Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области
от 21 марта 2012 г. N 3-01/07-2012
Резолютивная часть решения объявлена 15 марта 2012 года.
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
<_> - заместитель руководителя управления.
Члены Комиссии:
<_>- главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
<_>- ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
рассмотрев дело N 3-01/07-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы индивидуальным предпринимателем Чебаковой Л.Ф. (<_> г. Пенза, ул. <_> ИНН <_>) "_выстака-продажа шуб в кинотеатре "Октябрь"_действуют скидки, оплата наличными, удобный кредит или рассрочка_" (видеоролик прилагается) с нарушением части 7 статьи 5; части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"),
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - индивидуального предпринимателя Ч<_> установила:
В ходе осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистом Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области установлен факт распространения 02 февраля 2012 года в эфире телеканала "Наш дом" в программе "Наши новости" рекламы следующего содержания: "_выстака-продажа шуб в кинотеатре "Октябрь"_действуют скидки, оплата наличными, удобный кредит или рассрочка_", с признаками нарушения части 7 статьи 5; части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
Рассматриваемая реклама не содержала наименования или имя лица, оказывающего финансовые услуги, что предусмотрено требованиям части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
Антимонопольным управлением установлено, что рекламодателем вышеуказанной рекламы является индивидуальный предприниматель Ч<_> (г. Пенза, ул. <_> ИНН <_>), что подтверждается документами и материалами, предоставленными ЗАО "Телерадиокомпания "Наш дом" (договор на изготовление и размещение рекламы от 30.12.2011).
На рассмотрении дела Ч<_>согласилась с тем, что реклама, распространяемая в эфире телеканала "Наш дом" в программе "Наши новости" размещена с информацией о предоставлении кредита, без указания наименования кредитной организации.
Также пояснила, что 30 декабря 2011 года она заключила с ЗАО "Телерадиокомпания "Наш дом" договор на изготовление и размещение рекламы в эфире телеканала "Наш дом". В соответствии с договором ЗАО "Телерадиокомпания "Наш дом" произвело видеосъемку рекламного ролика, составило текст рекламы, после чего 02 февраля 2012 года разместило рекламу в эфире телеканала "Наш дом".
Индивидуальный предприниматель Ч<_> на рассмотрение дела представила договоры с ЗАО "Банк Русский Стандарт", ООО "Хоум Кредит энд Финанс Банк".
Изучив представленные документы, заслушав и исследовав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу:
В соответствии со статьёй 3 ФЗ "О рекламе", рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. При этом под объектом рекламирования понимается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие, на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно статье 3 ФЗ "О рекламе" в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Частью 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе" установлено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В силу части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Указанные нормы приняты в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемом объекте (услуге).
Вместе с тем, в рекламе индивидуального предпринимателя Ч<_> размещена информация о возможности оказания услуги в кредит без указания наименования кредитной организации, которая осуществляет предоставление кредита, что является нарушением части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
Текст рекламы свидетельствует о распространении индивидуальным предпринимателем Чебаковой Л.Ф. помимо рекламы товара и организации, реализующей указанный товар, рекламу финансовых услуг - "кредит", предоставляемого в связи с покупкой указанного товара (шуб).
Поскольку в указанной рекламе продажи шуб указана финансовая услуга - "кредит", которая направлена на формирование у потребителя желания ею воспользоваться, то существенной является также подробная информация, относящаяся к кредиту.
Таким образом, отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о кредите приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым кредитом.
В соответствии со статьей 3 ФЗ "О рекламе" под ненадлежащей рекламой понимается реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 38 ФЗ "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьей 28 законодательства Российской Федерации о рекламе несет рекламодатель.
Основываясь на фактических обстоятельствах дела и имеющихся документов, Комиссия пришла к выводу о нарушении индивидуальным предпринимателем Ч<_> требований части 7 статьи 5; части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе", выразившихся в размещении рекламы финансовых услуг без указания в ней наименования или имени лица, оказывающего данные услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя отчество).
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу "_выстака-продажа шуб в кинотеатре "Октябрь"_действуют скидки, оплата наличными, удобный кредит или рассрочка_", распространяемую 02 февраля 2012 года в эфире телеканала "Наш дом" в программе "Наши новости", поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5; части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать индивидуальному предпринимателю Ч<_> предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 21 марта 2012 года.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
о прекращении нарушения
законодательства Российской Федерации о рекламе
21 марта 2012 г. г.Пенза, ул.Урицкого, 127
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии:
<_>- заместитель руководителя управления
Члены Комиссии:
<_> - главный специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
<_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа, органов власти и рекламы,
рассмотрев дело N 3-01/07-2012 в отношении индивидуального предпринимателя Ч<_> (<_> г. Пенза, ул. <_> ИНН <_>) по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы 02 февраля 2012 года в эфире телеканала "Наш дом" в программе "Наши новости",
на основании своего решения от 21 марта 2012 года по делу N 3-01/07-2012 о признании ненадлежащей рекламы "_выстака-продажа шуб в кинотеатре "Октябрь"_действуют скидки, оплата наличными, удобный кредит или рассрочка_" (видеоролик прилагается), распространяемую 02 февраля 2012 года в эфире телеканала "Наш дом" в программе "Наши новости" и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Индивидуальному предпринимателю Ч<_> (<_> г. Пенза, ул. <_> ИНН <_>) в срок до 23 апреля 2012 года прекратить нарушение части 7 статьи 5; части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе", а именно привести в соответствие с законодательством рекламу "_выстака-продажа шуб в кинотеатре "Октябрь"_действуют скидки, оплата наличными, удобный кредит или рассрочка_", размещенную в эфире телеканала "Наш дом" в программе "Наши новости" и распространяемую иными способами на всей территории Российской Федерации, указать наименование кредитной организации, которая осуществляет предоставление кредита.
2. Индивидуальному предпринимателю Ч<_> представить в Пензенское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 27.04.2012.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Пензенское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить штраф на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 21 марта 2012 г. N 3-01/07-2012
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016