Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
от 26 марта 2012 г. N 38-17К
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по рассмотрению дела N 38-17к о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: <_> - председатель Комиссии; <_> - члены Комиссии,
в присутствии представителей:
ответчика - ОАО "Воронежоблгаз" <_> <_>
заявителя: ЗАО "Московская акционерная страховая компания" <_>
заинтересованного лица - ЗАО "Страховая бизнес группа" <_> <_>
рассмотрев дело N38-17к, возбужденное 14.02.2012 г. в отношении ОАО "Воронежоблгаз" по признакам нарушения требований ч.1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
26.12.2011 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступило заявление ЗАО "Московская акционерная страховая компания" (далее - заявитель) о нарушении организатором торгов - ОАО "Воронежоблгаз" (далее - ответчик) требований ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции, выразившемся в установлении порядка оценки заявок на участие в открытом конкурсе по отбору страховой организации для оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (реестровый номер торгов - 0631000000111000002), влекущего ограничение конкуренции.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив предоставленные доказательства, Комиссия установила следующее.
16.11.2011 года ОАО "Воронежоблгаз" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении конкурса и конкурсная документация.
Согласно внесенным 09.12.2011 года изменениям в конкурсную документацию (п. 12, 13 раздела 1.2 "Информационная карта конкурса") критериями оценки заявок на участие в конкурсе, являются:
1. Цена контракта, значимость критерия - 80%.
Оценка заявок по критерию "Цена контракта" осуществляется в следующем порядке.
Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию "Цена Контракта", определяется по формуле:
Rai=(Аmax-Аi)/Аmax*100
где:
Rai - рейтинг, присуждаемый i- заявки по данному критерию;
Аmax - начальная (максимальная) цена контракта;
Аi-предложение i-го участника конкурса по цене контракта.
Полученный результат умножается на значимость данного критерия (значение критерия в процентах, делённое на 100).
2. Качество услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на оказание услуг, значимость критерия - 20%.
Для оценки критерия "Качество услуг и (или) квалификация участника конкурса" установлены показатели:
Показатель |
Характеристики показателя |
Максимальный балл по показателю |
С1 |
Маржа платежеспособности - указывается в процентах (%). Подтверждается отчетом о платежеспособности страховой организации форма N 6 - страховщик, за 9 месяцев 2011 г. (код строки 008)/(код строки 007)*100) |
50 |
С2 |
Консультации и наличие юридической поддержки при сборе документов для получения выплаты по страховым случаям. |
50 |
По каждому показателю критерия рассчитывается среднее арифметическое оценок в баллах членов конкурсной комиссии: путём отношения суммы выставленных каждым членом конкурсной комиссии баллов к количеству членов конкурсной комиссии, принявших участие в оценке и сопоставлении заявок.
Рейтинг, присуждаемый заявке по критерию "Качество услуг и квалификация Участника размещения заказа" определяется по формуле:
i i i
Rci=C1+C2+.+Ck
где:
Rci - рейтинг, присуждаемый i-й заявке по указанному критерию;
i
Ck - значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии), присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по k-му показателю, где k - количество установленных показателей.
Полученный результат умножается на значимость данного критерия (значение критерия в процентах, делённое на 100).
Итоговый рейтинг для каждой конкурсной Заявки определяется как сумма рейтингов Заявки на участие в конкурсе по каждому критерию, рассчитанных в соответствии с указанным выше порядком и умноженных на их значимость.
Первый порядковый номер присваивается конкурсной Заявке, набравшей наибольший итоговый рейтинг. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие условия.
На участие в конкурсе подано 5 заявок (ЗАО "Московская акционерная страховая компания", ЗАО "Страховая бизнес группа", ОАО "Страховая акционерная компания "Энергогарант", ОАО "Страховое общество газовой промышленности", ООО "Росгосстрах"); допущено к участию в конкурсе 4 участника (ЗАО "Страховая бизнес группа", ОАО "Страховая акционерная компания "Энергогарант", ОАО "Страховое общество газовой промышленности", ООО "Росгосстрах").
Согласно протоколу от 13.01.2012 года N 0631000000111000002-3 оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе победителем конкурса признано ЗАО "Страховая бизнес группа".
По мнению заявителя в действиях ОАО "Воронежоблгаз" содержится нарушение требований Закона о размещении заказов, выразившееся в установлении в конкурсной документации порядка оценки заявок на участие в конкурсе по критерию "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса", влекущего ограничение конкуренции среди участников размещения заказа, поскольку показатель, выраженный в процентах: "маржа платежеспособности", рассчитываемый по формуле: "(код строки 008/код строки 007)*100" не характеризует степень платежеспособности страховщика по сравнению с иными страховщиками и предусматривает присвоение наибольшего балла юридическому лицу, обладающему наименьшим уставным капиталом.
Представители ответчика, заинтересованного лица с доводами заявителя не согласились, нарушений требований антимонопольного законодательства в действиях организатора торгов - ОАО "Воронежоблгаз" не признали.
На рассмотрении жалобы представители ответчика, заинтересованного лица пояснили, что указанная формула определяет выраженное в процентах значение превышения фактического размера маржи платежеспособности над нормативным размером маржи платежеспособности, которое является показателем платежеспособности организации, в соответствии с Положением о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств, утвержденным Приказом Минфина РФ от 02.11.2001 года N 90н. Наибольшему значению данного показателя соответствует высший балл.
Согласно Устава основным видом деятельности ОАО "Воронежоблгаз", в числе прочего, является: "транспортировка и реализация газа на территории Воронежской области".
Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" установлено, что деятельность по транспортировке газа относится к сфере естественной монополии.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в редакции, действовавшей на момент размещения заказа, субъекты естественных монополий осуществляли отбор финансовых организаций для оказания финансовых услуг по страхованию имущества путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Согласно изменений, внесенных в ч. 1 ст. 18 Закона "О защите конкуренции", вступивших в силу 06.01.2012 года, деятельность по страхованию имущества исключена из перечня услуг, в отношении которых субъекты естественных монополий обязаны осуществлять отбор участников торгов путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов.
Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В ходе рассмотрения дела достаточных и бесспорных доказательств того обстоятельства, что действия ОАО "Воронежоблгаз", выразившиеся в установлении в конкурсной документации порядка оценки заявок на участие в конкурсе по критерию "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса", ограничивают круг потенциальных участников и доступ к торгам, то есть конкуренцию, создают конкретному участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественные условия, следовательно могут привести к нарушению требований Закона "О защите конкуренции" Комиссии не предоставлено.
На основании изложенного, учитывая то обстоятельство, что к участию в конкурсе было допущено 4 участника, Комиссия пришла к выводу, что в ходе рассмотрения настоящего дела факт нарушения антимонопольного законодательства в действиях ОАО "Воронежоблгаз" - установление порядка оценки заявок на участие в открытом конкурсе по отбору страховой организации для оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (реестровый номер торгов - 0631000000111000002), влекущего ограничение конкуренции - не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 23, 41, 49 Федерального закона "О защите конкуренции", Комиссия решила:
прекратить дело в отношении ОАО "Воронежоблгаз" в связи с отсутствием в его действиях нарушений антимонопольного законодательства.
Резолютивная часть объявлена 16.03.2012 г.
Решение изготовлено в полном объеме 26.03.2012 г.
Председатель Комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 26 марта 2012 г. N 38-17К
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016