Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 6 февраля 2014 г. N 05-04-18.1/14
Резолютивная часть решения оглашена 04 февраля 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 06 февраля 2014 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
-Козлова А.А. - руководитель Челябинского УФАС России; |
Члены Комиссии |
-Расторгуева Ю.М.- начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; -Алимова А.В. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; |
рассмотрев жалобу N 05-04-18.1/14 ОСАО "РЕСО-Гарантия" на действия (бездействие) ГУП ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур, в присутствии заявителя, установила:
27.01.2014 в Челябинское УФАС России поступила жалоба ОСАО "РЕСО-Гарантия", перенаправленная ФАС России письмом от 16.01.2014 исх. N АД/755/14, на действия (бездействие), выразившиеся в необоснованном допуске к участию ООО СК "Гражданский страховой дом" к участию в запросе котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте для нужд ГУП ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур (извещение N 31300754629).
16.11.2012 на сайте www.zakupki.gov.ru размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг ГУП ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур (далее - Положение о закупках).
16.12.2013 ГУП ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур разместило на сайте www.zakupki.gov.ru извещением N 31300754629 информацию о проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте для нужд ГУП ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур.
Начальная (максимальная) цена договора: 1 868 460 рублей.
Место оказания услуг: ГУП ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур, 420368, г. Байконур, ул. Пионерская, 1.
Срок оказания услуг: с 01 января 2014 года по 31 декабря 2014 года.
Источник финансирования запроса котировок: финансирование закупки осуществляется за счет средств предприятия.
Дата и время начала подачи заявок на участие в запросе котировок: 17 декабря 2013 года с 08 часов 30 минут.
Дата и время окончания подачи заявок на участие в запросе котировок: 23 декабря 2013 года в 09 часов 00 минут.
27.12.2013 опубликован протокол N 1 вскрытия конвертов с заявками и рассмотрения заявок на участие в запросе котировок по извещению N 31300754629, согласно которому заявки поданы следующими организациями:
ОСАО "Ингосстрах" (дата поступления 18.12.2013 в 11 часов 30 минут вх. N 4720);
ОСАО "РЕСО-Гарантия" (дата поступления 23.12.2013 в 8 часов 36 минут);
ООО "Страховая компания "Гражданский страховой дом" (дата поступления 23.12.2013 в 8 часов 50 минут).
Согласно протоколу N 1 запроса котировок по извещению N 31300754629 победителем признан ООО СК "Гражданский страховой дом", предложивший наименьшую цену договора в размере 996 800 рублей (ОСАО "Ингострах" предложил - 1275900 рублей, а ОСАО "РЕСО-Гарантия" в размере 1242700 рублей).
25.12.2013 между заказчиком и ООО "СК "Гражданский страховой дом" заключен контракт (договор) N ОСОПО 001/1213 об организации осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
28.01.2014 Челябинским УФАС России размещено уведомление N 05-04-18.1/14, составленное на основании жалобы от 27.01.2014 вх. N 921 ОСАО "РЕСО-Гарантия", на сайте http://chel.fas.gov.ru/.
Представитель ОСАО "РЕСО-Гарантия" на Комиссии 04.02.2014 поддержал доводы, изложенные в жалобе, и пояснил следующее.
При участии в запросе котировок по извещению N 31300754629 ООО СК "Гражданский страховой дом" в нарушение Правил организации обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, утв. Постановлением Президиума Национального союза страховщиков ответственности от 14.12.2011 протоколом N 34 (далее - Постановление НССО), указал понижающий коэффициент, не предусмотренный указанным постановлением.
Минимальное значение понижающего коэффициента, предусмотренное Постановлением НССО, равно 0,85, а ООО СК "Гражданский страховой дом" применило коэффициент, равный 0,7, в связи с чем цена договора, предложенная ООО СК "Гражданский страховой дом", составила 998 800 рублей, а должна составлять 1242 700 рублей.
Учитывая, что цена рассчитана ООО СК "Гражданский страховой дом" в нарушение положений Постановления НССО, заказчик должен был отклонить заявку ООО СК "Гражданский страховой дом".
В первоначально опубликованном протоколе N 1 по запросу котировок по извещению N 31300754629 заказчиком была указана дата поступления заявки от ООО СК "Гражданский страховой дом" 23.12.2013 в 9:10, в то время как в соответствии с извещением о проведении запроса котировок установлена дата и время окончания подачи заявок на участие в запросе котировок до 23.12.2013 в 9:00.
В измененной редакции указанного протокола указано, что заявка ООО "СК "Гражданский страховой дом" поступила 23.10.2013 в 8:50.
Заявитель требует обратить внимание на данное изменение, провести соответствующую проверку и дать правовую оценку действиям заказчика, поскольку по информации ОСАО "РЕСО-Гарантия" в первоначальной редакции протокола указано верное время поступления заявки ООО "СК "Гражданский страховой дом".
С учетом изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об отмене протокола N 1 по запросу котировок по извещению N 31300754629 и о повторном проведении запроса котировок по извещению N 31300754629.
ООО СК "Гражданский страховой дом" по доводам жалобы ОСАО "РЕСО-Гарантия" в письме от 03.02.2014 вх. N 1296 пояснило следующее.
При расчете страховой премии по договору ОСОПО страховщик вправе применить дополнительный понижающий коэффициент, устанавливаемый им исходя из уровня безопасности опасного объекта, в том числе с учетом соблюдения требований технической и пожарной безопасности эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте (п. 9 ст. 7 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" от 27.10.2010 N 225-ФЗ, далее - Закон N 225-ФЗ).
ООО СК "Гражданский страховой дом" после проведения осмотра объектов заказчика, подлежащих страхованию, пришел к выводу о возможности применения понижающего коэффициента (далее - КУБ) равном 0,7, возможность применения которого предусмотрена частью 7 статьи 29 Закона N 225-ФЗ.
С учетом изложенного, ООО СК "Гражданский страховой дом" просит признать жалобу ОСАО "РЕСО-Гарантия" необоснованной.
ГУП ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур по доводам жалобы ОСАО "РЕСО-Гарантия" в письме от 31.01.2014 исх. N 710 пояснило следующее.
В соответствии с пунктом 17 документации по проведению открытого запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте для нужд ГУП ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур в заявке на участие в запросе котировок должна быть указана цена договора с учетом всех затрат, налогов, сборов и пошлин, согласно действующему законодательству РФ.
В извещении N 31300754629 заказчик не указывал конкретного значения КУБ.
Размер КУБ определяется участниками самостоятельно.
Оснований для проверки расчета страховыми организациями правильности цены, в том числе применения КУБ, заказчик не имеет.
Для заказчика главное, чтобы размер цены участника заявки не превышал размера цены, указанной в извещении N 31300754629, и был наименьшим из всех предложенных другими участниками.
К участию в запросе котировок были допущены все участники, которые подали заявки на участие.
Заявка ООО "СК "Гражданский страховой дом" подана в установленный в извещении срок, т. е. до 9:00 23.12.2013, что подтверждается журналом входящей корреспонденции.
В протоколе N 1 по запросу котировок заказчиком была допущена опечатка о времени и дате поступления заявки, которая была исправлена после обнаружения.
С учетом изложенного, ГУП ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур просит признать жалобу ОСАО "РЕСО-Гарантия" необоснованной.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.
1. Довод заявителя о том, что заказчик должен был не допустить к участию в запросе котировок по извещению N 31300754629 ООО "СК "Гражданский страховой дом" по причине неправильного расчета цены договора, Комиссия не принимает по следующим основаниям.
ОСАО "РЕСО-Гарантия" полагает незаконным применение ООО "СК "Гражданский страховой дом" в расчетах страховой премии по договору обязательного страхования минимального значения дополнительного понижающего коэффициента равного 0,7 по всем опасным объектам, подлежащим страхованию, в результате чего последним неправомерно был снижен размер страховой премии до 996 800 рублей, в то время как заявитель применил значение коэффициента, равное 0,85, которое является максимальным понижающим коэффициентом в соответствии с Постановлением НССО.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона N 225-ФЗ страховая премия по договору обязательного страхования определяется как произведение устанавливаемых в соответствии с настоящим законом страховой суммы и страхового тарифа.
В пункте 3 статьи 7 Закона об обязательном страховании установлено, что страховые тарифы, структура страховых тарифов и порядок их применения при расчете страховой премии устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Законом N 225-ФЗ.
Пунктами 6, 7 и 8 статьи 7 Закона N 225-ФЗ установлено, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются с учетом технических и конструктивных характеристик опасных объектов. Коэффициенты страховых тарифов устанавливаются в зависимости от:
вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможного количества потерпевших;
отсутствия или наличия страховых случаев, произошедших в период действия предшествующего договора обязательного страхования из-за нарушения страхователем норм и правил эксплуатации опасного объекта, установленных законодательством Российской Федерации.
При расчете страховой премии по договору обязательного страхования страховщик вправе применять дополнительный понижающий коэффициент, устанавливаемый им исходя из уровня безопасности опасного объекта, в том числе с учетом соблюдения требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте (пункт 9 статьи 7 Закона N 225-ФЗ).
В подпункте 3 пункта 1 статьи 19 Закона N 225-ФЗ указано, что профессиональным объединением страховщиков устанавливаются стандарты и правила профессиональной деятельности, обязательные для его членов и содержащие требования в отношении: порядка определения вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и уровня безопасности опасного объекта.
НССО является профессиональным объединением страховщиков, членами которого являются ОСАО "РЕСО-Гарантия" и ООО "СК "Гражданский страховой дом".
Ссылка ОСАО "РЕСО-Гарантия" на Постановление НССО, в котором определен понижающий коэффициент 0,85, Комиссией не может быть принята, так как Законом N 225-ФЗ не предусмотрено право для НССО устанавливать стандарты и правила профессиональной деятельности, обязательные для его членов и содержащие требования в отношении минимального размера дополнительного понижающего коэффициента.
Кроме того, в соответствии с частью 9 статьи 7 Закона N 225-ФЗ при расчете страховой премии по договору обязательного страхования страховщик вправе применять дополнительный понижающий коэффициент, устанавливаемый им исходя из уровня безопасности опасного объекта, в том числе с учетом соблюдения требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии на опасном объекте.
В силу части 10 статьи 7 Закона N 225-ФЗ значение коэффициента, указанного в части 9 данной статьи, не может быть более 1,0 и менее 0,6.
Поскольку часть 10 статьи 7 Закона N 225-ФЗ вступает в силу с 1 января 2016 года (часть 6 статьи 29 Закона N 225-ФЗ), то до 1 января 2016 года минимальные значения дополнительного понижающего коэффициента, устанавливаемого страховщиком, устанавливаются в следующих размерах: с 1 января 2014 года до 31 декабря 2014 года - 0,7 (часть 7 статьи 29 Закона N 225-ФЗ).
Таким образом, страховщики вправе до 31.12.2014 применять понижающий коэффициент 0,7. В данном случае в связи с тем, что заказчик определил начальную (максимальную) цену договора в сумме 1 868 460 рублей, ООО "СК "Гражданский страховой дом" воспользовалось своим правом, предусмотренным в части 9 статьи 7 Закона N 225-ФЗ, и применило дополнительный понижающий коэффициент со значением 0,7.
Доказательства того, что применение ООО "СК Гражданский страховой дом" дополнительного понижающего коэффициента со значением 0,7 при расчете страховой премии по договору является неверным и противоречащим каким-либо нормативным правовым актам в сфере страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, на Комиссию заявителем не представлено.
С учетом изложенного, цена договора, предложенная ООО "СК "Гражданский страховой дом", соответствует действующему законодательству, поэтому оснований для не допуска к участию в конкурсе ООО "СК "Гражданский страховой дом" у заказчика не имелось.
2. По вопросу поступления заявки ООО "СК "Гражданский страховой дом" на запрос котировок по извещению N 31300754629 Комиссия, обозрев выкопировку из журнала входящей корреспонденции ГУП ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур, пришла к выводу о поступлении заявки ООО "СК "Гражданский страховой дом" заблаговременно, т.е. до окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок по извещению N 31300754629.
Доказательств, подтверждающих поступление заявки ООО "СК "Гражданский страховой дом" с нарушением срока, предусмотренного извещением N 31300754629, ОСАО "РЕСО-Гарантия" не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать жалобу ОСАО "РЕСО-Гарантия" (вх. N 921 от 27.01.2014) на действия ГУП ПЭО "Байконурэнерго" г. Байконур необоснованной.
Председатель Комиссии
А.А. Козлова
Члены Комиссии
Ю.М. Расторгуева
А.В. Алимова
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Челябинской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 6 февраля 2014 г. N 05-04-18.1/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016