Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
от 26 июня 2015 г. N 290/04
Резолютивная часть решения оглашена "23" июня 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено "26" июня 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
рассмотрев дело N 290/04 по признакам нарушения ЗАО "АТП N 5" ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") в присутствии:
- представителя ЗАО "АТП N 5" - <_>
- представителей ООО "РОУТ 161" - <_> установила:
Настоящее дело возбуждено на основании приказа Ростовского УФАС России от 25.02.2015 г. N 133 по результатам рассмотрения заявления ООО "РОУТ 161" о представлении ЗАО "АТП N 5" недостоверных сведений в составе заявки на участие в проведенном Министерством транспорта Ростовской области конкурсе N 19 на право заключения договора о выполнении пассажирских перевозок.
Определением Ростовского УФАС России от 27.02.2015 г. рассмотрение дела назначено на 26.03.2015 г.; к участию в деле привлечены: ЗАО "АТП N 5" в качестве ответчика; ООО "РОУТ 161" в качестве заявителя; Министерство транспорта Ростовской области в качестве заинтересованного лица.
Определением Ростовского УФАС России от 26.03.2015 г. рассмотрение дела отложено на 25.05.2015 г. в целях истребования дополнительных сведений и документов.
Определением Ростовского УФАС России от 25.05.2015 г. срок рассмотрения дела продлен до 27.07.2015 г.; рассмотрение дела отложено на 23.06.2015 г. в целях получения дополнительных доказательств.
В связи с производственной необходимостью приказом Ростовского УФАС России от 22.06.2015 г. N 376 состав Комиссии изменен.
Комиссия Ростовского УФАС России, изучив материалы настоящего дела, пришла к следующим выводам.
19.12.2014 г. Министерство транспорта Ростовской области разместило в сети "Интернет" извещение о проведении конкурса N 19 "На право заключения договора о выполнении пассажирских перевозок" (далее - конкурс).
ЗАО "АТП N 5" подало заявки на участие в конкурсе по лотам NN 13, 15, 16, 17.
Помимо ЗАО "АТП N 5" заявку на участие в конкурсе по лоту N 17 подало - ООО "РОУТ 161".
По итогам оценки конкурсных заявок по лоту N 17 ЗАО "АТП N 5" начислено 672 балла, ООО "РОУТ 161" - 669 баллов.
Согласно протоколу оценки заявок на участие в конкурсе от 11.02.2015 г. ЗАО "АТП N 5" признано победителем конкурса по лоту N 17, как лицо, набравшее наибольшее количество конкурсных баллов.
25.02.2015 г. между Министерством транспорта Ростовской области и ЗАО "АТП N 5" заключен договор N 15-Г о выполнении пассажирских перевозок по маршрутам, включенным в лоты NN 13, 16, 17.
Вместе с тем:
Согласно приложению N 7 к конкурсной документации оценка конкурсных предложений участников конкурса производится с учетом следующих критериев:
- за 1 единицу подвижного состава, оснащенного приспособлениями для перевозки инвалидов, маломобильных групп населения начисляется 20 баллов;
- за 1 единицу подвижного состава, отвечающего экологическому показателю выше Евро 4 начисляется 30 баллов, Евро 4 - 25 баллов, Евро 3 - 20 баллов, Евро 2 - 15 баллов, Евро 1 - 10 баллов;
- за 1 единицу подвижного состава, имеющего багажное отделение, начисляется 20 баллов;
- за 1 единицу подвижного состава, оснащенного кондиционером, начисляется 20 баллов.
ЗАО "АТП N 5" заявило для участия в конкурсе по лоту N 17 следующих 2 автобуса:
- Mercedes-Benz 223602 (гос. номер <_>), 2014 г.в., вместимость человек - 19, экологический класс Пятый, оснащен приспособлениями для перевозки инвалидов, маломобильных групп населения, имеет багажное отделение и кондиционер.
- Mercedes-Benz 223203 (гос. номер <_>), 2014 г.в., вместимость человек - 19, экологический класс Пятый, оснащен приспособлениями для перевозки инвалидов, маломобильных групп населения, имеет багажное отделение и кондиционер.
1. В подтверждение информации об оснащении автобусов приспособлениями для перевозки инвалидов ЗАО "АТП N 5" представило заключенный им с ООО "Милосердие" договор подряда от 26.12.2014 г. на переоборудование автобусов для перевозки инвалида в коляске.
В ответ на запрос Ростовского УФАС России о представлении сведений относительно установки приспособлений для перевозки инвалидов ООО "Милосердие" представило следующую информацию:
Работы по переоборудованию указанных выше транспортных средств произведены в период с 28.12.2014 г. по 30.12.2014 г., что подтверждается актами выполненных работ от 30.12.2014 г. Оплата выполненных работ по договору подряда от 26.12.2014 г. перенесена на 2 квартал 2015 г. по просьбе ЗАО "АТП N 5". В дальнейшем срок оплаты был установлен следующий: до 2015 г. равными частями из расчета 30000 руб. в месяц, начиная с апреля.
Далее ЗАО "АТП N 5" 23.01.2015 г. обратилось к ООО "Милосердие" с просьбой ранее переоборудованные транспортные средства разоборудовать и привести в первоначальный ГОСТ в связи с производственной необходимостью. Указанные автомобили были приведены в первоначальный ГОСТ (акты выполненных работ от 27.01.2015 г. и 28.01.2015 г.).
При выполнении работ по установке в транспортных средствах ЗАО "АТП N 5" приспособлений для перевозки инвалидов, ООО "Милосердие" использовало патент на промышленный образец N 72534 "Автомобиль для перевозки пассажиров" (действие патента досрочно прекращено из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе, дата прекращения действия патента: 19.08.2012).
Согласно описанию данного промышленного образца, автомобиль для перевозки пассажиров отличается:
- наличием дверей на заднем борту кузова;
- наличием в салоне места для размещения инвалида вместе с креслом-коляской;
- наличием ремней безопасности инвалида и механизмом фиксации колес кресла-коляски;
- наличием съемных телескопических направляющих для колес кресла-коляски.
В тоже время, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" после внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 утвержден технический регламент Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств (далее - Регламент).
В соответствии с п. 75 Регламента проверка выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию осуществляется в форме предварительной технической экспертизы конструкции на предмет возможности внесения изменений и последующей проверки безопасности конструкции и технического осмотра транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями.
В ходе проверки безопасности конструкции транспортного средства удостоверяются в том, что после внесения изменений в конструкцию транспортного средства его безопасность соответствует требованиям настоящего технического регламента.
В силу п.п. 78-80 Регламента внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая проверка выполнения требований настоящего технического регламента осуществляются по разрешению и под контролем подразделения органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, установленном нормативными правовыми актами государства - члена Таможенного союза.
По результатам рассмотрения представленных документов территориальное подразделение органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
Номер свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности вносится подразделением органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения в документ, идентифицирующий транспортное средство.
Наличие в указанном документе номера свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности является необходимым условием для разрешения дальнейшей эксплуатации транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями.
Таким образом, внесение в конструкцию транспортного средства изменений, обеспечивающих возможность доступа в салон инвалидов-колясочников, а также их размещения внутри салона, влияет на обеспечение безопасности дорожного движения, и, следовательно, требует проведение повторной сертификации транспортного средства.
В этой связи Ростовское УФАС России запрашивало у ЗАО "АТП N 5" доказательства направления заявления на внесение изменений в конструкцию транспортного средства в органы ГИБДД (иные органы, организации), а также свидетельства о соответствии конструкций транспортных средств требованиям безопасности.
В материалы дела ЗАО "АТП N 5" представило 2 заявления на внесение изменений в конструкцию транспортного средства от 11.03.2015 г. направленные в органы ГИБДД.
Ростовским УФАС России в адрес Управления ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области (далее - Управление) направлен запрос о предоставлении информации о поступлении в адрес Управления от ЗАО "АТП N 5" заявлений на внесение изменений в конструкцию спорных транспортных средств путем установки приспособлений для перевозки инвалидов.
В ответ на данный запрос Управление пояснило, что по состоянию на 03.04.2015 г. ЗАО "АТП N 5" с заявлением на внесение изменений в конструкцию вышеуказанных автомобилей не обращалось, свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства не выдавались.
Из вышеизложенного следует, что ЗАО "АТП N 5" не получило в установленном законом порядке свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности и тем самым не могло декларировать в своей заявке на участие в конкурсе информацию о том, что предлагаемые автобусы оснащены приспособлениями для перевозки инвалидов.
Кроме того, в рамках рассмотрения дела Ростовское УФАС России направляло в адрес ООО ПКФ "Луидор" (изготовитель автобусов марки Mercedes-Benz 223602 и 223203) запрос о возможности установки в спорных автобусах приспособлений для перевозки инвалидов и предоставлении информации о пассажировместимости вышеуказанных транспортных средств, в случае установки данных приспособлений.
В своем ответе ООО ПКФ "Луидор" сообщило, что возможность оборудовать спорные автобусы приспособлениями для перевозки инвалидов в колясках имеется при существенном изменении конструкции. При этом пассажировместимость уменьшится минимум на 5 посадочных мест.
Таким образом, ЗАО "АТП N 5" представило в составе заявки недостоверные сведения об оснащении 2 автобусов приспособлениями для перевозки инвалидов, что позволило обществу необоснованно набрать 40 баллов.
2. В подтверждение информации о показателе экологичности транспортных средств ЗАО "АТП N 5" представило копии ПТС автобусов, согласно которым:
- MERCEDES-BENZ - 223602: VIN - <_> ПТС N <_> гос.номер <_> имеет экологический класс Пятый.
- MERCEDES-BENZ - 223203: VIN - <_> ПТС N <_> гос.номер <_> имеет экологический класс Пятый.
В рамках рассмотрения дела ООО ПКФ "Луидор" указало, что транспортное средство MERCEDES-BENZ - 223203 имеет Четвертый экологический класс. Представлена копия ПТС данного транспортного средства, согласно которой экологический класс данного автобуса является Четвертым.
В этой связи Ростовское УФАС России запрашивало у ЗАО "АТП N 5" оригинал ПТС транспортного средства MERCEDES-BENZ - 223203.
Однако в материалы дела и на заседание Комиссии данный оригинал представлен не был.
Таким образом, ЗАО "АТП N 5" представило в составе заявки недостоверные сведения об экологическом классе автобуса MERCEDES-BENZ - 223203 (согласно заявке 2 автобуса Евро 5, а по факту 1 автобус Евро 5, 1 автобус Евро 4), что позволило обществу необоснованно набрать 5 баллов.
3. ЗАО "АТП N 5" в своей заявке продекларировало, что спорные автобусы имеют багажное отделение и оснащены кондиционером, в связи с чем ему начислено 80 баллов.
Вместе с тем, в письме (вх. N 5730 от 15.04.2015 г.) ООО ПКФ "Луидор" указало, что в автобусе MERCEDES-BENZ - 223203 не предусмотрено багажное отделение и нет кондиционера.
Доказательств установки данных приспособлений ЗАО "АТП N 5" не представлено.
Таким образом, ЗАО "АТП N 5" представило в составе заявки на участие в конкурсе недостоверные сведения об оснащении одного из транспортных средств багажным отделением и кондиционером, что позволило ему необоснованно набрать дополнительные 40 баллов (20 баллов за багажное отделение и 20 баллов за кондиционер).
В соответствии с п. 4.2.2 конкурсной документации к участию в конкурсе не допускаются перевозчики, которые представили документы, содержащие недостоверные сведения.
При этом, как указывалось выше, конкурсная заявка ЗАО "АТП N 5" содержала сведения, не соответствующие действительности.
В этой связи конкурсная заявка ЗАО "АТП N 5" подлежала отклонению на основании п. 4.2.2 конкурсной документации.
Как следует из материалов дела, ЗАО "АТП N 5" по лоту N 17 начислено 672 балла, из них 85 баллов в связи с представлением недостоверных сведений. При этом перевозчику, занявшему 2-е место, начислено 669 баллов.
В силу п. 9 ст. 4 ФЗ "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам.
Согласно ч. 1 ст. 14 ФЗ "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция не допускается.
Таким образом, в действиях ЗАО "АТП N 5", выразившихся в предоставлении в составе заявки на участие в конкурсе N 19 по лоту N 17 недостоверных сведений об оснащении автобусов приспособлениями для перевозки инвалидов, экологическом классе, наличии багажного отделения и кондиционера одного из автобусов, содержится нарушение ч. 1 ст. 14 ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с ч. 3 ст. 41 ФЗ "О защите конкуренции" в решении по делу о нарушении антимонопольного законодательства содержатся выводы о наличии или об отсутствии оснований для выдачи предписания и перечень действий, включаемых в предписание и подлежащих выполнению.
Как следует из материалов дела, 25.02.2015 г. в соответствии с итогами конкурса между Министерством транспорта Ростовской области и ЗАО "АТП N 5" заключен договор N 15-Г о выполнении пассажирских перевозок по маршрутам, включенным в лоты NN 13, 16, 17, в связи с чем, Комиссия неправомочна выдать предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства.
Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
1. В действиях ЗАО "АТП N 5" содержится нарушение ч. 1 ст. 14 ФЗ "О защите конкуренции".
2. Предписание ЗАО "АТП N 5" не выдавать в связи с отсутствием оснований.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 26 июня 2015 г. N 290/04
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016