Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 8435/03-2012
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере размещения заказов в составе: <_>
рассмотрев дело N 8435/03-2012, возбужденное по жалобе Покусаева Г.В. (далее - заявитель), на действия заказчика - Областное государственное казенное учреждение "Ульяновскоблстройзаказчик" Министерства строительства Ульяновской области (далее - ОГКУ "Ульяновскоблстройзаказчик", заказчик) (уполномоченный орган - Министерство экономики Ульяновской области, далее - уполномоченный орган) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0168200002412000297 на выполнение работ по завершению строительства объекта: "Здание комплексной реабилитации Максимовского детского дома-интерната для глубоко умственно отсталых детей в с. Максимовка Ульяновского района Ульяновской области" (начальная (максимальная) цена контракта - 126 331 230,00 руб., дата окончания срока подачи заявок - 19.03.2012 г.) по признакам нарушения Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ (далее - Закон о размещении заказов, Закон), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов, в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 г. N 379, установила:
Вх. N 2104 от 16.03.2012 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба Покусаева Г.В. на действия заказчика при проведении вышеуказанного открытого аукциона в электронной форме.
Содержание жалобы составило указание на следующее.
По мнению заявителя, заказчиком 02.03.2012 г. в нарушение положений ч. 5 ст. 41.5 Закона о размещении заказов был изменен объем выполняемых работ и, следовательно, предмет контракта, начальная (максимальная) цена контракта была увеличена с 9 194 130, 00 руб. до 126 331 230, 00 руб.
На основании вышеизложенного, заявитель просит провести проверку действий заказчика и выдать предписание с целью устранения нарушения.
На заседание Комиссии 21.03.2012 г. представитель Покусаева Г.В. не явился (доказательство надлежащего уведомления - отчет об отправке факса от 16.03.2012 г. в 15:54).
На заседании Комиссии 21.03.2012 г. представитель заказчика доводы, изложенные в жалобе, не признала, представила письменные возражения (вх. N 2221 от 21.03.2012 г.), содержание которых составляет указание на следующее.
Согласно ч. 5 ст. 41.5 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме не позднее, чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Дата окончания срока подачи была определена как 19.03.2012 г.
Решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме было принято 02.03.2012 г.
Предмет открытого аукциона в электронной форме, как указывает заказчик, не был изменен, изменения были приняты лишь в части начальной (максимальной) цены контракта.
Представитель уполномоченного органа с доводами жалобы не согласился, поддержал доводы заказчика.
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15:00 22.03.2012 г. для документального анализа материалов по делу.
После перерыва 22.03.2012 г. иных пояснений и ходатайств представлено не было.
Рассмотрев представленные материалы, а также проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, Комиссия приняла решение признать жалобу Покусаева Г.В. обоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.
В соответствии с частью 5 статьи 41.5 Закона о размещении заказов Заказчик, уполномоченный орган вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме. Изменение предмета открытого аукциона в электронной форме не допускается.
Согласно извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме 0168200002412000297 предметом данного аукциона является выполнение работ по завершению строительства объекта: "Здание комплексной реабилитации Максимовского детского дома-интерната для глубоко умственно отсталых детей в с. Максимовка Ульяновского района Ульяновской области".
В соответствии с частью 2 статьи 763 Гражданского Кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Таким образом, предметом договора на выполнение работ являются работы в установленном технической документацией объеме.
17.02.2012 г. на официальном сайте www.zakupki.gov.ru были опубликованы извещение и документация об открытом аукционе в электронной форме N 0168200002412000297, в соответствии с которой необходимо было выполнить работы согласно разделу 2 "Техническая часть" документации об аукционе. Согласно части 2 раздела 2 "Техническая часть" объем работ был определен локальными сметами NN ЛС-06-08-01 "Ремонт конструкций котельной", ЛС-06-08-02 "Фундаменты под оборудование и дымовые трубы котельной", ЛС-06-08-03 "В-1-Водопровод хозяйственно-питьевой-противопожарный котельной", ЛС-06-8-04 "К-2-Канализация хозяйственно-бытовая-котельной", ЛС-06-08-05 "Тепломеханическое оборудование и трубопроводы котельной", ЛС-08-06-06И "Газоснабжение котельной", ЛС-06-08-07 "Электроснабжение котельной", ЛС-06-08-08 "Автоматика котельной" (Приложение N 3 к аукционной документации), которые включали в себя только работы по оборудованию котельной.
Вместе с тем, решением о внесении изменений в документацию об аукционе в электронной форме от 02.03.2012 г. был изменен (увеличен) объем работ путем добавления локальных смет NN ЛС-02-02-01 - ЛС-02-02-20; NN ЛС-02-09-01 - ЛС-02-09-09; NN ЛС-04-03-02и-1 - ЛС-04-03-05и; NN ЛС-06-07-01 - ЛС-06-07-03; NN ЛС-06-04-01и-1 - ЛС-06-04-08и; N ЛС-06-08-08; NN ЛС-07-05-01и - ЛС-07-05-05и-1; NN ЛС-09-06-01и - ЛС-09-06-07 ("Здание комплексной реабилитации", "ПРУ", "Сети энергоснабжения", "Инженерные сети", "Локальные очистные сооружения", "Котельная", "Благоустройство", "Пусконаладочные работы"), в связи с чем увеличена начальная (максимальная) цена контракта с 9 194 130, 00 руб. до 126 331 230, 00 руб.
В соответствии с подпунктом 3.2 пункта 3 Порядка взаимодействия уполномоченного органа и государственных заказчиков, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской обл. от 18.12.2007 N 29/478 (ред. от 27.12.2011) государственный заказчик формирует технико-экономическое задание, в том числе, определяет предмет государственного контракта/гражданско-правового договора с учетом потребностей в товарах, работах, услугах, формирует лоты (в случае необходимости).
Таким образом, заказчиком в нарушение части 5 статьи 41.5 Закона о размещении заказов был изменен предмет открытого аукциона в электронной форме.
Следовательно, жалоба Покусаева Г.В. является обоснованной.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов, в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379 Комиссией было установлено следующее.
1. Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона.
Согласно части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно части 3 статьи 17 запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
а) в соответствии с пунктом 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10 ноября 1989 года N 147, строительство объектов "под ключ" осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Согласно Письму ФАС РФ от 23.05.2011 г. N ИА/19713 "О разъяснении Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" по вопросу размещения заказа на строительство объекта "под ключ" заказчик вправе предусмотреть в документации о торгах необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
Объединение в один предмет торгов строительных работ и поставки оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства, приведет к необоснованному ограничению количества участников размещения заказа.
На основании изложенного, включение в состав одного предмета торгов строительных работ и оборудования, поставка и установка которого технологически и функционально не связана со строительно-монтажными работами и может осуществляться отдельно, влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа и является нарушением части 3 статьи 22, части 3.1 статьи 34, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Предметом открытого аукциона в электронной форме выполнение работ по завершению строительства объекта: "Здание комплексной реабилитации Максимовского детского дома-интерната для глубоко умственно отсталых детей в с. Максимовка Ульяновского района Ульяновской области".
Согласно пункту 5 Раздела 1 "Информационная карта аукциона" аукционной документации объем выполняемых работ определен разделом 2 "Техническая часть" документации об указанном открытом аукционе в электронной форме.
В составе сметной документации имеются Локальная смета N ЛС-07-05-05и-1 "Малые формы", Локальная смета N ЛС-07-05-04и "Озеленение", Локальная смета N ЛС-02-09-09 "Слаботочные устройства", которые предусматривают поставку и установку следующего оборудования, в том числе: диван, гимнастический комплекс, фигурки ж/б "Птичка", стойка баскетбольная, тренажер, беседка, детский игровой комплекс, телефонный аппарат "Спектор-202" и др.
Вместе с тем, поставка указанного оборудования не является технологически и функционально связанной со строительством объекта; поставка и установка данного оборудования может быть выполнена впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
Кроме того, в составе сметной документации имеется смета N ЛС-07-05-04и "Озеленение", которая предусматривают, в том числе: посадка деревьев и кустарников с комом земли, береза бородавчатая, посадка кустарников-саженцев в группы, уход за деревьями или кустарниками с комом земли, кизильник (разные виды), жимолость каприфоль, можжевельник казацкий, роза кустовая и др.
Вместе с тем, работы по озеленению и благоустройству участка не являются технологически и функционально связанными с работами по строительству объекта, что также является нарушением ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов.
б) Локальные сметы N ЛС-02-02-16и "Монтаж оповещения о пожаре" и N ЛС-02-02-17 "Монтаж пожарной сигнализации" (Приложение N 3 к аукционной документации) предусматривают такие виды работ, как: установка ПС извещателя автоматического, монтаж приборов ПС приемно-контрольных пусковых, монтаж прибора управления оповещением, монтаж реле, ключа, кнопки и др. с подготовкой места установки (извещатель ручной).
Вместе с тем, указанные виды работ не связаны с предметом открытого аукциона в электронной форме и для их производства также необходимы соответствующие разрешительные документы: лицензия на право осуществления деятельности по производству работ по монтажу ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Таким образом, объединение в один лот различных по функциональным характеристикам работ влечет ограничение конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в торгах по отдельным работам или группам работ, поскольку, исходя из положений документации об аукционе в электронной форме и требований части 3 статьи 41.6, части 6 статьи 41.8, части 6 статьи 41.11 Закона о размещении заказов, заявка участника размещения заказа признается не соответствующей требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме, при этом заключение контракта на выполнение отдельных работ в рамках лота не допускается.
Следовательно, Заказчик, объединив в один лот технологически и функционально не связанные между собой работы, установил требования, влекущие ограничение количества участников размещения заказа и нарушил требование части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов.
В соответствии с подпунктом 3.2 пункта 3 Порядка взаимодействия уполномоченного органа и государственных заказчиков, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской обл. от 18.12.2007 N 29/478 (ред. от 27.12.2011) государственный заказчик формирует технико-экономическое задание, в том числе, определяет существенные условия (наименование, характеристики и количество (объем); место, сроки, условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг; срок, порядок и условия оплаты; обязательства сторон, порядок приемки товаров, работ, услуг, ответственность сторон, иные условия) контракта в соответствии с требованиями законодательства.
Следовательно, нарушение требования части 3.1 статьи 34 Закона о размещении допущено заказчиком - ОГКУ "Ульяновскоблстройзаказчик".
2. Согласно пункту 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов при размещении заказа путем проведения торгов к участникам размещения заказа устанавливается требование о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Согласно извещению о проведении открытого аукциона в электронной форме 0168200002412000297 предметом данного аукциона является выполнение работ по завершению строительства объекта: "Здание комплексной реабилитации Максимовского детского дома-интерната для глубоко умственно отсталых детей в с. Максимовка Ульяновского района Ульяновской области".
В составе сметной документации имеются такие сметы как Локальная смета N ЛС-02-02-16и "Монтаж оповещения о пожаре", Локальная смета N ЛС-02-02-17 "Монтаж пожарной сигнализации" (Приложение N 3 к аукционной документации), которые предусматривают такие виды работ, как: установка ПС извещателя автоматического, монтаж приборов ПС приемно-контрольных пусковых, монтаж прибора управления оповещением.
Согласно пункту 39 части 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Лицензирование деятельности по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений осуществляется лицензирующим органом Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий (далее - МЧС России) в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 г. N 1225 и Законом о лицензировании.
Следовательно, для выполнения работ, предусмотренных Локальными сметами N ЛС-02-02-16и "Монтаж оповещения о пожаре", N ЛС-02-02-17 "Монтаж пожарной сигнализации" необходимо наличие лицензии на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, выдаваемой МЧС России.
Вместе с тем, документация об аукционе в электронной форме не содержит требования к участникам размещения заказа о предоставлении в составе заявки указанной лицензии.
В соответствии с подпунктом 3.2 пункта 3 Порядка взаимодействия уполномоченного органа и государственных заказчиков, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской обл. от 18.12.2007 N 29/478 (ред. от 27.12.2011) государственный заказчик формирует технико-экономическое задание, в том числе, определяет существенные условия (наименование, характеристики и количество (объем); место, сроки, условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг; срок, порядок и условия оплаты; обязательства сторон, порядок приемки товаров, работ, услуг, ответственность сторон, иные условия) контракта в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно пункту 27 Приложения N 2 "Примерная форма технико-экономического задания на размещение заказа" к Порядку взаимодействия уполномоченного органа и государственных заказчиков, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской обл. от 18.12.2007 N 29/478 (ред. от 27.12.2011) заказчик устанавливает требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, в том числе, указывается необходимость наличия лицензии, свидетельства, разрешения и т.п. документов, требования к их содержанию, составу и наименование и реквизиты нормативного правового акта, на основании которого установлено заказчиком данной требование к участникам.
Таким образом, заказчиком нарушен пункт 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов в части отсутствия требования к участникам размещения заказа о наличии лицензии МЧС России на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 5 статьи 17, частями 1, 2, 4 статьи 57, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 14.11.2007 г. N 379, решила:
Признать жалобу Покусаева Г.В. обоснованной.
Признать в действиях заказчика нарушение ч. 5 ст. 41.5, ч. 3.1 ст. 34, п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
Обязать заказчика, уполномоченный орган устранить допущенное нарушение путем внесения изменений в документацию об открытом аукционе в электронной форме и продления срока подачи заявок в соответствии с требованиями законодательства, на что выдать предписание.
Передать материалы дела N 8435/03-2012 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
<_>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Областное государственное казённое учреждение "Ульяновскоблстройзаказчик" Министерства строительства Ульяновской области __________________________________
432027, Ульяновская обл., г. Ульяновск, ул. Радищева, д. 171
Министерство экономики Ульяновской области
__________________________________
432063, г. Ульяновск, ул. Дмитрия Ульянова, д.7
Копия для: ЭТП ММВБ "Госзакупки"
__________________________________
125009, г. Москва, Большой Кисловский пер., д.13
e-mail: etp-auditors@micex.com
ПРЕДПИСАНИЕ N 31
22.03.2012 г. г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере размещения заказов в составе: <_>
руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 57, на основании частей 1, 4, 5, 9 статьи 17, части 6 статьи 60 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ (далее - Закон о размещении заказов) и на основании своего решения от 22.03.2012 г. по делу N 8435/03-2012, возбужденному по жалобе Покусаева Г.В. на действия заказчика - Областное государственное казённое учреждение "Ульяновскоблстройзаказчик" Министерства строительства Ульяновской области, (уполномоченный орган - Министерство экономики Ульяновской области) при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0168200002412000297 на выполнение работ по завершению строительства объекта: "Здание комплексной реабилитации Максимовского детского дома-интерната для глубоко умственно отсталых детей в с. Максимовка Ульяновского района Ульяновской области" (начальная (максимальная) цена контракта - 126 331 230,00 руб., дата окончания срока подачи заявок - 19.03.2012 г.) по признакам нарушения заказчиком части 5 статьи 41.5, части 3.1 статьи 34, пункта 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, предписывает:
1. Областному государственному казённому учреждению "Ульяновскоблстройзаказчик" Министерства строительства Ульяновской области, Министерству экономики Ульяновской области в срок до 02.04.2012 г. устранить нарушения части 3.1 статьи 34, пункта 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов путем внесения изменений в документацию об открытом аукционе в электронной форме и продления срока подачи заявок в соответствии с требованиями законодательства.
2. Оператору электронной торговой площадки ЭТП ММВБ "Госзакупки" необходимо обеспечить возможность исполнения указанного предписания.
3. В срок до 09.04.2012 г. представить письменное доказательство исполнения настоящего предписания.
<_>
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 8435/03-2012
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016