <_> по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 22 марта 2012 г. N 06-10.1/15-2012
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016